Театральный музей Бахрушина, созданный промышленником и заядлым театралом в конце XIX века – крупнейшее в своем роде собрание. Основатель его Алексей Александрович Бахрушин руководил музеем до своей кончины и при царе, и при советской власти. Здесь собрано множество экспонатов, иллюстрирующих историю театра в России и европейских странах, и посещение хранилища интересно не только любителям театра, но и всем любознательным людям.
Состоятельный человек, А.А. Бахрушин предполагал разместить свою коллекцию в собственном жилище, которое и строилось с учетом этого намерения. Концепция здания разрабатывалась архитектором Карлом Гиппиусом при активном участии заказчика, у одноэтажного особняка был предусмотрен цокольный этаж для экспонатов. Само здание, выполненное в псевдоготическом стиле, является памятником русского зодчества.
Обширный круг знакомств и связей Бахрушина в театральных кругах позволил быстро пополнять собрание все новыми экспонатами, и они постепенно стали заполнять все подсобные, а затем и жилые помещения. Владелец стремился сделать коллекцию общедоступной, однако городская Дума от такого презента отказалась со ссылкой на большие хлопоты с подобными учреждениями на примере Третьяковской галереи.
Приняла собрание Академия наук, и только в 1913 году, а большевики после прихода к власти сделали государственным музеем. По предложению самого Ленина основатель стал его пожизненным директором и оставался таковым до кончины в 1929 году.
Наибольшее количество экспонатов прибывало именно при советской власти, что объяснялось национализацией множества других частных коллекций и передаче их музею Бахрушина благоволившей к заведению большевистской властью. Однако велико и количество предметов и вещей, приобретенных и полученных в дар самим Бахрушиным при всех властях.
В память об этих заслугах обрели сохранность на долгие годы не только предметы коллекции, но и личные вещи и изображения основателя музея, выставленные на самых видных местах.
Начало осмотра музея Бахрушина
Приподнятое над землей расположение жилого этажа заставило предусмотреть парадную лестницу. Она выводит на середину жилого этажа, где посетителей встречает высокая арка входа в залы.
Сама лестница выполнена с каменными ступенями и ограждениями из ценных древесных пород, украшенными искусной резьбой. У входа в первый зал установлены информационные стенды, знакомящие с расположением постоянных разделов и временных выставок.
Еще с нижних ступеней лестницы внимание привлекает узорчатый потолок помещения. Поднявшись, можно разглядеть этот элемент здания более внимательно. Перекрытие выполнено из продольных и поперечных деревянных балок, образующих правильные рельефные прямоугольники.
Узорчатая роспись своеобразным орнаментом, несущим восточный колорит, выполнена в достаточно скромных тонах, не перебивающих прелести деревянных деталей.
Восходящее направление световых потоков, обусловленное конструкцией плафонов люстры, делает потолок самой яркой частью интерьера.
В образованном у верхней части лестницы холле расположены почтенного возраста витрины, посвященные создателю музея Бахрушина, его семейству и истории создания театрального собрания редкостей.
Первоначально это были буфеты, которые изобретательный хозяин приспособил для выставочных целей. Здесь демонстрируются фотографии и официальные документы, свидетельствующие о статусе музейного собрания, полномочиях его основателя и директора.
В интерьере холла, по дизайну оформления похожем на католический собор, эти подсвеченные витрины выглядят уместно и привлекательно.
Кабинет руководителя
Одним из самых примечательных залов музея Бахрушина безусловно следует признать кабинет руководителя. Сформировавшийся в нем интерьер отражал пристрастия самого Алексея Александровича. Экспонаты являются подлинными произведениями высокого искусства.
Живописные полотна на холсте и карандашные рисунки на бумаге, скульптурные работы запечатлели многих артистов и режиссеров российского театра. Здесь выставлены подлинные картины Брюллова, Кипренского и Репина, многих других известнейших мастеров живописи.
Письменный стол в кабинете более похож на выставочную площадку, нежели на рабочее место, и в действительности руководство музея Бахрушина располагалось в другом здании. На столешнице размещены раритеты, которые были наиболее дороги многолетнему хранителю сначала частного собрания, а затем центрального государственного музея.
Все экспонаты имеют индивидуальную историю, от происхождения и автора до приобретения или принятия в дар. Пояснительные таблички к выставленному предмету сообщают заинтересованным посетителям эти данные.
В противоположном углу кабинета привлекает внимание мраморный бюст на постаменте. Это изображение великого трагического актера, итальянца Томмазо Сальвини. Он побывал в особняке Бахрушина после одного из спектаклей во время московских гастролей, внеся определенный вклад в устройство здания. Но об этом будет рассказано позднее.
Возле бюста в застекленном прилавке можно увидеть перчатки Ермоловой, появление которых в экспозиции связано с пребыванием Сальвини. Знаменитый трагик поинтересовался, будучи за театральными кулисами в антракте, кто из актрис России лучшая трагедийная исполнительница. Бахрушин без колебаний указал на Ермолову, находившуюся неподалеку.
Галантный итальянец , не долго думая, поцеловал руку актрисы, а заодно и другую, которая была в перчатке. Из-за грима на белой ткани остался отпечаток, что сразу сделало эти перчатки музейным экспонатом.
Множество экспонатом имеют подобное необычное происхождение, однако большинство попало в коллекцию с рыночных развалов, из антикварных лавок, а также были подарены Бахрушину многочисленными знакомыми из числа театральных деятелей и мастеров изобразительных искусств.
Женские и мужские портреты и изображения в полный рост запечатлели выдающихся мастеров сцены за исполнением ролей в спектаклях либо в повседневной обстановке.
Залы театрального музея Бахрушина
Один из центральных залов музея повествует о развитии театрального искусства России в XVIII веке. Первая половина этого столетия знаменовалась гастролями заезжих актерских трупп из стран Европы и формированием отдельных самодеятельных российских коллективов.
Начиная с середины века театральные постановки приняли более распространенный характер. Спектакли ставились в дворянских и помещичьих усадьбах силами родственников и друзей. Тогда же сформировалась свойственная только России категория крепостного театра, где труппы создавались из подневольных крестьян.
На торцевой стене этого помещения размещены портреты выдающихся театральных деятелей того времени, начиная от считающегося основателем нашего театра Федора Волкова. Именно он основал в Ярославле любительский коллектив, который после легализации театров в 1750 году стал давать публичные спектакли, а затем по приглашению императрицы Елизаветы Петровны стал основой труппы первого Императорского театра.
Создатели и актеры крепостных театров также получили широкую известность, особенно граф Шереметев и актриса его театра Прасковья Жемчугова, которой он дал вольную, впоследствии женившись.
Крепостными начинали свой путь к высотам актерского признания трагическая актриса Е. Семенова и гений Малого театра Михаил Щепкин.
Недостатком экспозиции следует признать слишком большую высоту расположения верхних экспонатов, что затрудняет их восприятие. Однако помочь могут стоящие рядом мониторы, на которых можно рассмотреть не только предметы и пояснения, но и получить более подробную информацию.
На стендах можно видеть сведения о самых известных российских театральных коллективах, их создателях и участниках. Приведены сохранившиеся планы зрительных залов, расположения подсобных помещений и мест для зрителей. Здесь же эскизы декораций выдающихся спектаклей, некоторые афиши, личные вещи известных актеров и актрис.
Зал временных выставок в момент посещения демонстрировал экспозицию к 170-летию исполнителя театральных декораций для спектаклей Императорских театров К. Вальца. Карл Федорович получил профильное образование в Германии, продолжив дело своего отца, механика сцены.
Долгих 65 лет он работал над оформлением спектаклей ряда театров, в основном в главном театре страны – Большом, выполняя попутно функции механика и осветителя сцены. Кроме постоянной работы, несколько лет он сопровождал труппу Дягилева и оформлял ее гастрольные спектакли в европейских странах.
Выставка работ Вальца размещена в помещении, находящемся непосредственно за центральной аркой холла.
Выставочный зал достаточно просторен, посетители не испытывают неудобств при большом количестве народа. Спокойные приглушенные тона отделки помещения не затрудняют восприятия содержания экспонируемых картин и эскизов.
Кроме запечатленных различными живописными формами известных актеров и театральных деятелей, многочисленных сценических костюмов и личных вещей, в музее Бахрушина представлена и такая отрасль, как информация о предстоящих спектаклях.
Афиши и программы выпускались во все времена, менялись только возможности полиграфии. Одноцветные чисто текстовые извещения о постановках были актуальны и достаточны в начальный период развития театрального искусства, когда зрительский интерес был гарантирован собственной новизной театральных жанров. Далее дизайн афиш и программ усложнялся и становился привлекательнее.
Хранилище цокольного этажа
Цокольный этаж особняка изначально был определен местом хранения коллекции, а доступ к сокровищам обеспечивала обычная лесенка для подвальных помещений. Уже упомянутый итальянский маэстро Томмазо Сальвини, будучи в гостях у Бахрушина, посетовал на неудобный спуск к занятным экспонатам.
Пристыженный хозяин дома при первой же возможности провел реконструкцию, построив удобную и красивую лестницу в хранилище прямо из собственного кабинета.
Сразу же возникло ее название – лестница Томмазо Сальвини, сохранившееся до наших дней. Под размещение живописных произведений использована даже стена лестничного марша. Перила здесь изготовлены в той же манере, что и на парадной лестнице особняка.
Подвальное хранилище благодаря использованию под экспозиции жилых помещений дома уже не выглядит перегруженным экспонатами. Хранилище А.А. Бахрушина – нынешнее название этого зала одноименного музея, стоящего на улице с таким же названием. Память основателя театрального музея достойно увековечена.
Мебель в этом помещении антикварная, хотя и разнородная, она принадлежала самому основателю музея. Застекленный шкаф черного дерева наполнен различными сувенирами.
Посередине комнаты большой стол с резными ножками и четыре стула ручной работы, автор которой не кто иной, как живописец Виктор Васнецов, на столе им же искусно вырезанная из древесины статуэтка балерины.
Картины на стене и театральный женский костюм дополняют интерьер. Крупный бюст из белого гипса на темном пьедестале изображает самого Бахрушина в последние годы жизни.
Внутренний двор музея Бахрушина
Находящийся во внутреннем дворе бывший каретный сарай полностью отремонтирован и в нем оборудован просторный зал универсального назначения, который используется под временные выставки и публичные мероприятия, запланированные руководством учреждения для привлечения посетителей из числа преданных любителей театра.
Жизнь театрального музея Бахрушина продолжается, и он ждет новых гостей.
Не самый известный и потому не самый посещаемый музей Москвы. Ещё менее известно широкой публике о существовании десятка филиалов, которые в основном представляют из себя музеи-квартиры выдающихся театральных деятелей. Наверное, самый интересный из объектов это квартира Г.Улановой, расположенная в высотном доме на Котельнической набережной. Сама возможность побывать в элитной сталинской высотке с уникальными витражами, мозаиками и другими уникальными деталями интерьера это уже праздник. Очень информативны и уютны экспозиции квартир Мироновых на Арбате и Мейерхольда на Тверской.
А еще в музее Бахрушина регулярно происходят собрания клуба «бродячих кукольников». Можно посмотреть спектакли и поучаствовать в творческих встречах с актерами и режиссерами кукольного театра
Спектакли и концерты это совсем не редкость для музеев. Мы не однократно случайно попадали на концерты.