Летняя загородная резиденция графского рода Шереметевых – усадьба Кусково давно уже в городской черте столицы. Стараниями далеких предков Москве подарена рекреационная зона Кусковского лесопарка и ряд рукотворных достопримечательностей. Излишне говорить о пользе такого оазиса, он бесценен в условиях мегаполиса. Несколько водоемов, обилие растительности и старинные строения располагают к прекрасному отдыху, который предлагает усадьба Кусково.
Лесопарк расположен треугольником в восточной части нынешней городской территории, в пределах МКАД. Размеры сторон геометрического очертания от двух до трех километров каждая. Усадьба Кусково находится в северо-восточной части, располагаясь на северной стороне Большого дворцового пруда. Поскольку водоем рукотворный, береговая линия со стороны имения сделана абсолютно прямой, направлена с северо-западного угла на юго-восток. Перпендикулярно берегу на северо- восток идет ось главного партера, вокруг которого – строения и садовые ландшафты.
Первая фотография летающего ассистента охватывает практически целиком территорию, которую занимает непосредственно усадьба Кусково. Чтобы получить представление о правильной ориентации, нужно прямую береговую линию направить в указанном выше направлении. Видна параллельность берегу всех дорожек на территории, начиная от набережной, так же расположены шеренги деревьев, здания и ограждения. Под прямым углом отходит центральный партер с одинаковыми газонами по бокам, абсолютной симметрии строений нет.
Самое время по фото определиться с порядком нашей ознакомительной экскурсии, поскольку усадьба Кусково — перед нами. Логичным будет начать с истории основания, прошедших до наших дней изменениях и основных элементах ландшафта. Далее рассказывать о строениях пойдем по порядку, начиная с запада от главного партера. Затем осветим центральные, восточные и в конце северные, ограничивающие усадебную территорию. Примерно так ведут осмотр в гражданской практике, мы же не артиллеристы, нумерующие ориентиры справа налево.
Усадьба Кусково – история и элементы ландшафта
Иметь собственные обширные поместья могли только царствующие особы, даже приближенным они даровались за выдающиеся заслуги. Борис Петрович Шереметев, соратник и друг Петра I, мог рассчитывать на такую милость. Происхождение боярского рода было общим с Романовыми, за заслуги стал первым российским графом, затем фельдмаршалом. В Петербурге графу построили Фонтанный дворец, в районе будущей усадьбы он владел небольшим участком. Свой надел он именовал Куском, прозвание прочно приросло.
История создания и современный вид
Породнившись через сына с богатейшим князем Черкасским и объединив участки, Шереметев стал крупнейшим землевладельцем. Основным строительством усадьба Кусково обязана его сыну Петру Борисовичу, множеству крепостных, согнанных на принудительные работы. Заболоченную территорию осушили рытьем нескольких прудов и прокладкой каналов, что потребовало поистине колоссального труда. Однако получился настоящий шедевр, следующее фото дает об этом яркое и наглядное представление.
Прихотливым узором выглядит противоположный берег Большого дворцового пруда, весь периметр водоема оборудован белокаменной набережной. Вход в тупиковый канал, который продолжает ось партера, выполнен фигурным, на берегах установлены маяки. Южнее пруда находится большая часть лесопарка, фактически природный массив с отдельными парковыми элементами. За северным фасадом Дворца, или Большого дома, проглядывает четная симметрия газонов и геометрических живых изгородей.
Элементы ландшафта
Старейшие деревья расположены уже не так симметрично, все строения, кроме главного – вообще разбросаны. Однако зрительно упорядоченность перевешивает, длинные прямые линии дорог, ряды деревьев четко видны, как нотные строки. Основой формирования ландшафта усадьбы послужил природный лесной массив, преобразованный в парковую зону. Для осушения территории пришлось вырыть несколько прудов, самый большой стал центром поместья. Регулярным партером усадьба Кусково похожа на многие дворцы и поместья.
Кусковский регулярный партер
Начало этого рукотворного произведения из природных компонентов показала предыдущая высотная фотография. Партер будет представлен дополнительно в разделе о строениях усадьбы, при рассказе о графском Дворце и Большой каменной оранжерее. Следующая вертикальная съемка показывает четко различимый сверху рисунок травяных газонов, воспринимаемый не иначе, как расстеленный ковер. Зеркальное повторение узоров в нескольких одинаковых фрагментах, отороченных общим обводом, выглядит живописно.
Не вполне понятно, как усадьба Кусково до наших дней сохранила ровные шеренги деревьев по сторонам партера. Они практически одинаковы по высоте и форме кроны, визуально неотличимы друг от друга, как близнецы. Далее на периферии находятся живые изгороди из тщательно стриженных кустов, равномерной ширины и одинаковой высоты. Чувствуется добросовестность и хорошая выучка здешних садовников, сохраняющих партер в образцовом состоянии, не допуская деформирования.
Парковая территория усадьбы
Еще на фото с высоты привлекало внимание резкое отличие регулярных и пейзажных частей усадебного парка. Английский стиль садового дизайна предполагает природную естественность, свободное произрастание в рамках заданных контуров. Особенно поощряется этим дизайнерским направлением неровный рельеф территории, чередование прямых аллей и извилистых тропинок. Усадьба Кусково достаточно просторна, чтобы совместить оба стиля оформления. Вблизи партера настоящие лесные заросли, где даже качели возникают нежданными.
Здесь траву не сеют и не стригут, она произрастает в зависимости от состояния почвенного слоя. Вмешательство персонала ограничивается уборкой хвороста, обрезкой поврежденных веток и сучьев, то есть санитарным уходом. Разительно отличаются в этом плане разделительные аллеи, которыми усадьба Кусково подразделяется на отдельные сектора. Мастерство обрезки кустов, формирования древесных крон проявляется тут в полной мере. Сосуществование различных стилей дизайна воспринимается вполне естественным и уместным.
Сочетание оформительских стилей редко закладывается сразу при основании крупных садово-парковых ансамблей. Причем природный пейзажный вариант редко преобразуется в регулярный, чаще бывает наоборот. Петр I основал Летний сад регулярным, теперь мы видим там смешанный вариант. Зато известный Штадтпарк в Вене, усадьба Поленова в Тульской области были и теперь остаются пейзажными. Природные элементы рано или поздно появляются в большинстве геометрически выверенных комплексов, если не заложены изначально.
Дворцовый пруд
Обстоятельства появления водоема, благодаря которому усадьба Кусково обрела нынешний вид, уже изложены. Петр Шереметев вынужден был исправлять природные недостатки обводненной территории. Дворцовый пруд был не единственным им созданным, их целый каскад, выходящий за нынешние границы имения. Проделанная значительная работа была небесполезной, как говорят, не было счастья – несчастье помогло. Что дворцы, что усадьбы без водоема выглядят обделенными, сколь бы искусно ни декорировались.
Водной гладью украшается усадьба Кусково при осмотре со стороны, окрестный пейзаж с ее территории. Дворцовый пруд – наиболее обжитая часть ансамбля, используемая москвичами для отдыха на природе. Конные прогулки по поместью непременно включают посещение набережной, акватория в 14 гектаров тоже не пустует. Станция проката гребных лодок предоставляет напрокат нехитрые суденышки, доставляющие массу удовольствия пользователям. Берега водоема весьма популярны, летом здесь прекрасно.
Людям было свойственно селиться у воды с древнейших времен, это объяснимо человеческими потребностями. Позднее снабжение водой стало возможным на расстоянии, остались привычки предков и красота воды как таковая. Водоемы сооружались искусственным путем, запруживанием рек или ручьев, рытьем котлованов под грунтовую воду. Рукотворные водопады и напорные фонтаны стали распространенными элементами дворцово-парковых комплексов. Усадьба Кусково имеет только простейший пруд, но и это неплохо.
Разнообразие усадебных строений в Кусково
Обустройство загородной резиденции Шереметевых продолжалось около полувека, от постройки церкви в 1739 году. Набор строений охватывал все виды времяпровождения и занятий русского дворянства того времени. Парадный Дворец для шикарных приемов и балов, построенный позднее, предваряли несколько зданий для встреч более узкого круга. Многие использовались для размещения коллекций произведений изобразительного искусства, собранных несколькими поколениями. После высотного осмотра опускаемся на землю, чтобы увидеть строения вблизи.
Западный участок усадьбы
На этой части территории усадьба Кусково в различное время обрела несколько зданий для малых приемов и дружеских встреч. Они окружены живописной растительностью, создающей уютную обстановку уединения. Строения разнообразны по архитектурному воплощению, построены из различных материалов, хотя близки по предназначению. Из них наиболее от Дворца отдаленный, Эрмитаж, представляет классический парковый стиль. Голландский и Швейцарский домики имитируют национальные постройки этих стран.
Голландский домик
Голландский домик выстроен в 1749 году, возводил его потомственный архитектор Карл Иванович Бланк. По обычаям Нидерландов, построен он из красного кирпича без какой-либо отделки. Прилегающая к зданию территория окружена кирпичным основанием и такими же колоннами, между ними – металлические решетки. От аналогично названного жилища Петра I в Коломенском, привезенного из Голландии, здешний значительно отличается. Голландский домик в Кусково отдавал дань дипломатическому прошлому Бориса Павловича Шереметева.
Кроме отданной под цветники территории, Голландский домик примечателен отдельным прудом с тем же названием. Вся местность, где стоит усадьба Кусково, была обводнена, водоемы сделали ее пригодной для строительства. Голландский пруд каналом соединяется с главным водоемом, куда перетекают собранные грунтовые воды. Из помещений здания открывается обозрение прилегающего пруда до самого впадения канала в Большой. Внутри есть полный набор комнат, необходимых для приема гостей, и любопытная экспозиция.
Особенность оформления интерьеров Голландского домика – облицовка стен всех помещений изразцовыми плитками. Сколько комнат, столько различных видов изразцов использовано для декорирования. Главным предметом показа здесь стала обширная коллекция фарфоровых изделий высокого качества и художественной ценности. Много живописных полотен, в том числе достаточно редких, известных мастеров. Помещения обставлены редкой мебелью, расставлены модные в те времена плоские фигуры-обманки.
Швейцарский домик
Самое близкое с запада к парадному Дворцу здание – Швейцарский домик, последнее по времени здешнее строение. Им усадьба Кусково обзавелась в 1870 году, автор – архитектор Николай Бенуа, работавший главным зодчим Петергофа. По желанию заказчика, Сергея Дмитриевича Шереметева, дом был построен целиком из древесины. В это верится не сразу, нижний этаж совершенно правдоподобно расписан под кирпич. Дерево не только стало основным материалом постройки, им же Швейцарский домик декорирован.
Три стороны строения оборудованы красивыми балконами в нескольких уровнях, особенно живописна входная лестница на него. Ради укрытия наружных площадок значительно удлинена крыша здания, покоящаяся на консолях. Заказчик часто проживал в Швейцарском домике в любой сезон, зимой его легче было отапливать. Возможно, это же обстоятельство стало основанием выбора здания как места размещения музейной администрации. Так что Швейцарский домик не содержит экспозиций, посещение его не предусмотрено.
Эрмитаж в Кусково
В центре западного участка усадьба Кусково украшена традиционным павильоном Эрмитаж, который полностью оправдывает название. Здесь степень возможного уединения достигала апогея, беседующие или веселящиеся были избавлены даже от присутствия прислуги. Приземистый нижний, хозяйственный этаж даже лестницы наверх не имел, пристроили ее позднее. Аристократов поднимал наверх лифт в виде дивана, движущей силой были людские мускулы. Это был один из первых подъемников в России.
Элегантный павильон с угловыми башенками, в центре увенчанный куполом со статуей Флоры, строил архитектор Бланк. В одном из углов и размещался лифт для посетителей и перемены блюд, им же поднимаемых. Забирать их с подъемного стола приходилось самим угощающимся, в отличии от Эрмитажа в Царском селе. Там гости ходили по лестницам, вниз уходили столы для полной сервировки, середина для перемены блюд и индивидуально каждая тарелка. Здешнего устройства вообще не сохранилось, а царскосельский лифт до сих пор работает.
Музейная экспозиция в кусковском Эрмитаже носит непостоянный характер, выставки организует Российский музей керамики. Согласно собственной специализации и не имея отдельного здания, это хранилище распоряжается несколькими в имении. Усадьба Кусково была объединена с музеем принудительно еще в 1930-х годах, на наш взгляд, напрасно. Вполне вероятно, что показаны подлинные шедевры, но сюда обычно идут с настроем на другое. Но не подойти к павильону на перекрестке аллей просто невозможно.
Центральные здания усадьбы Кусково
Главный шереметевский Дворец, Кухонный павильон и усадебная церковь расположены в центре имения, на берегу пруда. Дворцовая площадь имеет двухсторонний подъезд для экипажей, усадьба Кусково пешеходами не посещалась. Усадебные дорожки и набережная были удобны для конных поездок и пеших прогулок. Совсем рядом находится и православный храм, соблюдающие религиозные обряды могли туда наведаться. Отдельный корпус приготовления пищи избавлял гостей от кухонных ароматов, не мешала хозяйственная суета.
Дворец в Кусково
Курировал строительство Дворца Шереметевых все тот же архитектор Бланк, использовавший чертежи француза де Вайи. Все надземные конструкции выполнены из дерева, за счет тщательной отделки неотличимы от каменных. Общий вид парадного фасада приведен на заглавной фотографии обзора, более детально показываем главный вход. Классический портик на колоннах, увенчанный графским гербом в треугольном фронтоне, оборудован лестницей и двухсторонним пандусом. Выход – для прогулок, экипажи усадьба Кусково встречала прямо у дверей.
Привлекает внимание каменное мощение, выдержавшее длительную эксплуатацию не в пример одноразовому асфальту. Задний фасад обращен на регулярный партер со множеством статуй, простирающийся до самой Большой каменной оранжереи. Наземный вид на газоны, живые изгороди и шеренги стриженых деревьев выглядит скромнее, чем высотные. Для графских садовников был непочатый край работы, нынешняя усадьба Кусково тоже не остается без ухода. Успешно работают и цветоводы, украшая клумбы и бордюрные цветники.
Поскольку усадьба Кусково была по сути развлекательным центром, хозяева выставляли здесь напоказ богатые коллекции. Произведениями искусства были заполнены все помещения Дворца, а их здесь немало. Парадные гостиные и танцевальный Зеркальный зал, игровые комнаты и личные покой полны картин, статуй и антикварной мебели. Живопись присутствует во всех существующих формах, от полотен маслом до гобеленов. Настоящее собрание изразцовых печей и каминов украшает помещения, несмотря на летний статус.
Церковь Спаса Всемилостивого
Храм, с которого начинала строиться усадьба Кусково, официально называется церковью в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня. Семейная легенда владельцев повествует о вручении реликвии – креста с частицей орудия казни Христа Борису Шереметеву лично Папой римским. Строителем храма считается мастер Гаврила Зубов, надзирал за стройкой друг семьи, обучавшийся зодчеству в Италии. Юрий Иванович Кологривов был денщиком Петра I, агентом по покупке произведений искусства для государева двора.
Колокольня храма имеет более позднее происхождение (1792 год), возведена другими мастерами. Церковь была спасена от разрушения музейным статусом, которым большевиками была наделена усадьба Кусково. Долгое время венчала храм нелепая скульптура ангела, обнимающего крест. Соорудили ее при подготовке к Олимпиаде 1980 года, убрали сравнительно недавно. После вселения на территорию музея керамики храм служил хранилищем фондов, пока не вернулся в лоно церкви.
Сейчас церковь Спаса Всемилостивого – полноценный действующий храм, которым пользуются местные жители и усадьба Кусково. Восстановление и повторное освящение состоялось осенью 1991 года, регулярные службы начались в 2000, а передача РПЦ только в 2010-м. Больших усилий потребовало восстановление внутреннего убранства, продолжающееся до настоящего времени. От расхищения старинного великолепия не уберег даже музейный статус, однако стараниями настоятеля, на добровольные пожертвования храм возрождается.
Кухонный флигель
Праздничными фейерверками, шумными балами приезжавшие сыты не бывали, но усадьба Кусково не скупилась на угощения. Кухонный флигель Федор Аргунов выстроил в 1757 году, раньше, чем Бланк закончил Дворец. Своим обликом хозяйственный корпус если не соперничал, то мало в чем уступал центральному зданию. Три ризалита на приземистом фасаде украшены колоннами с портиками, на крыше – красочная балюстрада с вазами. Центральный фронтон увенчан лепной эмблемой со щитом и знаменами – картушем.
Совместную панораму Кухонного флигеля и других ближайших строений лучше всего передает вторая из высотных фотографий. С Дворцом они вообще как младший и старший брат по росту, хотя младший старше возрастом. Не имеет смысла переписывать имеющиеся сведения о составе хозяйственных подразделений, усадьба Кусково имела все необходимое. Любые блюда русской и французской кухни могли готовить шереметевские повара и кондитеры. Кухонный флигель пока не имеет экспозиции, дальнейшие планы неизвестны.
Строения восточного участка
Центром очередного выделенного нами сектора осмотра, восточного, является небольшой Итальянский пруд. На его противоположных берегах расположились павильон Грот для отдыха у воды и Менажереи для разведения водоплавающих птиц. На северном берегу – Итальянский домик, одно из первых строений, которыми обзаводилась усадьба Кусково. Именно водоем не дает сложиться впечатлению скученности, разделяет эти разнородные здания. Восточный участок осматривают первым заходящие с восточных ворот, последним –выходящие через них.
Грот в Кусково
Павильон на западном берегу Итальянского пруда планировали отреставрировать к концу 2018 года, но сроки сорваны. При этом Грот продолжает прием посетителей, попеременно открывая и закрывая северный и южный кабинеты. Тем более никто не запрещает наружного осмотра этого здания, одного из самых интересных в имении. Федор Аргунов вложил много фантазии в это сооружение, представив павильон завершенным фонтаном. Стекающую воду имитируют волны черепицы купола, утолщения на колоннах и расходящиеся круги мраморного основания.
Грот в Кусково по габаритам выглядит скромнее своего собрата в Царском селе, равен ему по прелести исполнения. Однако нельзя сравнивать их внутреннее оформление, истинно гротовым остался в России только здешний. В Царском селе выполненная под руководством Растрелли ракушечная отделка не устроила Екатерину Великую. Ринальди быстро преобразил ее в классическую, подсказанную императрицей, она целые усадьбы браковала, как в Царицыно. Сейчас облицовку в старинном стиле усадьба Кусково в своем Гроте обновляет.
Отделка центрального зала павильона уже завершена, туда вернут уникальные экспонаты коллекции Шереметевых. Сын фельдмаршала, Петр Борисович, приобрел картины и скульптуры необычной техники исполнения в Германии. В них использованы раковины разных моллюсков, перламутр и цветные камни, как и в отделке кабинетов. Облицовка стен и потолка – работа очень кропотливая, не то что простая штукатурка.
Итальянский домик
Еще одно строение бывшего денщика Петра Великого стоит наискосок от Грота, на северном берегу пруда. Итальянский домик авторства Юрия Кологривова вносит разнообразие в облик одноименного пруда, как своим натуральным видом, так и отражением. Здание выглядит торжественно, но не помпезно, некоторые декоративные формы воспринял у него Федор Аргунов. Удачно подобрана окраска стен и кровли, гармонично сочетающаяся с природной зеленью насаждений и травяного газона.
Больше десятилетия Итальянский домик был временным жилищем хозяина, пока усадьба Кусково дожидалась окончания строительства Дворца. Сохранилась обстановка Дубового кабинета с соответствующими панелями на стенах. Не такой уж и маленький бальный зал, богатая картинная галерея вмещают большое количество произведений искусства. Среди них есть картины и статуи художников и скульпторов разной степени известности. Как шедевры выглядят мраморные камины с зеркалами и скульптурами, прекрасны в Итальянском домике потолочные росписи.
Названные помещения расположены на втором этаже здания, который даже на наружном фото выглядит повыше первого. Внизу изначально предполагалось размещение коллекций редкостей, не относящихся к предметам изобразительного искусства. Помещения там скромнее, в рассказе об Итальянском домике увидите сами, еще нагляднее – при личном посещении. Есть любопытные образцы искусства мебельщиков и часовых мастеров, привлек внимание кованый комнатный цветок искусной работы.
Менажереи
Домики для водоплавающих птиц расположены полукругом на восточном берегу Итальянского пруда, логично его замыкают. Строения Федора Аргунова были утрачены полностью, однако архитектор предусмотрительно оставил чертежи. По ним Менажереи были восстановлены спустя два с лишним столетия после первоначальной постройки. По сути это аналог восстановленного в коломенском дворца Алексея Михайловича, тот еще и место сменил. В нашем случае строения там же, где усадьба Кусково имела их первоначально.
Здания зимой отапливались, птичники летней резиденции и зимой функционировали. Характер обитателей требовал водной среды, имеется целая система подачи и отвода. Восстановленные Менажереи прежде всего – объект для памятных фотографий, восстанавливать хлопотное хозяйство пока не планируют. Украсили территорию газонами и цветами – и то ладно, кованые решетки восстановили по первоначальным эскизам. Хотя пример восстановления птичьего поголовья усадьба Кусково имеет, скоро покажем.
Северная территория, фактически спорная
Северная граница территории усадьбы и парка обозначено предельно наглядно, на ней стоят два здания тепличного облика. Во времена Шереметевых они по этому назначению и использовались, для выращивания южных плодовых деревьев. Персиками и виноградом среди зимы вельможи баловали даже императорский двор, стремясь выделиться среди приближенных. Нынешнее использование зданий в корне изменилось, их профилем стала выставочная деятельность. Власти подселили в усадьбу музей керамики с интереснейшей коллекцией фарфора.
Большая каменная оранжерея
Еще одно произведение крепостного архитектора Аргунова – Большая каменная оранжерея, возведенная в 1763 году. Здание сразу строилось, как сейчас говорят, многофункциональным. С его появлением усадьба Кусково обрела танцевальный зал, вместила коллекцию семейных и других портретов. Кроме того, не лишенное изящества здание придало логичную и видимую завершенность обширному регулярному партеру. С таким фоном привлекательнее стали выглядеть многочисленные статуи и яркие цветники.
Подробно описывать экспозицию Большой каменной оранжереи не будем, скажем только, что она достаточно представительна. Наружный облик здания вполне соответствует даже дворцовому, архитектура его своеобразна и привлекательна. Восьмигранный центральный объем в два этажа возвышается над боковыми крыльями, оканчивающимися круглыми башенками. Тепличное предназначение выдают только сплошные остекленные панели южного фасада, дворцы так не оформлялись.
Американская оранжерея
Первая оранжерея, предположительно выполненная Карлом Бланком, была построена раньше Большой. Именовали ее Американской, неизвестно почему, отличает здание ломаная линия фасада и наклонные панели двух участков. Подобные ухищрения объясняются тогдашними представлениями о способах оптимального освещения прихотливых растений. Какими затратами обеспечивалось зимнее отопление тепличных зданий, сведений не сохранилось. Наверняка они были немалыми, даже проектов возврата к прежнему использованию нет.
Объясняется это не только высокой затратностью отопления, но и привычкой к выставочному использованию. Российский музей керамики усадьба Кусково получила в сожители от государства еще в 30-х годах прошлого века. Уже тогда собрание, начавшееся с национализированной частной коллекции, было уникальным. Изделия древних Китая и Японии, многих европейских мануфактур соседствовали с образцами всех российских заводов. Соображения по поводу размещения фарфора высказаны в отдельной статье.
Вольер для птиц в Кусково
Как и некоторые другие строения, Вольер для птиц усадьба Кусково в течении времени утратила. Не сохранились сведения об его строителе, которым мог быть и безвестный плотник из крепостных. Только колонны и купол требовали привлечения других специалистов, но среди крепостных были разные умельцы. Шереметев содержал в огромной клетке певчих птиц, ублажавших слух гостей мелодичным пением. Их отлов в России имел массовый характер, угрожающий численности в природе.
Императорским указом этот промысел в XIX веке был запрещен, поэтому и захирел Вольер для птиц. Восстановили беседку в 1980-х годах, одновременно с Менежереями, но в отличии от них решили заселить. Выбрали более зрелищных павлинов, организовав их содержание и одновременно показ. Решетки большой клетки позволяют за ними беспрепятственно наблюдать, выжидая распушения хвостов самцами. Кроме этого привлекательного зрелища, Вольером для птиц усадьба Кусково восстановила симметрию западной и восточной частей.
Усадьба Кусково как зимняя загадка
Имея фотографии строений бывшей графской резиденции летом и зимой, мы не стали их чередовать. Летнее предназначение не влечет зимнего закрытия, просто с середины октября по середину апреля объекты закрываются на два часа раньше. Но не в этом дело, в снежный сезон недоступны главные прелести, которыми славится усадьба Кусково. Элементы ландшафта, описанные в первом разделе обзора, летом гораздо привлекательнее. Поэтому предлагаем некую викторину, распознать заснеженные строения на фото слайдера в произвольном порядке.
Можно оценить природные изменения предварительно, если планируете зимний визит из-за графика отпусков на работе. Кроме того, убедитесь, что даже в сильный снегопад непроходимыми сугробами усадьба Кусково не завалена. Викторина затеяна беспроигрышная, ничего не теряя, сравниваете зимние виды с летними и находите ответ. Приз один на всех – несколько больший объем информации для оценки привлекательности туристического объекта. Дополнительная опция для постоянных читателей – бесплатное участие в мероприятии.
Прощаемся с графской усадьбой
Хороши и зимние виды, но все же усадьба Кусково была летней резиденцией и в это время более представительна. Поэтому для прощальной заставки выбрана фотография вечернего пруда, с живописным фоном парковой растительности. Закат возле водоема нравится встречать многим, отражающиеся от глади солнечные лучи пленительны. Хороши вечерние лодочные путешествия, однако ограничены временем работы базы проката. Но и простое созерцание с берега оставляет незабываемые воспоминания у посетителей.
Стараясь полноценно осветить одну из самых ярких достопримечательностей столицы, мы немного злоупотребили временем читателей. Не дочитавшие до конца, видимо, уже сделали выбор времени посещения. Осилившим публикацию – спасибо за внимание, и тех, и других усадьба Кусково встретит одинаково приветливо. Остается пожелать хорошей погоды при посещении, отличной видимости и освещенности понравившихся видов и объектов. Делитесь в комментариях впечатлениями от путешествий, будем благодарны.
Усадьба очень красивая даже зимой. Французский парк просто шикарный. В павильонах богато и шикарно. А еще мне очень понравился музей керамики, где собрана одна из уникальнейших коллекций мира.