Исчезнувший Москвич
Московский завод малолитражных автомобилей некоторые еще помнят под последним названием АЗЛК – автозавод имени Ленинского Комсомола. Несколько старых имен предприятия, запущенного в 1930 году, канули в прошлое. После распада СССР завод обанкротился и был ликвидирован. Сочи Автомузей представляет последний автомобиль АЗЛК – Москвич-2141 под брендом Святогор.
Святогор, а ранее Алеко (по первым буквам названия завода) выпускался с 1986 по 2002 год, впущено более 700 тысяч машин. Удачная в целом машина не получила нужного двигателя, ухудшение качества комплектующих снизило и спрос. Неудачный менеджмент довершил крах предприятия.
Первый после первоначально выпускавшихся копий Фордов собственный Москвич-400 завод выпускал с 1946 года. Усовершенствованная модификация М-401, показанная на фото – с 1954 по 1956. Машину скопировали с довоенного немецкого Опель Кадет по трофейным образцам.
Историческая ценность данной модели в том, что он первым в СССР стал доступен для индивидуального пользования. Москвичи стали средством передвижения, хотя доступны были в то время немногим.
Устаревший прототип породил уродливое продолжение, поэтому от архаичного Москвича-401 потребовалось несколько переходных моделей. Ими были по порядку выпуска марки 402, 407 и 403, показанная на фотографии.
Модель избавлена от выпирающих элементов корпуса, приобрела нормальный аллигаторный капот вместо поднимающихся боковых створок. Поименованные модели выпускались с 1956 по 1965 год, в сумме произведено более полумиллиона экземпляров.
Третье поколение автомобилей Москвич выпускалось с 1964 по 1988 годы, базовыми моделями первой половины периода были седаны Москвич-408 и Москвич-412. Были освоены варианты кузова Универсал и Фургон.
С середины 1970-х годов базовым стал Москвич-2138, затем 2140. К названным типам кузовов добавился пикап. Таким модельным рядом АЗЛК встретил распад Советского Союза, успев приступить к производству Москвича-2141 и его модификаций.
Ижевский завод
Завод в Ижевске, как и АЗЛК, имел непростую историю, но с иным финалом, которого Сочи Автомузей не касается – слишком недавняя история. Строило его ведомство оборонной промышленности по личной инициативе Устинова, позднее переведенного министром обороны СССР. Начав стройку в 1965 году, военные строители обеспечили начало выпуска машин уже через год. Начав с выпуска Москвича-408, завод освоил несколько моделей по документации АЗЛК, выпуская под своей маркой, как ИЖ-2125 на фото.
С эмблемой завода в Ижевске выпускался и самый ходовой автомобиль АЗЛК, 412-я модель. Этих машин здесь выпущено более 2,3 миллиона штук, а предыдущей марки менее полумиллиона.
До дефолта страны в1998 году Ижмаш-Авто был так или иначе привязан к оборонному Ижмашу, который определял и модельный ряд, и объемы выпуска. Однако рынок такой метод не приемлет, и завод скатился в убыточность. Только смена собственника спасла завод от банкротства, менеджмент оставил завод действующим.
Еще о Москвичах
Показывает Сочи Автомузей и грузопассажирский Москвич-434, версию 412-й модели. От предшествовавших фургонов модель отличается цельной дверью вместо двухстворчатой.
В начале раздела о Москвичах ухе говорилось о модели Алеко как предшествующей Святогору. Нашелся и сам Москвич-2141 Алеко собственной персоной.
На примере АЗЛК мы видим разницу подходов к развитию советской эпохи и рыночной экономики. Трижды орденоносное предприятие не выжило в новых условиях, не выдержав конкуренции иностранных моделей.
Отвлекаясь от автомобилей
Довольно непривычно выглядит один из экспонатов, выставленный в экспозиции Сочи Автомузея. Трехколесный аппарат – мотоколяска К-1В после войны производилась на Киевском мотоциклетном заводе, выпуск продолжался до 1951 года. Механизму недоставало мощности двигателя, поэтому приспособили дополнительную ручную педаль.
Средство передвижения для инвалидов Великой Отечественной войны в короткие сроки создали на базе мотоцикла Киевлянин, предшественника знаменитого Днепра. В 1951 году документацию передали на Серпуховский мотозавод, где для инвалидов на ее основе разработали более мощное и удобное трехколесное устройство, уже с крышей.
Последний снимок сделан на выходе, в кадр попали разного устройства велосипеды. Здесь и детский трехколесный, и подростковый, и взрослый варианты.
На заднем плане обеих последних снимков мелькают мотороллеры, но их осмотром мы решили пренебречь. Читатели обзора могут поступить иначе, более подробно оглядев Сочи Автомузей. Если же окажетесь в центре России, при случае посетите тульский мотомузей, там полная коллекция мотороллеров и почти все мотоциклы.
Я бы хотела побывать! Мне кажется, это очень интересно. Даже специально погуглила информацию и фотографии. Где еще предстоит такая возможность увидеть слияние разных эпох машиностроения? Вот только не совсем поняла, что тут с экскурсионной программой, точнее с аудио гидом или экскурсоводом, на каких языках можно послушать рассказ и на сколько он рассчитан по времени.
Мы были в этом музее в 2016 году и аудиогидов там не было, но все течет, все меняется. Экскурсии проводятся за дополнительную плату, а по поводу языков я затрудняюсь сообщить.