Высота и величественность главного купола Софийского собора для верующих христиан омрачается утратой лика Спасителя, некогда украшавшего высшую внутреннюю точку храма. Вместо него мусульмане разместили по окружности цитату из Корана, хотя ее смысл выдается как оправдание захвата Византии – именем Аллаха, милость которого вечна и безгранична. Зато сохранилась благодаря штукатурной защите мозаика Богородицы с Иисусом на руках в апсиде – алтарном помещении в восточной стене собора. Изображена она сидящей на подушках, уложенных на скамью.
Полусферический неполный купол апсиды уступает в высоте главному, но многоярусное сооружение с рядами живописных окон тоже достойно восхищения. Именно здесь со смещением к югу от восточной оси здания установлен мусульманский михраб, показывающий направление на Мекку. Ритуальная принадлежность иной религии украшена в тон общему оформлению интерьера храма, а арабская вязь размещена не только на михрабе, но и на стенах собора. Такова участь захваченных ценностей, и переделывать свершения истории уже не стоит.
Со второго яруса центрального нефа Софийского собора прекрасно просматривается его внутренняя конструкция, строительные и декоративные элементы. Бросается в глаза широчайшее использование колонн разной высоты и диаметра, с разным оформлением капителей и и арок на колоннах. Проходные балконы ярусов оборудованы ажурными металлическими перилами.
Освещение внутри собора прекрасное из-за большого количества крупных окон, особенно во фронтальной стене на всех трех уровнях. Здесь, как и повсюду, размещены большие круглые щиты черного цвета, на которых золотой вязью написаны имена Аллаха, пророка Мухаммеда и первых его халифов.
Напротив михраба, севернее ниши православного алтаря, установлено особое ритуальное сооружение Османской империи – ложа султана. Выглядит она как роскошная шестигранная садовая беседка, приподнятая над полом на полтора человеческих роста мраморными колоннами. Стенки ложи выполнены из ажурных решеток, сооружение богато украшено золотом, перламутром и слоновой костью. Султан и его сыновья снаружи были практически невидимы, им же наблюдать за службой и поведением прихожан ничего не мешало.
Еще одно отличие от православного храма – бросающаяся в глаза яркость освещения. Сняты ставни с окон, и вся громада собора наполнена солнечным светом. Нижнее пространство освещается множеством светильников, подвешенных к потолку на длинных цепях лишь немного выше человеческого роста. Против полумрака христианских храмов разница разительная, объяснить которую могут только большие знатоки религий.
На парусах, поддерживающих купол Софийского собора, сохранились изображения 4-х евангелистов в образах серафимов. Скрытые штукатурными масками лики избранных апостолов, писавших жизнеописания Христа и другие библейские тексты, открыли совсем недавно, и то не все. Нелогичное решение – Спаситель и Богоматерь доступны, а лучшие ученики остаются инкогнито на самых видных местах храма. Тем более освещение здесь именно самое лучшее, все внутреннее оформление выглядит прекрасно, и вдруг нечто бесформенное.
Софийский собор, вобравший достижения римской архитектуры и ее предшественников из Древней Греции и других цивилизаций, стал первым образцом чисто византийских построек. И он же, волей судьбы, пережил переделку в предмет поклонения иному божеству и лицезрел закат всей византийской цивилизации. Воистину неисповедимы пути того божества, которого волен выбирать для себя каждый. Можно и только в себя верить, но общечеловеческие ценности, к которым безусловно принадлежит Софийский собор в Стамбуле, надо знать и беречь.
Стамбул богат мечетями, как переделанными из православных византийских храмов, так и собственными постройками мусульманских зодчих. Талантливые и плодовитые исламские архитекторы создали много оригинальных шедевров, чего стоит только великолепная Голубая мечеть. Вполне логично было бы разделить подлинные мечети от переоборудованных, причем просто переменой места расположения алтаря, а не настоящей переделкой. Вернуть на место иконостас со святыми для христиан образами, а на купола – православные кресты?
Беcсмысленно обсуждать дела давно минувших дней, судить об истинности верования или повторно делить территории. Надо жить единым человечеством, терпимым и беззлобным, и наслаждаться природными и рукотворными красотами. Пример перед глазами: разве не прекрасен древнейший Софийский собор в лучах восходящего солнца?












