Одна из старейших русских обителей, мужской Свято-Юрьев монастырь, находится южнее Великого Новгорода, как и город, на левом берегу Волхова. В пределах прямой видимости, на расстоянии менее километра, расположен ранее описанный нами Музей народного деревянного зодчества Витославлицы. Бытует предание, что основал Свято-Юрьев монастырь и его старейший, центральный по расположению Георгиевский собор сам Ярослав Мудрый.
Правдоподобности легенде придает известный факт о наречении Ярослава, сына Крестителя Руси (князя Владимира), при его крещении именно Георгием. Видимо, в те времена данное при рождении имя Ярослав отсутствовало в Святцах. Против только летописи, называющие датой основания 1119-й год, при том, что великий князь Ярослав Мудрый скончался в 1054-м. На заглавном фото нашего обзора показан другой храм, Крестовоздвиженский, отличающийся голубыми куполами.
Он находится в правом дальнем (северо-восточном) углу территории, на стыке северной и восточной крепостных стен. Все сооружения отлично видны на высотной фотографии, расположение обители на ней только слегка отклонено от правильной ориентации. Предлагаемая туристам для ориентировки схема, где Свято-Юрьев монастырь практически развернут на 180 градусов, с фото не совпадает. Зато обозначены все соборы, церкви и иные строения.
Туристическая схема удобна только тем посетителям, которые попадают в Свято-Юрьев монастырь с северного входа, через арку в главной колокольне обители. Тогда перед ними реальное изображение представшего перед ними объекта, где можно увидеть все примечательное на его территории. Здесь несколько религиозных строений разного возраста и величины, жилые корпуса и кое-что еще.
Свято-Юрьев монастырь – осмотр территории
Несколько сужающихся арок вводят посетителей в Свято-Юрьев монастырь через проход в здании колокольни, с северной стороны обители. На стене у входа совершенно скромная табличка, ни дат основания, ни ссылок на охрану государством. Между тем комплекс зданий является памятником культуры российского и мирового значения, в 1992 году внесен в соответствующий список ЮНЕСКО.
Пройдя арку в колокольне, большинство посетителей осматривают самое высокое здешнее строение еще раз. Бросается в глаза несоразмерность верхней и нижней частей четырехъярусной колокольни. Рассказывают, что при рассмотрении проекта император Николай Первый убрал еще один, средний ярус, чтобы не было сооружение на окраине страны выше колокольни Ивана Великого. Сейчас высоченная звонница в 52 метра – одна на все храмы обители.
Строилась колокольня в 1838-41 годах, после кончины знаменитого архимандрита Фотия, основавшего все храмы обители, возведенные или перестроенные в XIX веке. Звонницу финансировала его духовная дочь Анна Орлова-Чесменская, одна из богатейших помещиц России того времени. Руководил стройкой архитектор Соколов, а проект приписывают знаменитому Карлу Росси, и скорее всего средний ярус он предусматривал.
Неизвестен автор и время строительства беседки – ротонды на монастырской территории, выполненной в парковом стиле, но для иных нужд. Под покоящимся на колоннах сводом находится массивная купель, о точном назначении которой сведений нет. Бытующее мнение о прежде находившемся здесь святом источнике другие данные опровергают, предполагая предназначением купели совершение обряда крещения.
Отсутствие воды в емкости делает разбирательство о ее предназначении лишенными шансов на верное разрешение. Обозреватель склонен доверять тем специалистам, которые говорят о наличии на этом месте источника воды. Скорее всего, он когда-то признавался целебным и священным, иначе кто бы стал заниматься таким оформлением. При наличии воды и обряд крещения вполне возможен был, так что противоречия в версиях отсутствуют.
Объекты и впечатления от осмотра
Спасский собор украсил Свято-Юрьев монастырь в 1820-х годах, в бытность архимандритом – настоятелем уже упомянутого Фотия. Классический четверик венчается пятью главами, символизирующими в православии Христа и апостолов, авторов евангельских текстов.
Традиционная конструкция здания объясняется церковным мировоззрением настоятеля, прослывшего религиозным консерватором. По совпадению, фамилия его в миру – Спасский.
Расположение ровно напротив более значительного здания Георгиевского собора приуменьшает значение Спасского, по крайней мере визуально. С другой стороны, классическое пятиглавие смотрится более гармоничным, чем три несимметричные главы древнейшего собрата. Следует учитывать, что наполнение храмами разного посвящения всегда считалось достоинством и богатством монастырей, богатством духовным.
На сделанном случайно снимке второстепенного участка монастырской территории видна линия электропередачи. Это говорит и о действующем статусе обители, и о внедрении благ цивилизации в жизнь послушников. Удивительно малое число постоянно проживающих здесь слуг Божьих объясняется, скорее всего, отдаленностью от центральных городов. Великий Новгород, хоть и вернул статус областного центра, с 200 тысячами жителей к таким не относится.
Прибывающим туристам количество похожих на монахов людей кажется достаточно значительным. Дело в том, что имеющиеся помещения Свято-Юрьев монастырь предоставляет для проживания и обучения будущих священнослужителей. Здесь с 2005 года по решению религиозных властей базируется Новгородское духовное училище. Оно в далеком прошлом занимало здание в кремле, где ныне народный музей Аренского, Лядова и Рахманинова.
Главная святыня обители и Великого Новгорода
Если Свято-Юрьев монастырь теоретически мог быть основан Ярославом Мудрым, — мало ли, затерялась летопись с упоминанием 1030 года, то Георгиевский собор явно построен позже. Облик этого храма значительно отличается и от новгородского, и от киевского Софийских соборов. Почти кубический главный объем визуально кажется вытянутым в высоту за счет вертикальных ложных арок во всю высоту стен и узких, вытянутых вверх оконных проемов.
Главным же отличительным признаком здешнего храма является наличие всего трех глав, что встречается достаточно редко. Православие трактует три купола как символ Святой Троицы, одного из главных и трудно постигаемых христианских догматов. Утверждаемое им единство и равенство трех ипостасей Бога не очень проглядывает в разных по размеру главах, подтверждая многими оспариваемое главенство Бога-Отца.
Понятнее, или просто проще многих богословов сущность догмата троичности выразил Иоанн Дамаскин, сравнивший это понятие с огнем и светом от него. Однако столь углубляться в богословие не входит в задачи нашего обзора, поэтому рассмотрим сделанные с разных позиций фотографии Георгиевского собора. Северная и южная стены повторяют друг друга зеркально, западный входной фасад отличен от восточного, с алтарной апсидой.
Подлинным организатором строительства Георгиевского собора был сын Ярослава Мудрого – Мстислав, вполне возможно, что по завету Ярослава Мудрого. В столь давние времена не было архитекторов и проектов, сохранялись имена неких, по нашему пониманию, прорабов с широкими полномочиями. Новгородская летопись именует строителя собора Петром, не сохранив более полных сведений.
Не молитвами одними…
На фотографии с южной стороны, сделанной издалека, Георгиевский собор соседствует с колокольней, а перед ними располагается монастырский огород. Не молитвами одними жила братия, тем более молодые студенты, будущие священнослужители.
Нехитрый пейзаж отражает спокойствие и размеренность монастырской жизни, однако не всем дано понять мотивы ухода от жизни мирской. Рассказывать о служении Богу каждому встречному никто не будет, это слишком тонкая и личная материя. Поэтому лучше присесть на лавочку под деревом, передохнуть и перейти к завершению рассказа о визите в Свято-Юрьев монастырь, да и само путешествие пора заканчивать.
Два фото на посошок
Приводим еще одну фотографию Крестовоздвиженского собора, который фигурировал на заглавном изображении обзора. С этого ракурса, подпертый монастырской стеной и соединенный с жилым корпусом, он выглядит совсем миниатюрным и не столь красочным. Звезды на некоторых куполах обесцвечены ярким солнечным светом и не впечатляют столь сильно, как на первом фото. Звезды сохранились с 1823 года, когда был возведен храм.
Именно так выглядят многие российские храмы разных лет постройки, пятиглавые церкви и соборы строились чаще прочих вариантов. Кстати, полное и правильное название этого храма звучит так: собор в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Посвящаются храмы с таким названием находке благочестивой Еленой орудия казни Иисуса Христа, вознесению его над толпой для всеобщего обозрения.
Фотография северной части обители показывает Архиерейский корпус, уже знакомую читателям колокольню и еще одну небольшую церковь на северо-западном углу монастырской территории. Это церковь Михаила Архангела, устроенная в сторожевой башне, разумеется, тоже Михайловской. Ее обустройство в 1831 году организовал все тот же архимандрит Фотий, ярый противник масонства в России, не получивший канонизации до сих пор.
Чтобы закончить рассказ о Фотии, добавим, что лично он убедил Александра Первого запретить в стране масонские ложи. Многие считают, что без этого запрета движение декабристов могло привести к более значительным последствиям, вплоть до свержения самодержавия. Видимо, сильны масоны до сих пор, раз строитель нескольких храмов, священнослужитель высокого статуса не возведен в святые.
Обозреватель подозревает излишние отступления в тексте статьи. Но критиковать самого себя несподручно, просьба читателям не отмалчиваться, критика будет воспринята правильно. А новгородский Свято-Юрьев монастырь пора покинуть, а нашим читателям рекомендуем запланировать собственное путешествие в Великий Новгород и близлежащие достопримечательности, включая этот древний монастырь.