Графский Дворец в Кусково появился в 1769-75 годах, когда петровский фельдмаршал Борис Шереметев породнился с князем Черкасским, будущим канцлером. Ранее графу принадлежал небольшой надел, именуемый им Куском. Объединение с землями князя позволило создать огромную усадьбу, а название сохранилось.
По внешнему виду не понять, что выполненный архитектором Карлом Бланком Дворец в Кусково построен из дерева, настолько искусно он отделан снаружи и изнутри. Анфиладное расположение помещений определило линейную планировку здания. Обращенная к большому водоему сторона имеет центральный фасад с подъездами и подходом, крайние фасады на флангах. Доминирующее положение среди всех построек усадьбы иллюстрирует высотная фотография, на которой дворец в Кусково показан стрелкой от надписи. Узнаваемы на фото и прочие строения, просматриваются и городские кварталы Москвы, в черте которой усадьба оказалась в 1960-х годах.
Античный портик центрального фасада покоится на передних колоннах и их повторениях у стены основного корпуса. Треугольный фронтон украшен лепным узором с графским вензелем Петра Борисовича, наследника фельдмаршала и мужа княжеской дочери. К главному входу ведет многоступенчатая лестница, для конных экипажей оборудован пандус с двухсторонними съездами.
По краям разделителя между пандусом и ступенями лестницы на тумбах водружены статуи мифических Сфинксов – существ с львиным туловищем и женским торсом, заимствованные из древних преданий. За крайним фасадом виднеется старейшее здание усадьбы – церковь Спаса Всемилостивого в Кусково, построенная еще в царствование Анны Иоанновны, и колокольня 1792 года.
Дворец в Кусково – парадные помещения и их интерьеры
Дворец в Кусково изначально строился для проведения приемов, а никак не для проживания в нем хозяев усадьбы. Приемы, которые устраивал граф Шереметьев в своей резиденции организовывались с тщательностью театральных постановок, для этого требовалось создать соответствующую окружающую атмосферу. Оформление залов Дворца выдержано в едином стиле, но при этом дизайн помещений не повторяется, демонстрируя гостям различные направления в искусстве.
Парадные Сени
Посетителей Дворец в Кусково, ставший музеем в 1918 году, встречает вестибюлем, который на старинный манер именуют Парадными сенями. По периметру помещения в нишах выставлены массивные вазы с украшениями из фруктово-цветочных гирлянд. Искусная имитация под бронзу выполнена немецким мастером Иоганном Юнгом, использовавшим гипс, алебастр и даже папье-маше.
Дворец в Кусково обладает прекрасной коллекцией хорошо сохранившихся люстр и светильников. В Парадных сенях представлен шести рожковый светильник XVIII в. изготовления русских мастеров.
Отделка стен под мрамор различных сортов и окрасок – тоже искусная подделка. Как видно, художественная штукатурка была развита уже в те давние времена, когда отделывали дворец в Кусково. На двухцветных колоннах-постаментах возле дверей стоят античные статуи с факелами, выполняющие роль торшеров. Над дверями вставка в форме части круга с барельефом на мифический сюжет. Двери ведут из парадных сеней в Карточную.
Карточная комната
Между парадными сенями и танцевальным залом расположена проходная комната, которая использовалась для игры в карты. Украшением Карточной комнаты являются сохранившиеся портреты из Портретной галереи Дворца в Кусково. Возле дверного проема помещены вполне узнаваемые портреты Петра Великого и светлейшего князя, генералиссимуса Меншикова, сподвижником которых был фельдмаршал Шереметев продолжительное время.
Стены и мебель оббиты тканью, восстановленной в ручную на станках по образцам с сохранением всех известных технологических приемов, используемых мастерами XVIII века. Дверные проемы украшены работами русских художников, имена которых по большей части остались неизвестными. Это панно-десюдепорты «Времена года».
Над бюро одна из немногих здесь жанровых картин, изображающая сцену на кухне. На смежной стене портрет императрицы Елизаветы Петровны в парадном платье, с орденской лентой через плечо.
Обозначать персонажей всех портретов не имеет смысла, нужно оставить возможность читателям приобрести собственные познания при визите во Дворец в Кусково. Карточная комната оборудована печь XVIII века, как и многие другие помещения. Образуемые изразцами рисунки и орнаменты в каждом случае индивидуальны, чем-нибудь да отличаются.
Мебели в Карточной немного – стулья, бюро с часами и ломберные (карточные) столы XVIII в. — главный элемент помещения, выполненные в технике наборного дерева русскими и французскими мастерами.
Бильярдная
Европейское развлечение — бильярд из Голландии в Россию привез Петр Первый и уже к концу XVIII века оно утвердилось в гостиных русской знати.
Просторный зал для популярной среди аристократии игры оформлена светло-зеленым штофом, на фоне которого выделяется яркое сукно бильярдного стола, изготовленного в Англии в 70-е годы XVIII в. Этот игровой инвентарь занимает большую часть площади помещения, вокруг оставлено достаточно места для обхода игроками при выборе шаров для очередного удара.
Бильярдная зала для создания комфортных условий также оснащена изразцовой печью и камином, на стенах размещены крупногабаритные картины. На камине вместо традиционного зеркала – пейзаж, чтобы отраженный свет не ослеплял играющих.
Полотна работы неизвестных русских художников XVIII века здесь довольно фривольного содержания, поскольку помещением пользовались в большинстве случаев исключительно мужчины.
Люстры и жирандоли работы русских мастеров середины XVIII века украшают Бильярдную гостиную. Зеркало размещено в простенке между окнами, чтобы не образовывать солнечных зайчиков и не мешать игре. Обращает на себя внимание необычная фигурная столешница консольного столика при зеркале. Возле стены помещен диван для болельщиков играющих либо их собственного отдыха между партиями. Крупное полотно над диваном изображает библейскую сцену.
Столовая, украшающая Дворец в Кусково
Столовая занимает просторный угловой зал восточного фланга здания и завершает южную анфиладу Дворца в Кусково. Хрусталь, позолота, огромные зеркала и прекрасные картины создают великолепное убранство и призваны были продемонстрировать высокое положение хозяев.
Стены покрыты филенками с позолоченной резьбою не только для придания нарядности убранству Столовой, но и с практичной точки зрения. Ведь применяемые в XVIII в. для обивки стен шелковые ткани легко впитывали различные запахи, которыми изобиловало это помещение во времена Шереметьева.
Возле входной двери расположена арочная стенная ниша, в которой – сооружение демонстративного характера, отражающее предназначение помещения. Ступенчатая пирамида — открытый буфет с античным бюстом наверху. Горка заставлена образцами элитной посуды, разнообразными фруктами на блюдах (муляжи, конечно), здесь же шикарный торт.
Естественно, главное в Столовой — это стол! Шикарная банкетная сервировка обеденного стола, вполне традиционная для второй половины XVIII века, вызывает восхищение у большего числа посещающих Дворец в Кусково. Ее фрагменты мы еще рассмотрим, пока сделаем общий обзор столовой. Окна здесь традиционно чередуются с зеркалами, на полукруглых столиках перед ними – коллекционные фарфоровые вазы. Необычна для графской резиденции расцветка стульев обеденного зала, в красные и белые полосы.
Приближенный для подробного рассмотрения фрагмент сервировки обеденного стола демонстрирует и утилитарные предметы, и явно декоративные. Много фарфоровых изделий, это чаши для фруктов, живописные статуэтки на мифологические и пасторальные темы, украшающие стол. В России XVIII века даже среди дворянского сословия обилие русского и мейсенского фарфора, английского и немецкого стекла было роскошью, что не без удовольствия демонстрировалось Шереметьевыми.
Красивые интерьеры. Большинство картин написаны неизвестными авторами — читай крепостными, потому что только единицам удалось оставить свое имя в истории. Хоть и не было официального рабовладельческого строя в России, но крепостное право заменило его и оставило свой неутешительный след в истории.
Уникальная достопримечательность, красивые фотографии, содержательный текст. Но … о ком он? О Шереметевых или Шереметьевых? Одна семья или разные? Замысел автора или опечатка, небрежность? Допускаю, что существует два варианта фамилии. Но не в одной же статье. Или надо специально оговаривать.