Упомянутая публикацией о Слоне Бернини готическая базилика Санта Мария сопра Минерва вполне заслуживает отдельного повествования. Храмов этого архитектурного стиля в Риме больше не сохранилось, и здесь готика лишь внутри. Церковь живописна своим красочным, разнообразным убранством, знаменита историей возведения и соседством с Пантеоном.
Долгое время полагали, что здесь ранее находился храм Минервы, римской богини мудрости. Греки именовали ее Афина, египтяне – Изида, выяснено, что храм был посвящен божеству Египта. Тем не менее, по первоначальному варианту, площадь получила имя Минервы. Христианский храм получил приставку – над Минервой, так и устоялось. Создавали его строители из Флоренции, оставшиеся безвестными. Наружный готический облик изменен на барокко зодчим XVI века Карло Мадерна, завершавшим собор Святого Петра.
Внешний облик и история
Изначально здание базилики Санта Мария сопра Минерва принадлежала монахам ордена доминиканцев, активистам инквизиции. Поэтому многочисленны мнения о проведении в стенах храма процедур осуждения еретиков. На самом деле для этого перпендикулярно пристроено отдельное здание, соединенное с храмом переходом. А вот сожжение упорствующих в отрицании церковных догм на месте обелиска – вполне возможно. Так в 1600 году закончил жизнь Джордано Бруно, предположивший бесконечность Вселенной.
Галилей в 1633 году сохранил себе жизнь отказом от убеждений, получив пожизненное заключение на собственной вилле. Девять лет унижения, потеря зрения не помешали гению предложить способ измерения скорости света, изобрести маятниковые часы. Базилика Санта Мария сопра Минерва была ближайшим храмом к судилищу, но не местом его проведения. Отклонившийся от готики главный фасад выглядит скромно, выделяются картины над дверными проемами (десюдепорты) и круглые окна, лучше видимые изнутри.
Снаружи они закрыты дополнительным остеклением и забраны решетками, после входа выглядят гораздо более красочно. Ранний вариант готического переплета, названного розой, украшен очень красочным витражом. Прихотливые узоры орнамента раскрашены столь яркими красками, конечно, не при строительстве. Они восстановлены при реконструкции, выполненной в XIX веке в значительном объеме. Витражей в храме много, самых разнообразных, как в боковых стенах, так и самые крупные – в алтарной апсиде.
Интерьер и реликвии базилики Санта Мария сопра Минерва
Внутреннее пространство базилики Санта Мария сопра Минерва разделено на три нефа, главный алтарь — в центральном. Своеобразна конструкция перегородок, квадратные в сечении колонны арок дополнены накладными половинами круглых колонн. Внутри они короче и держат арочные дуги, на проходе выше, на эти опирается свод. Расходящиеся от капителей ребра пересекаются в верхних точках, паруса между ними окрашены ярко синим. Необычным является помещение в алтарном пространстве гробницы святой Екатерины Сиенской.
Надгробие еще будет показано, упомянем про едва видимый на этой фотографии шедевр Микеланджело, слева от алтаря. Статуя Воскресший Христос, выполненная самим Буонарроти, — одна из реликвий базилики Санта Мария сопра Минерва.
Произведение великого мастера сделало бы честь любому из мировых музеев, как и расположенная справа статуя Иоанна Крестителя (не видна из-за колонн). Ее автор оказался неизвестным нам скульптором, работа вполне достойная. Перед рядами скамеек для прихожан – статуя Святой Марии с младенцем.
Произведение религиозной скульптуры по католическому обычаю выполнено раскрашенным. Для православия это не характерно, воспринимается игрушечным, но чужие монастыри не критикуют. Постамент уставлен живыми цветами в разнообразных емкостях, окружен специальными стеллажами для свечей. Внизу — несколько ящичков со свечами, посередине тумба с прорезью для пожертвований. Титульный персонаж, которому посвящена базилика Санта Мария сопра Минерва, пользуется необыкновенной популярностью.
Священная реликвия алтаря базилики
Боковые нефы базилики Санта Мария сопра Минерва содержат много захоронений известных в разной степени людей. Здесь — настоятели храма, сплошь в кардинальском чине, римские папы, в том числе из рода Медичи. Многими особо почитается могила великого художника монашеского статуса, Фра Бартоломео, в миру — Бартоломео делла Порта. Обладал непревзойденной техникой рисования, работал исключительно в религиозной тематике. Однако главной для верующих достопримечательностью и ценностью считаются мощи Екатерины Сиенской.
Это не просто святая, она причислена к Учителям Церкви, женщин среди выдающихся богословов всего четыре. Своими проповедями и произведениями заработала значительный авторитет, сыграла видную роль в возвращении Риму папского престола. Погребение на месте кончины сопровождалось обезглавливанием трупа, голове предназначалось находиться на родине, в городе Сиена. По легенде, римская стража обыскивала поклажу, но обнаружила груз розовых лепестков. По прибытии на место в поклаже снова оказалась голова святой.
Декоративные детали
Изображение Святого семейства популярно в любом церковном искусстве, как в иконописи, так и в скульптуре. Базилика Санта Мария сопра Минерва библейский сюжет представляет в виде инсталляции, словно на театральной сцене. Раскрашенные объемные фигуры, пейзаж в роли декораций выглядят непривычно, но выполнены тщательно. Критиковать непривычные изобразительные приемы, особенно в храмовом искусстве, неправильно и неэтично. Люди веками привыкали к такому обрядовому фону, это их привычная среда.
Частично рассмотренное использование витражей Санта Мария сопра Минерва некоторыми образцами таких изделий просто поражает. Очень красочно выполнено традиционное готическое окно с образами Учителей Церкви, если догадка правильна. Расходящиеся от образа Богородицы лучи с символикой Святого Духа (стилизованный голубь) заканчиваются портретами признанных церковных лидеров. При желании можно попрактиковаться в прочтении имен или прозваний, начертанных позади фигур.
Екатерина Сиенская угадывается по сходству облика с известными изображениями, плюс две буквы названия города. Она в правой части круга, под лысым мужчиной в кардинальском облачении. Людовик Святой опознается по короне и буквам надписи, он в направлении вниз и влево от Богородицы. Таким образом постепенно можно распознать всех изображенных на этом витраже, но это всего треть от признанных Учителями Церкви. Признание старинных деятелей продолжают и нынешние римские папы, титул стал как бы академическим.
Базилика Санта Мария сопра Минерва описана в публикации намеренно фрагментарно. Она в реальности гораздо более насыщенна надгробиями, выполненными известными скульпторами. Много здесь живописных полотен, выполненных известными художниками, многочисленных церковных принадлежностей. Не показан ни храмовый орган, ни статуя работы Микеланджело вблизи. Сделано это сознательно, чтобы при личном посещении Санта Мария сопра Минерва не казалась давно знакомой.