С возведения храмов начиналось строительство многих дворянских вотчин, так поступил и граф Петр Борисович Шереметев. Реликвия для почитания досталась ему в наследство от отца, петровского дипломата Бориса Петровича. Подаренный, если верить преданию, лично Папой Римским золотой крест содержал частицу древесины креста, на котором распяли Спасителя.
Святыня по церковной терминологии именовалась частицей Древа Животворящего Христа, отсюда получила второе название церковь Спаса Всемилостивого в усадьбе Кусково.
Престол храма, именующегося и церковью Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня, и освящен был в честь обретения реликвии. Главным отличием и достоинством строения является то, что церковь Спаса Всемилостивого никогда на перестраивалась и не имела существенных повреждений с момента окончания строительства в 1739 году. Советская власть определила храму музейное предназначение, что и гарантировало его сохранность.
Местоположение и облик
Снимок, выполненный квадрокоптером при полете над Кусково, прекрасно позволяет разглядеть объект, для ясности на него указывает стрелка от надписи. Церковь Спаса Всемилостивого с верхнего ракурса отлично видна, благодаря отличающейся от других зданий окраске кровли. Колокольню выстроили отдельно от храма, немного ближе ко Дворцу и чуть дальше вглубь территории. Ближайшие к церкви достопримечательности — Кухонный флигель, павильон Грот и Итальянский домик.
Архитектурный стиль, которого придерживались строители церкви, сейчас именуют анненским барокко. Сложился он в период десятилетнего царствования Анны Иоанновны, умершей через год после освящения храма. Колокольня была построена значительно позднее, в 1792 году, по классическим канонам. Материалом для ее строительства по неизвестной причине было выбрано дерево, скорее всего в подражание графскому Дворцу, в основном деревянному.
Церковь Спаса Всемилостивого – одноглавая, восьмигранный барабан купола имеет ниши с размещенными в них скульптурами апостолов. На три стороны выходят одинаковые фасады, с востока размещена небольшая алтарная апсида. Три одинаковых крыльца без навесов оборудованы двухсторонними лестницами с коваными перилами. Ребристая крыша с темной кровлей и светлые стены отличаются от всех окружающих зданий.
Хотя и постриженные, кроны деревьев не позволяют досконально рассмотреть украшающие здание живописные и скульптурные изображения. На выходящем к западу центральном фронтоне находится барельеф богу Саваофу, он же Яхве, он же Иегова. Это всего лишь вариации имени Божьего, используемые в Ветхом Завете. Древние иудеи писали его без гласных букв, считая слишком святым для произношения.
Войдем в церковь Спаса Всемилостивого
Внутреннее храмовое убранство, открывающееся перед входящими в церковь Спаса Всемилостивого, удивляет своей скромностью и лаконичностью. Аккуратно побеленные стены не содержат ни лепнины, ни живописных росписей. Из украшающих элементов можно упомянуть только ковровую дорожку посередине нефа, ведущую к алтарному иконостасу. Тут же расположена лавка с религиозной атрибутикой.
Между особо чтимыми иконами и самим иконостасом, на видном месте находится необычный для современных храмов подсвечник. Прямоугольная металлическая плоскость, содержащая множество гнезд для свечей, выполнена как единое изделие с распятием, заключенным в украшенную камнями рамку. Самая красивая деталь подсвечника – его опорная тумба, украшенная бронзовыми вставками и обрамлениями.
Неброско выглядит и оформление алтарного иконостаса, в основном разрисованного однотонными узорами. Крупные и редко расположенные рисунки выглядят непривычно, по сравнению с поистине дворцовой роскошью некоторых соборов. Тревожно и контрастно на общем блеклом фоне смотрятся святые врата в их верхней части, переливающейся темными и светлыми оттенками красного.
Позолотой сверкают лишь некоторые святые образа, в том числе верхняя икона Святой Троицы. Таковы же крупные иконы Богоматери с младенцем слева от Святых ворот и самого Спасителя – справа. Необычна форма створок боковых проходов в алтарное пространство, сделанных в форме вертикально срезанных половин арок. В правой даже просматривается помещение для переодевания священнослужителей.
Устройство уже виденного в полную величину подсвечника для заздравных свечей вполне традиционно, в отличие от роскошного прямоугольного.
Пламя свечей, поминальных и заздравных, никогда не отождествлялось с языческим поклонением огню. Это скорее отголоски эпохи зарождения христианства и гонений на новую религию. Жизнь и поклонение Христу проходили первоначально в пещерах, где просто не было иного источника света. Постепенно сформировался ныне незыблемый обычай ставить свечи в храмах, а службу проводить в полумраке.
Вернемся к внешнему виду
Упущенный в начале рассказа восточный вид на церковь Спаса Всемилостивого все же стоит привести, хотя бы в конце обзора. Нужно отметить двойной купол здания и отсутствие многократно описанного ангела, поддерживающего крест.
Скорее всего, фигуре понадобилась реставрация после долгой службы. Интересна и видимая только отсюда крыша апсиды веерной формы, и облик деревянной колокольни. Состоит она из трех ярусов и купола со шпилем, вздымающим крест выше главного купола.
Вид с южного направления можно было бы совсем упустить как повторяющий зеркально предыдущие, но не все упомянуто в тексте. Церковь Спаса Всемилостивого украшена накладными пилястрами, играющими в основном декоративную роль. Такие же элементы, только меньшей величины, использованы и в восьмигранном световом барабане.
Остается упомянуть обелиск, видимый со стороны аллеи вдоль Большого пруда усадьбы Кусково. Каменная четырехгранная пирамида на четырех шарах. С пятым на вершине не находит толкования в большинстве комментариев. Лишь один источник утверждает, что таким обелиском отмечено место гибели коня одного из Шереметевых. Если узнаете подробности – просьба сообщить.