Одной из архитектурных изюминок и вместилищ художественных шедевров графской усадьбы Шереметевых в Кусково является Итальянский домик. Компактная двухэтажная постройка расположена рядом с небольшим прудом, носящим аналогичное название.
Классического стиля здание украшено неброскими декоративными элементами, окрашенными в неяркие тона. Наиболее видной и приметной выглядит балюстрада с вазами, украшающая карниз крыши.
Проектировал парковую постройку близкий доверенный приближенный Петра Первого, потомок боярского рода Кологривов, который скончался до завершения строительства. Он за казенный счет постигал точные науки в Голландии и архитектуру в Италии, выбирал зодчих и художников для работы в России. Итальянский домик стал интерпретацией его воспоминаний о виллах южной страны.
Итальянский домик – расположение и облик
На обзорной фотографии, где Итальянский домик указан стрелкой, есть и другие павильоны, выполненные с участием Кологривова. Ближайшим из таковых является Грот, находящийся в нескольких метрах, тоже возле Итальянского пруда. Мы уже посещали некоторые строения, выполненные в национальном колорите – это Швейцарский домик и Голландский домик в Кусково.
Положение этих зданий высотное фото не демонстрирует, слишком обширна усадьба Кусково. По вышеприведенным ссылкам можно это узнать из наших статей. Достопримечательности, вошедшие в кадр камеры коптера, в большинстве своем уже названы, а часть их описана. Это прежде всего церковь Спаса Всемилостивого в Кусково, последуют и новые публикации. Пока вернемся к предмету обзора.
На заглавной фотографии статьи Итальянский домик показан видом из парка в направлении Большого пруда и дворца Шереметевых. Со стороны восточного входа в парк здание смотрится более внушительно и живописно. Видна застекленная веранда и балконом, над которой балюстрада выполнена уступом внутрь. Восточная часть территории украшена упорядоченными цветочными клумбами, предваряющими регулярную центральную аллею.
Внутренний осмотр павильона
Помещения нижнего этажа павильона задумывались как хранилища произведений искусства, исторических редкостей и других коллекций графского семейства. Поэтому высота потолков здесь минимальна, отсутствует пышность в оформлении, отделка относительно скромная. Итальянский домик встречает посетителей небольшим холлом, ведущим в прихожую.
Углубленная в стену ниша украшена колонной из поделочного камня с установленным на ней женским бюстом. По бокам ниши в простенках помещены подвесные подсвечники из бронзы, выполненные в виде растительных стеблей. Отделанная белым кафелем отопительная печь мало заметна, на ручке дверцы повешена информационная табличка об экспонатах.
Далее посетители попадают в прихожую, где объектов для обозрения уже побольше. Это массивные напольные часы с римскими цифрами, в высоту достигающими уровня люстры на цепных подвесках. По сторонам от хронометра старинные — гравюры с итальянскими видами. Угол занят объемистым нагревателем, топку которого мы видели в холле.
На нагревателе несколько ваз, рассмотрение которых затруднено. Рядом примечательный комод, ящички которого инкрустированы мозаичными изображениями зверей и пейзажей. Сверху – изделие из декоративного камня в форме цветочного горшка с искусственным деревцем. Изготовлено оно из металла мастерами ковки, на листьях даже гусеницы показаны. На стене справа – картина с устрашающим названием Торжество смерти, но это не копия Брейгеля.
Весьма примечательный экспонат помещен под лестницей на второй этаж, это прекрасное произведение неизвестных мебельщиков. Секретер с опущенной столешницей густо украшен рельефной резьбой по дереву. Многочисленные и разнообразные фигурки, почти скульптуры по объему, размещены по всем ребрам и плоскостям изделия.
Они же в сочетании с узорами выполнены на дверцах внутренних ящичков и на створках нижних дверок секретера. Наверняка многим посещающим Итальянский домик приходит на ум мысль о том, что подобный образец достоин быть помещенным на более почетное и видное место. Однако указывать музейным работникам вне компетенции публики.
Переходим на второй этаж
Подъем по лестнице, ведущей на верхний этаж, производит впечатление, что Итальянский домик не столь мал, каким кажется. После приземистого первого яруса наверху оказывается гораздо просторнее, высокие окна дают прекрасную освещенность даже при спущенных занавесях. Белый и салатный цвета стен хорошо сочетаются.
Лестница здесь довольно узкая, перила массивные, с фигурными балясинами. Поднимаясь по ней, посетители рассматривают развешенные живописные произведения различных жанров и техники исполнения. Прямо над головой – жанровая картина из сельской жизни, в угловом простенке – гравюры с городскими видами.
Первая после подъема – Дубовый кабинет, боковая комната, окна которой выходят на две стороны здания. Мебели здесь установлено немного, деревянные стеновые панели при этом как бы заполняют пространство. Аналогично действует плоская рисованная фигура, которыми в давние времена часто оснащали редко посещаемые помещения.
Зато здесь наилучшие виды из окон на окружающие Итальянский домик красоты, как будто специально для их созерцания и подобрана мебель. Мебельные изделия довольно своеобразны, могли бы стать образцами для современных дизайнеров. Такие сиденья прекрасно подошли бы и современным загородным жителям, наслаждающимся природой.
Бальный зал
Самое большое помещение, которым может похвалиться Итальянский домик, — его бальный зал, оформленный с претензиями на дворцовый облик. Наклонный переход от стен к потолку, на котором выделяются лепные украшения, образует запоминающийся фриз. Круглые миниатюры на фризе словно предваряют обширную потолочную роспись, заключенную в фигурное позолоченное обрамление.
Бальный зал обставлен и оформлен с соблюдением симметрии боковых стен относительно продольной, с несколькими выходами на веранду. По боковым стенам напротив друг друга оборудованы два камина с большими зеркалами над каминными досками, на которых размещены однотипные скульптуры. На постаментах с обеих сторон каминов выставлены бюсты, изображающие римских божеств.
Парадное помещение действительно вполне пригодно для небольших приемов или танцевальных мероприятий. Восстановленное практически заново паркетное покрытие пола изготовлено по сохранившимся аналогам соответствующего времени. Наличие крытой застекленной веранды и выходов на нее из бального зала – дополнительный плюс этого помещения. В левом углу привлекает внимание позолоченная статуя, сияющая в солнечных лучах.
Кудрявый Амур на пьедестале, по высоте равном его росту, на самом деле крупный канделябр. Шалящий мальчишка балансирует на дощечке, уложенной на груду камней, с факелом в левой руке. Видимо, в силу уникальности предмета он единственный, оставленный без симметричного в противоположном углу.
Веранда и остальные помещения
Застекленная крытая веранда – принадлежность Итальянского дома, скопированная с жилищ солнечной страны. Жаркий тамошний климат делал подобные помещения насущной необходимостью, здесь же это просто соответствие источнику копирования. Меблировка помещения выполнена с расчетом на комфортный и безмятежный отдых.
Однако, если вдуматься, крытая застекленная лоджия сейчас стала довольно обыденной. Они оборудуются не только в частных коттеджах, лоджии входят уже в базовую комплектацию многоэтажных жилых домов передовых серий. Никакое это не излишество, а явный шаг вперед в обеспечении комфортности проживания.
Комната с чугунным камином, обитая деревянными панелями – Дубовая проходная, ведущая к помещению Картинной галереи. Благородная древесина тщательно отполирована, панели щедро украшены позолоченными металлическими накладками.
Комбинацию позолоченных деталей с элитным деревом в отделке проходной следует признать очень удачной. Мало какая отделка может соперничать с природным материалом, если как следует его преподнести. Сравните сами хоть с парадным залом, хоть с любым другим помещением, которыми располагает Итальянский домик.
Картинная галерея выполняет выставочную функцию для неплохого собрания живописи, которым владеет Итальянский домик как музейный филиал. Произведения размещены так называемым шпалерным методом, предполагающим создание сплошного художественного пространства. Тем не менее в коллекции выделяются некоторые произведения, сделавшие бы честь и более крутым экспозициям. Редкий у нас мастер Саверей представлен картиной Рай с многими прекрасно изображенными животными, голландец Ян Бота – сельскими пейзажами.
Небольшое полотно ван Бадена – один из первых изображений городских видов. Венецианское полотно Девушка с веткой зелени в волосах написано представителем редкой художественной школы. Все эти шедевры осеняет и объединяет потолочная роспись – сцена Зефир и Флора, выполненная крепостным живописцем Красовским.
Прощальный кадр
Покидая после осмотра усадьбу Кусково через восточный выход, можно сделать удачную фотографию. Итальянский домик отражается в водном зеркале одноименного пруда, благодаря чистой воде и безветрию отражение зеркально точное. Такая картинка не может оставить равнодушным никого из посетивших бывшее графское имение.
Усадьба Кусково, бывшее графское загородное имение, давно находится в городской черте столицы. Обилие достопримечательностей, в том числе Итальянский домик, в сочетании с прекрасным парком – великолепное место отдыха. Побывать здесь и познавательно, и позволяет отдохнуть на природе.