Универсальные автомобили
Следующая подборка фотографий демонстрирует разнообразие применения автомобилей в разных областях деятельности. Показаны советские внедорожники ГАЗ и УАЗ, которыми пользовались и воинские командиры, и председатели колхозов, и партийные руководители в бездорожной глубинке. Модель ГАЗ-69 выпускали два десятилетия, сначала в Горьком, затем в Ульяновске. Были и открытые варианты, и с верхом из брезента, и целиком металлические.
Газик 69-й модели надолго остался лучшим советским внедорожником, их было выпущено более полумиллиона экземпляров только в СССР, не считая произведенных по лицензиям в Румынии и Северной Корее. Почти 60 стран мира закупали ГАЗ-69, произведенные в Горьком. Для армейских нужд модель использовали и как командирский, и как носитель противотанковых ракет комплекса Шмель.
Конструктивно на ГАЗ-69 было похоже детище завода в Ульяновске – УАЗ-469, похожий на оригинал даже нумерацией модели. Машина отличалась от предшественника рядом технических новшеств, повышающих ее надежность, и заменила Газик во всех обширных областях использования. Выпускал эти автомобили не только в Ульяновске, документация была предоставлена на заводы в Азербайджане и Украине, во Вьетнаме, ГДР и на Кубе.
В 1970-х годах УАЗ-469 достиг ледника на Эвересте и смог спуститься, чего не сделал даже Лендровер, но мировой рекорд получил зарубежный автомобиль. В 2010 году Уазик побил рекорд КИА по числу пассажиров – в 5-местную машину влезли 35 человек против 23 у корейца, и наш внедорожник попал в Книгу Гиннеса.
Нашла применение в спецслужбах и довольно проходимая Нива, также с очень широким кругом пользователей. Разрабатывали конструкцию уже по окончанию контракта с Фиатом, то есть собственными конструкторскими силами. Задачу поставил тогдашний глава правительства Косыгин – совместить проходимость с комфортабельностью.
У машины был постоянный полный привод и несущий кузов, отлично проявили себя как в сельской местности, так и в любых, даже экстремальных, условиях. Показан вариант для пожарных, но использовали ВАЗ-2121 все спецслужбы, многие предприятия. Незаменимой стала машина для любителей охоты и рыбной ловли, садоводов и грибников.
Машины медиков и такси
Впервые автомобили для помощи больным применили в 1881 году в Австрии, после унесшего множество жизней пожара в венском театре. Российская экстренная служба появилась в 1889 году в Москве. Скорой помощи был нужен малый автобус для перевозки лежачих больных, и его создали несколько заводов.
На фото показан микроавтобус фирмы РАФ с обозначением 22031-01, созданный и оборудованный в содружестве с финнами. Эта машина была основой парка Скорой помощи до создания Газелей на заводе в Нижнем Новгороде, бывшем Горьком. Последним заказом России в Риге стал автомобиль для перевозки покойников, вскоре перестало работать некогда успешное предприятие.
Разраставшаяся сфера индивидуальных пассажирских перевозок, тогда целиком государственная, выбрала как базовую модель Волгу. Машину легко было опознать по преимущественно желтой окраске и шашечкам, что соответствовало американским и европейским традициям.
Сочи Автомузей показывает в числе прочих машину такси Волга 24-01, хотя для индивидуальных перевозок пассажиров использовались практически все модификации Волг. С распадом СССР и расцветом частных перевозок такси разбавились разными машинами, позднее распространились маршрутные такси – микроавтобусы, преимущественно Газели.
Грузовые и милицейские автомобили
Автозавод имени Ленинского комсомола, а также его филиал в Ижевске экспериментировал с выпуском комбинированных авто для перевозок не только пассажиров, но и грузов. Среди моделей был кузовной пикап, выпускаемый на ижевском заводе под маркировкой ИЖ-27151. Машина имела открытый кузов для грузов, в кабине, кроме водительского, было одно место для пассажира.
В модельной линейке ижевского завода основным был небольшой фургон, получивший за облик прозвание Каблук. ИЖ-2715 долгое время был единственной машиной для развоза мелких грузов, выпускался почти 30 лет. От Москвича-412 оставили переднее сиденье, дополнив фургоном, вмещающим до полутонны грузов.
Милиция использовала несколько моделей машин, выбирая их преимущественно по скоростным показателям. Учитывалась при этом престижность моделей, растущая по мере повышения в званиях и должностях. Ближайшее к народу подразделение милиции – ГАИ использовали машины демаскирующей внешности, что предохраняло автолюбителей от нежелательных контактов.
Предыдущий раздел обзора, описывающего Сочи Автомузей, выхватывал из рядов экспозиции машины разнообразного назначения от различных производителей. Далее представляем автомобильные заводы по отдельности, их модельные ряды либо особо примечательные автомобили.
Я бы хотела побывать! Мне кажется, это очень интересно. Даже специально погуглила информацию и фотографии. Где еще предстоит такая возможность увидеть слияние разных эпох машиностроения? Вот только не совсем поняла, что тут с экскурсионной программой, точнее с аудио гидом или экскурсоводом, на каких языках можно послушать рассказ и на сколько он рассчитан по времени.
Мы были в этом музее в 2016 году и аудиогидов там не было, но все течет, все меняется. Экскурсии проводятся за дополнительную плату, а по поводу языков я затрудняюсь сообщить.