Волжский автозавод в Тольятти
Возведение автогиганта методом Всесоюзной комсомольской стройки проходило по контракту с итальянской компанией Фиат. Построили Волжский автозавод в чистом поле, с полного нуля за три с небольшим года. В марте 1970 отштамповали первые корпуса знаменитой Копейки – ВАЗ-2101 Жигули, фактически клона Фиат-124. Осенью этого же года первый ж/д состав машин отправили в столицу.
Госприемку завода провели только в конце 1973 года, после выпуска первого миллиона авто. Вместе с отличной оценкой объекта капитального строительства завод получил и орден Трудового Красного Знамени. Копейку до сих пор можно встретить на дорогах России, хотя выпускать ее перестали в 1988 году. Выпущено было почти 5 миллионов машин ВАЗ-2101. Параллельно выпускалась модель с кузовом Универсал.
Универсал ВАЗ-2102 во многом идентичен первой модели, кроме типа кузова. Сплошное заднее сиденье можно было разложить, получив приличную грузовую платформу.
Еще один комплект документации по договору с Фиатом был предоставлен на модель Фиат-125, по требованию советской стороны переделанный итальянцами с унификацией со 124-той. На ее основе выпускалась модель ВАЗ-2103.
Усовершенствование ВАЗ-2103 уже собственными силами завершилось в 1976 году созданием ВАЗ-2106, которую выпускали до 2006 года. Этот автомобиль за 30 лет выпущен в количестве 4,3 миллиона штук, он до сих пор активно присутствует на вторичном рынке.
Семерка – ВАЗ-2107 произошла тоже от первоначального образца – Фиата-124, с учетом усовершенствований модели ВАЗ-2105 до люксового качества. Это была последняя модель так называемой Классики – заднеприводных авто. Производили этот автомобиль по 4 завода в России и Украине, еще по одному в Египте и Азербайджане. Наше производство ВАЗ-2107 прекратилось в 2012 году, продолжалось также 30 лет.
От классики к переднему и полному приводу
Проектирование и подготовка производства для выпуска переднеприводных машин длилось с начала 1970-х годов. Существенным минусом машины было наличие только двух боковых дверей, для входа пассажиров заднего ряда нужно было вставать передним и наклонять свое кресло.
Тем не менее машина была достаточно популярна, особенно среди молодежи. Прозвали эту модель Зубило за сходство очертаний со слесарным инструментом, официальное наименование Спутник не прижилось в народе. Выпуск ВАЗ-2108 стартовал в 1984 году и завершился в 2003-м.
Первый отечественный минивэн ВАЗ-2120 под брендом Надежда Волжский завод выпускал с 1998 года всего 8 лет. Семейный автомобиль имел сдвижную дверь пассажирского салона, напоминая микроавтобус. Полный привод был использован по аналогии с Нивой.
Производство Надежды велось малыми сериями из-за слабого спроса на непривычную машину. Удлиненная пятидверная Нива и импортные минивэны больше устраивали отечественного потребителя. Выпущено было всего порядка 8 тысяч экземпляров.
Первый вазовский внедорожник, известный как ВАЗ-2121, Нива и Лада 4*4, — рекордсмен по сроку выпуска. Первые сошли с конвейера в 1977 году, сообщений о снятии с производства пока не было. Признание и призы, копирование за рубежом лишь дополнили народное признание машины.
Зкипажи на Нивах были призерами многих многодневных гонок, а также использовались как машины безопасности. В Тибете машина покорила высоту более 5700 метров. Доставленная на Северный полюс завелась и ездила, а в Антарктиде набегала больше 10 тысяч километров на станции Беллинсгаузен.
Я бы хотела побывать! Мне кажется, это очень интересно. Даже специально погуглила информацию и фотографии. Где еще предстоит такая возможность увидеть слияние разных эпох машиностроения? Вот только не совсем поняла, что тут с экскурсионной программой, точнее с аудио гидом или экскурсоводом, на каких языках можно послушать рассказ и на сколько он рассчитан по времени.
Мы были в этом музее в 2016 году и аудиогидов там не было, но все течет, все меняется. Экскурсии проводятся за дополнительную плату, а по поводу языков я затрудняюсь сообщить.