Среди охраняемых государством мест обитания известных личностей усадьба Мураново несколько выделяется. Здесь проживал, построил главное здание известный поэт Евгений Баратынский, а названа она именем Федора Тютчева. Их письменные столы, личные вещи собраны в общем кабинете, хотя Федор Иванович здесь только гостил. Музейную экспозицию организовал младший сын Тютчева — Иван, при котором усадьба Мураново стала литературным заповедником.
Даже Ясная Поляна Льва Толстого обрела такой статус годом позднее. Первым директором музея уже при советской власти стал внук Тютчева, Николай Иванович. Усадьба Мураново стала хранилищем наследия Баратынского и Тютчева, а также имеет комнаты некоторых известных гостей. Кроме известных российских поэтов, к имению имели отношение еще несколько аристократических семейств. Чтобы не отвлекаться в ходе осмотра, проясним их связи, осматривая территорию на фото.
Усадьба Мураново была куплена женой генерала Льва Энгельгардта, участника нескольких сражений под командованием Суворова. Их дочь Анастасия с 1826 года стала женой Баратынского, а поэт – жителем имения. Наследницей усадьбы стала младшая Энгельгардт, Софья, вышедшая замуж за литератора Николая Васильевича Путяту, друга Баратынского. Ольга Путята, их дочь, в 1869 году стала супругой младшего сына Тютчева.
Обстоятельства превращения семейного собрания реликвий в государственное автономное учреждение культуры будут понятны в ходе обзора. Сохранность столь привлекательной местности от коттеджной застройки обеспечил статус музея-заповедника, чья земля охраняется государством.
От истории – к архитектуре
Таким образом, Федор Иванович Тютчев стал вхож в имение позже остальных. Проживший всего 44 года Баратынский, напротив, оставил здесь наиболее заметный след. Усадьба Мураново обязана ему проектом центрального здания и его практическим воплощением. Конструктивно она значительно отличается от типовых дворянских владений того времени. Строение выполнено классическим народным способом в виде деревянного сруба.
Здание не имеет обычных мезонина и входного портика, состоит из нескольких непохожих элементов. Основа из двух этажей продолжена одноэтажной пристройкой, между ними вставлена высокая двухэтажная башня. Часть центрального сруба и башня снаружи футерованы красным кирпичом, что позволяло экономить на отоплении. Верх центральной части украшен восьмигранной башенкой, она же – световой фонарь.
Особенности здания
Южный и северный фасады имеют ризалиты – выступающие элементы в форме трапеции, улучшающие освещенность внутри помещений. Достаточно простые, но оригинальные технические решения были применены лично Баратынским, что обнаруживает инженерный поэта. С его усовершенствованиями усадьба Мураново вполне может считаться строением высокой экономичности по освещению и отоплению.
Парадный вход через прихожую центрального фасада сейчас не используется, устраняются последствия чрезвычайного происшествия. Летом 2006 года в дом залетела шаровая молния, инициировавшая пожар. Жертв и значительного ущерба не было благодаря оперативным действиям персонала. Сейчас посетителей усадьба Мураново принимает через вход боковой пристройки, в прихожую попадают для подъема на второй этаж.
Усадьба Мураново – начало внутреннего осмотра
По непонятной причине из публикации в публикацию кочуют абсурдные утверждения о конструкции дома из вертикально поставленных бревен. Никогда и нигде в деревянном зодчестве бревна на торец не ставили, кроме оборонительных частоколов. Коридор входа в пристройку это убедительно демонстрирует. Венцы из врезанных друг в друга бревен уложены рядами горизонтально, иначе дерево не используется.
Стесанные с внутренней стороны бревна (плотники называют – лафет) плотно подогнаны, дополнительно уплотнены паклей. Далее или оставляют в таком естественном состоянии, или используют любую отделку. Вся усадьба Мураново строилась таким образом, отделывались помещения разнообразно. В противоположную стену вмонтирована нагревательная печь с литыми дверцами (снизу вверх – поддувало, топка, очистные люка).
Литературный салон
Первоначально посетителей встречает расположенная в пристройке комната музейного облика, до пожара посещаемая в последнюю очередь. Здесь сохранена обстановка кабинета Н.В. Путяты, выполнявшая также функцию местного литературного салона. На стенах развешены портреты как его гостей, так и друзей и знакомых Баратынского. Здесь практически нет произведений, написанных масляными красками, сказалась растущая популярность фотографии и технических изобразительных методов.
Гравюры и литографии казались в то время более современными и выразительными, однако преобладают дагерротипы. Так называли выполненные на стеклянных пластинках фото на заре этой технологии. Пейзаж, размещенный над столом принадлежит кисти Айвазовского, хотя и написан не в характерной для художника манере. А картину, изображающую морской сюжет, висящую возле окна, написал вовсе не великий маринист, хотя изображение и напоминает большинство других его сюжетов, что вводит в заблуждение многих посетителей усадьбы.
Многочисленные предметы меблировки, часы, подсвечники, осветительные приборы собраны в Мураново из имений родственников. Вся обивка подобрана в тон стен, скатерти и шторам. Своеобразны кресла с жесткими решетками спинок, но мягкими подлокотниками. Под пейзажем Айвазовского заметен стол из красного дерева с опорными стойками в форме лиры. Далее посетители переходят в парадные помещения основной части здания.
Библиотека и другие парадные помещения первого этажа
Усадебная библиотека вмещает многочисленный литературный фонд нескольких семейств. При обилии книжных шкафов удивляет их разнотипность и непохожесть. От старшего Тютчева осталось менее 50 томов различной литературы, от Баратынского – практически ничего. Раритетный экземпляр Сумерек, последней его книги, с дарственной надписью композитору Глинке, хранится в архиве ценностей. В открытую экспозицию книгу не выставляют.
На антресоли задвинут старинный бронзовый телескоп, кто его использовал – неизвестно. Помещение библиотеки имеет выход на балкон восточного торца здания, поэтому особенно уютно. Небольшой уголок для чтения состоит из круглого столика и разнотипных кресел, украшен скульптурой на постаменте. Здесь особо тщательно оформлены оконные проемы, дополняя интерьер декоративными деталями. Довольно редкие часы французской работы принадлежали лично Федору Ивановичу Тютчеву.
Особым отличием библиотеки является мраморный камин у выхода, топка которого прикрыта зеркальным экраном. Предметы обращения с горящими поленьями и углями содержатся на кованой стойке. Верхняя каминная доска украшена антикварными часами и подсвечниками из бронзы с фигурками богинь. Напротив камина — редкий экземпляр массивного бюро неизвестной принадлежности, с множеством уровней запирающихся ящичков.
Возвращаясь к содержимому разнокалиберных книжных шкафов, следует отметить разнообразие представленных печатных изданий. Собрание богато первыми изданными экземплярами произведений великих писателей, в том числе Льва Толстого и Достоевского. Имеются редкие словари и энциклопедии, развлекательная и популярная литература. Даже поваренные книги, сборники пасьянсов тех лет давно стали редкостью.
Столовая усадьбы Мураново
Столовая отличается от других помещений своеобразием оформления интерьера, выраженного в наличии глубокой ниши в стене. Обрамление мраморными колоннами из светлого камня привлекает к ней внимание, усиливающееся осмотром уникальных английских часов. Крупный обеденный стол, сохранившийся от Баратынских, можно раздвигать до еще больших габаритов и вместимости персон. Массивная, кажущаяся неподъемной супница символизирует усадебное спокойствие и стабильность.
Изделие мастеров российского императорского фарфорового завода здесь не одно, остальные за кадром. Предметы сохранились от матери Ф.И. Тютчева, воспитывавшейся в семье виднейшего сановника Остермана. Екатерина Великая жаловала ему собственный портрет вместе с изображениями сына и невестки. В столовой мы видим портреты будущего императора Павла Первого и его супруги, переданные Остерманом своей воспитаннице.
Большая гостиная
Название помещения – не преувеличение, Большая гостиная действительно крупнейший зал в здании. Она протянулась от южного до северного ризалитов сплошным коридором через весь дом, поэтому всегда освещена. Вдоль стен расставлены многочисленные образцы мебельного мастерства, предметы декоративно-прикладного искусства. Здесь настоящее собрание живописных произведений, с преобладанием портретов. Перечислять их нет смысла и познаний, но некоторые стоит обозначить.
Особо приметен выполненный неизвестным художником портрет сподвижника Петра Первого, предка Энгельгардтов – Нефеда Никитича Кудрявцева, героя Полтавского сражения. Изображение воина в латах помещено над приметным широченным креслом, рассчитанным на кринолины тогдашних дам. Левее, в нижнем ряду – портрет матери Льва Энгельгардта работы художника Сердюкова, выполненный еще в 1777 году. Рядом, под Кудрявцевым – семья Энгельгардтов кисти Барду, 1816 год.Целый ряд изящных столиков из разных материалов, в том числе инкрустированных мозаикой, протянулся вдоль стены.
Противоположная стена Большой гостиной усадьбы Мураново не менее живописна, здесь в центре внимания – мраморный камин. На нем стандартные каминные украшения, умножающиеся в каминном зеркале. Своеобразны старый музыкальный инструмент и необычной формы каминные экраны, над всем этим – снова произведения живописи. Если обозреватель не прав. – поправьте, но женский портрет левее зеркала явно написан Федором Рокотовым.
Левее камина любопытен набор мебели с почти полукруглыми спинками как кресел, так и диванчика. Возвращаясь к первому фото Большой гостиной, советуем обратить внимание на содержимое посудных шкафчиков, там есть изящные вещицы. Достойна внимания и массивная люстра на цепях. Украшенная изображениями сказочных существ. Вид из тройных окон на обе стороны здания словно объединяет Большую гостиную с окружающей природой.
Кабинет двух поэтов усадьбы Мураново
Строго говоря, творить в усадьбе Мураново довелось только одному из них, Евгению Баратынскому. Федор Тютчев здесь бывал лишь проездом несколько раз, а женитьбу сына пережил только на 4 года. Тем не менее мемориальность экспозиции родственниками обеспечена, в Мураново оказались многие вещи, окружавшие Тютчева в других местах проживания.
Большая портретная коллекция содержит изображения Тютчева в разные годы, большой выразительный портрет второй жены Элеоноры. Тут же члены семьи поэта, родственники супруги из семейства Пфаффель. Точно не выяснили, кому принадлежали стол с оригинальным светильником, диван с креслами и книжные шкафы. Над шкафами портреты отца и матери Федора Ивановича, между ними – родовой герб семейства.
Ближе к оконным проемам установлены два письменных стола, Баратынского – в углу, Тютчева — в простенке. Переезд в Мураново вещей Тютчева свершился через три с лишним десятка лет после кончины Баратынского, поэтому последнему отведено более видное место. Подлинный рабочий стол с мелкими предметами, приставная полка-этажерка взяты из последнего кабинета поэта. Вверху увеличенный с фотографии Левицкого один из наиболее выразительных портретов Федора Ивановича.
На письменном столе Тютчева примерно тот набор вещей, которые не убирают со стола по ящикам и не берут с собой. Колокольчик для вызова слуг, нож для резки бумаги и гусиное перо дополняют массивный металлический письменный прибор. На полке сувенирные часы с бронзовой скульптурой в каменном корпусе зеленоватого цвета. Портреты близких и друзей гораздо мельче собственного, но его повесили посмертно.
Над столом Баратынского его портрет в задумчивой позе неизвестного автора, все считают его удачным и символичным. Здесь же несколько акварелей, приобретенных во время путешествия в Италию, из которого не суждено было вернуться. Евгений Абрамович Баратынский умер в Неаполе в 44 года. Теперь рисунки висят над столом, выполненным по его собственноручным чертежам, как и дом в Мураново.
Зеленая гостиная
При строительстве дома и владении усадьбой Баратынскими здесь находилась спальня супруги поэта, затем С.Л. Путяты. Далее комната стала гостевой, при создании музея внук Тютчева Николай оборудовал Зеленую гостиную. Здесь вывешены некоторые произведения живописной коллекции родственных семейств, в основном портреты. Приметна полукруглая тумбочка (или комод?) с часами и подсвечниками, интересны статуэтки из фарфора в витрине.
Со времен заселения дома в будущей Зеленой гостиной находится угловой киот с семейными иконами Богоматери. На стене по соседству с Красным углом самое масштабное живописное полотно коллекции, групповой женский портрет. Княгиню Мещерскую с дочерью и подругой рисовал художник Спажинский в 1807 году. Через пять лет французские солдаты повредили картину своими шпагами, но реставраторы с прорехами справились.
Еще в Зеленой гостиной выставлен замечательный набор мебели, настоящее произведение искусства и предмет роскоши. Детали опорной ножки стола и края столешницы, накладки на фигурных деталях кресел и обрамление спинки дивана покрыты позолотой. Темная благородная древесина и неяркая обивка еще более выделяют драгоценное оформление. Гарнитур – неплохое пособие для нынешних мебельщиков и ценнейший экспонат.
Переходим на второй этаж
Чтобы попасть на второй этаж, из-за последствий пожара приходится проделывать замысловатый путь. Через небольшую комнату первого этажа посетителей направляют в прихожую, пока не выполняющую своих изначальных функций. Проходное помещение напоминает уголок отдыха с признаками небольшого музея, на стенах нет свободного места. Серия миниатюрных портретов размещена вокруг зеркала в затейливой оправе, женщины точно не пропустят.
Напротив узкой лежанки – комод, над ним зеркало гораздо больших габаритов в деревянном обрамлении. Возле дверного проема – небольшая застекленная витрина с расписными тарелками и фигурками из фарфора. Отсюда переходим внутри здания в прихожую, практически восстановленную от повреждений пожаром. Вместительная вешалки у стены и другие деревянные предметы аккуратно воссозданы либо изготовлены вновь.
Белая окраска входной группы продолжена на балясинах перил лестницы, ведущей на второй этаж. На стенах лестничной клетки размещены цветные рисунки в рамках, выше – черно-белые фотографии старинного происхождения с городскими видами.
Преодолев этот окружной путь, попадаем на второй этаж центральной части барского дома в Мураново. Назначение верхних помещений при разных хозяевах менялось, во времена создания музея некоторым придан характер памятных. Они должны были рассказывать о временных обитателях усадьбы, среди которых были личности различной степени известности.
Гостевые комнаты второго этажа
Именовать Гоголевской комнатой одно из помещений верхнего этажа мурановского дома стали за единственную ночевку знаменитости. Гоголь заехал к своему знакомому и полному тезке Путяте по пути из Абрамцева, где гостил у тогдашнего владельца Аксакова. Сам Сергей Тимофеевич бывал в Мураново гораздо чаще, между имениями всего 8 верст. Уже описанная нами усадьба Абрамцево могла перезнакомить многих литераторов, Федор Тютчев в их числе.
Кровать, на одну ночь приютившая Гоголя, — главный экспонат комнаты его имени. Ни стене – акварели Дмитрия, брата Николая Васильевича Путяты, и литографический портрет Гоголя. Это известнейшее изображение появилось через несколько лет после визита писателя в Мураново. Еще приметны ломберный (игровой) складной столик, музейный стенд под картинами и портретами с костяшками домино. На них персонажи Мертвых душ и Ревизора, популярнейших комедий Гоголя.
Аксаковская комната
Помещение обязано названием третьему сыну С.Т. Аксакова, видному стороннику и идеологу славянофильства. Его супруга Анна Федоровна, дочь Тютчева, организовала перенос в Мураново обстановки московского рабочего кабинета мужа.
Сохранение в музее, носящем имя Тютчева, вещей его первого биографа выглядит вполне логичным. Куда исчезли с рабочего стола личные мелочи, анонсированные в публикациях о Мураново, мы не интересовались.
Известно, что писал Иван Аксаков преимущественно стоя, за конторкой, которая представлена в составе экспозиции. Из других экспонатов стоит упомянуть наполненный томами книжный шкаф, набор мебели для отдыха, портреты над ним. Своим размерами выделяется портрет Тютчева, аналогичный виденному в Кабинете двух поэтов. В целом Аксаковская комната несколько аскетична, не представляет персонаж должным образом.
Утренняя столовая
Одно из самых теплых помещений дома в Мураново расположено над проходной комнатой первого этажа. Здесь обычно завтракали, преимущественно зимой и при отсутствии приезжих в усадьбе. Уюта здесь добавляет хорошая освещенность из-за расположения оконных проемов ризалита. Кстати, неверно именовать эту выступающую конструкцию эркером. Эркеры не начинаются от фундамента, с первого этажа, в Мураново – типичный центральный ризалит.
Из меблировки утренней столовой внимание привлекают квадратные столики с подсвечниками напротив круглого обеденного стола. Довольно искусно выполнена резьба по краю столешницы и фигурные подставки. Посудный шкаф содержит коллекционные изделия из фарфора, которым увлекались все владельцы усадьбы Мураново. Еще одним общим увлечением были заграничные поездки, о которых рассказывают рисунки посещенных городов Европы.
Личные покои обитателей усадьбы Мураново
Перемена владельцев усадьбы Мураново происходила всегда в рамках родственных отношений, начиная с Энгельгардтов. Сохранена память и реликвии всех семейств, особенно это касается памяти и архивов двух знаменитых поэтов. Личные покои последних владельцев, оставленные ими сознательно и добровольно, стали частью музейной экспозиции. Демонстрируем эти помещения в следующей подборке фото.
Спальня последней владелицы усадьбы Мураново Ольги Николаевны Тютчевой (бывшей Путяты) и другие комнаты стали экспонатами. Выносил и осуществил идею создания музея литературной направленности внук поэта Николай, возглавлявший его пожизненно. В 1949 году его сменил правнук Тютчева, Кирилл Пигалев. Таким образом, музей-заповедник Усадьба Мураново имени Ф.И. Тютчева стал семейным предприятием трех поколений его потомков.
Кабинет директора музея и завершение экспозиции
Далее экскурсанты спускаются по «черной» лестнице, чтобы осмотреть завершающую часть экспозиции усадьбы Мураново. Здесь законсервирован директорский кабинет, каким он был при руководстве музеем Николая Ивановича Тютчева. Стол, содержимое которого укрыто стеклянным кожухом, ранее принадлежал Ивану Сергеевичу Аксакову. Потомок великого поэта был увлеченным коллекционером, его собрание размещено в смежной комнате.
Как видно из представленных фотографий, главным предметом коллекционирования был старинный фарфор. В собрании внука Тютчева много интересных образцов отечественного и иноземного выпуска. Собирал он и картины, и редкие книги, а также все подряд, касавшееся семейства.несмотря на некоторую усталость на этом этапе экскурсии. Истинные ценители старины найдут здесь много интересного.
Территория усадьбы Мураново
На усадебной территории расположено несколько своеобразных строений различного назначения, расскажем о некоторых. Отдельная огороженная поляна с небольшим домиком предназначалась для детских развлечений. Домик выстроил собственноручно сын поэта Иван Федорович Тютчев, второй после Баратынского строитель усадьбы Мураново. Наследия предшественника он не касался, занимаясь подсобными строениями.
Строение являет собой не макет, это уменьшенная копия реальной крестьянской избы, только обильнее украшенная. Деревянная резьба украшает не только карнизные планки и оконные наличники, фронтон фасада также получил красочный узор. Дополняют сходство с реальным жильем входная веранда домика и хозяйственная пристройка. Ухоженный газон украшают группы цветущих и декоративных лиственных растений, особенно разрослась хоста.
Кучерская, ныне выставочный зал
Как во многих дворянских усадьбах, в Мураново была построена изба для кучеров и других работников. При переходе к музейной деятельности здесь оборудовали приличный выставочный зал, дополняющий площади главного дома. Проводились тематические выставки переменного содержания, сейчас музей-заповедник организовал долговременный проект, посвященный потомкам великих поэтов.
Первая часть проекта посвящена жизни и творчеству писателя Бориса Ильина, праправнука Евгения Баратынского. Выдержка из произведения его матери Ольги Ильиной-Баратынской дали название экспозиции – Строки одной поэмы. Борис Кириллович Ильин родился в 1918 году в Казани, в младенчестве попал в эмиграцию. Его произведения переведены с английского языка оригинала. Вторая часть выставки готовится к 2019 году, тематика пока неизвестна.
Усадебный храм
Домовая церковь усадьбы Мураново, освященная во имя иконы Спаса Нерукотворного, построена усилиями Ивана Тютчева по просьбе жены Ольги. Лично проектировать культовое здание потомок поэта не решился, проек выполнял архитектор Зборжевский. Путь к храму проходит мимо построенного на фундаменте амбара буфета со своеобразной схемой работы. Обслуживают только по предъявлению билета на посещение усадьбы Мураново.
Церковь вновь действует с 1998 года, хотя познала роль колхозного склада в советское время. Кирпичное здание с деревянной отдельной звонницей ничем снаружи не примечательно, увенчано одной главой. Наружный киот хранит икону Спаса Нерукотворного, написанную по заказу Ивана Федоровича. Службы проводятся с наружной веранды, здесь же действует церковная лавка, — внутри слишком тесно.
К алтарной стене храма прилегает огороженная территория скмейного захоронения. Здесь могилы сына и внука Федора Тютчева, увековечившие его память в музейном формате. Позднее в могиле Николая Тютчева похоронен и его племянник Кирилл Пигарев, много лет работавший в Мураново. Интерьер храма типичен для камерных церквей семейного типа, приметна облицованная медными листами отопительная печь.
Приусадебный парк и жилье наследников
На тенистых аллеях мурановского парка снимались эпизоды бессмертной экранизации Войны и мира великого Сергея Бондарчука. Среди вековых деревьев расставлены садовые скамейки, разбиты цветники.
Аллея выходит к жилищу нынешних наследников великих поэтов, и поныне здесь проживающих. Большевистское правительство выделило флигель еще до образования Советского Союза, принимая в дар усадьбу Мураново. Жилище выглядит вполне достойно, но в личную жизнь его обитателей вторгаться не принято. Поэтому покажем еще один вид музейного дома.
Посетив усадьбу Мураново, получаешь заряд положительных эмоций и богатые впечатления. Понимаешь важность сохранения исторической памяти, узнаешь много нового о жизни великих поэтов, их предков и потомков.