Расположенная на живописном берегу Оки усадьба Поленова сразу после завершения строительства стала общедоступным музеем. Художник осуществил давнюю мечту, участвуя в приобщении к культурным ценностям сельского населения. Император Александр III выплатил 30 тысяч рублей за картину Христос и грешница, тогда – огромные деньги. Хватило на все строения имения, церковь и три сельских школы. Ныне усадьба Поленова – исторический и природный заповедник.
Немаловажна приставка – природный, она гарантирует от захвата окрестных земель под частное строительство. Важно сохранить для потомков окружающие ландшафты, вдохновлявшие многих величайших художников того времени. Ведь усадьба Поленова была настоящим полигоном для пейзажистов, живописные окрестности запечатлены на множестве полотен. Комплектование музейной экспозиции в основном сложилось из подарков знакомых живописцев, которых радушно принимала усадьба Поленова.
Бывали здесь многие, Константин Коровин был непосредственным участником выбора места для поселения своего учителя. Скончавшийся в 1900-м Левитан остался навсегда, запечатленный натурщиком в предварительном варианте упомянутой картины. Еще раньше, в год окончания строительства, скончался Шишкин, успев подарить ряд значимых работ. Многолетнюю дружбу с Репиным Поленов резко оборвал, гений не присоединился к осуждению побоища Кровавого воскресенья. Есть картины Васнецова и Ге, Архипова и многих других.
Усадьба Поленова и живописные окрестности
На императорские деньги Василий Дмитриевич приобрел имение в деревне Бехово, с солидным земельным участком. Ему гораздо больше нравился песчаный холм немного южнее, но крестьянская община не могла продавать землю. Тогда художник обменял свой надел один к двум, то есть себе в убыток. Зато получил именно то, о чем мечтал, хотя и работы на выменянной земле было немерено. Но дело мастера боится, всего через два года семейство заселилось в свой новый оригинальный дом.
Одна из отличительных черт имения — возведение всех строений по собственным проектам хозяина, при его участии. Более того, усадьба Поленова им лично распланирована, Василий Дмитриевич все сам размечал, обозначал контуры. Он занимался строительством, устраивал цветники, деревья высаживал по собственным планировочным решениям. Образование у него — художника и правоведа, однако и архитектура чуждой не была. Лекции в университете подкрепили зарубежные поездки, где Поленов не только рисовал.
Василий Дмитриевич активно интересовался средневековой европейской архитектурой, которая использовала преимущественно природный камень. Поэтому многие постройки на территории имеют каменную основу, использованы и другие натуральные материалы. Пример – каменный коровник, выложенный из валунов со связующим раствором. Оригинально выполнена мансарда, встроенная в крышу под соломенным настилом, имитирующим природный дерн. Есть и деревянные постройки, преимущественно подсобного назначения.
Подле таких строений мощение булыжниками, меж которых прорастает трава, выглядит очень органично и естественно. Камнями же, если помните, выложены символические стены и ворота входа, цветники возле них, которыми встретила усадьба Поленова. Символические, потому что войти сюда никто никому не препятствует. Обширная природная территория, вместо привычных парков, окружающая имение, доступна бесплатно. Билеты нужны для посещения внутренних экспозиций, чтобы были средства на содержание.
Виды сверху, с разной высоты
Высотные фотографии предоставляют возможность показать обширную территорию, не теряя из виду строений усадьбы. Большой дом выделяется среди прочих нестандартным внешним видом, белыми стенами и серой кровлей. Описывать остальные строения не имеет смысла, большинство будет представлена наземными фотографиями. Упомянуть стоит только Греческий театр, которым усадьба Поленова особо выделяется. Оригинальная сценическая площадка с навесами над актерами и зрителями окружена парком Лабиринт.
За территорией находится единственное в окрестностях кафе, домик с красной крышей возле автомобильной стоянки. Усадьба Поленова пока торговым обслуживанием не занимается, кроме предоставления территории под ярмарки. Поэтому туристам следует приезжать с запасами еды, можно отовариться в поселке Страхово (юго-восточнее). Либо рассчитывать на здешний общепит, до него нет и 300 метров. Следующим виражем наш летающий помощник снижается, присылает фотографию главных строений и живописных газонов.
Поленов лично занимался прорисовкой оформления территории, окружающей Большой дом, сознательно уйдя от строгой симметрии. Для него это естественно по специализации в живописи, пейзажисты знают об отсутствии ее в природе. Едва ли усадьба Поленова представлялась хозяином с высоты, но художнику этого не требуется. Зато нам на высотном фото хорошо видно, как сочетаются эти газоны с планировкой самого жилища. Цветники выглядят, словно выкройки этого причудливого сооружения.
Большой дом
Видна необычность главного строения усадьбы и с центрального фасада Большого дома, начиная с входного крыльца. Хаотично расставлены балконы, различаются размерами оконные проемы, не говоря об общих контурах здания. Похоже, что Поленов сначала распланировал внутренние помещения, затем соединив их стенами и проходами. Отсюда сходство с изделием из детского конструктора, разные окна, обеспечивающие нужную в каждой комнате освещенность. Полной индивидуальностью, неповторимостью отличается вся усадьба Поленова.
Нестандартный облик коробки выделяет Большой дом из ряда сходных по назначению зданий других усадеб. Однако внутри все оказывается гораздо более гармоничным, удобным для тогдашних жильцов и многочисленных посетителей. Дело в том, что усадьба Поленова изначально задумывалась как сельский музей. Приобщением крестьянства к искусству художник занимался лично, сам проводил экскурсии для желающих. Этим же отличались его потомки, до сих пор посторонние семье музей-усадьбу не возглавляли.
Первое помещение дома, Портретная комната
Портретная по содержанию большинства экспонатов – настоящий зал предков. Здесь справа портрет Поленова кисти Н.Д. Кузнецова, такой же крупный портрет матери, выполненный хозяином усадьбы. Он же написал свою сестру, а вот бабушку, Веру Николаевну Воейкову (в углу), рисовал Крамской. Автор знаменитой Незнакомки ушел из жизни в год, когда усадьба Поленова только была заложена. Висящий рядом портрет деда по матери, Алексея Васильевича Воейкова, сам Поленов копировал у известного мастера.
Оригиналом было полотно кисти Джорджа Доу из военной галереи Зимнего дворца, мундир заменен на гражданское. Герой 1812 года познакомился с Верой Львовой в доме сестры Державина, ее тетушки, где сирота воспитывалась. Гавриил Державин и академик Львов, прадед Поленова по матери, были женаты на сестрах. Василий Дмитриевич считал, что в его семействе разносторонне одаренный прадед заложил традиции любви к искусству. Коллекции древностей происходят из отцовской ветви, размещены по сторонам синего гарнитура.
Первую историческую витрину усадьба Поленова показала на предыдущем фото в Портретной, в углу – целый музей. Трудно судить о ценности собранного, но коллекция явно представляет подлинники и безусловно познавательна. Ниже о происхождении собрания будет упомянуто, обратите внимание, — стены почти не имеют свободного места. Картин малых форматов, гравюр и фотографий усадьба Поленова показывает множество, они позволяют проследить всю семейную родословную в обеих ветвях.
Продолжение родословной
Угол возле окна представляет супругу художника, Наталию Васильевну (автор Н. Кузнецов), и ее отца Василия Ивановича Якунчикова. Подле подоконника замечательный экспонат – застекленная столешница, выложенная пластинками полудрагоценных и поделочных камней. Далее портрет деда по отцу, Василия Алексеевича Поленова, основателя и руководителя Государственного архива иностранных дел. На попал в кадр отец художника, историк и археолог, в молодости 4 года пробывший в Греции. Карьера венчалась званием члена-корреспондента Академии наук.
Дипломатическую службу секретарем миссии Дмитрий Васильевич совмещал с активным сбором экспонатов, коллекционированием предметов древности. Интересы его были многообразны, от археологических находок до предметов искусства. Младший Поленов собранное предком бережно хранил, мечтая выставить для народного обозрения. Отцовское собрание при своих зарубежных поездках Василий Дмитриевич значительно приумножил, особенно картинами, оно стало основой усадебной экспозиции.
Библиотека, она же – картинная галерея
Библиотека семейства Поленовых – Воейковых собиралась несколькими поколениями, в ней много редких изданий. Размещены фолианты в нескольких шкафах, некоторые, как и стулья, сделаны по эскизам хозяина. На верхней полке – старинные бронзовые сосуды, настоящий антиквариат. Книжное собрание усадьба Поленова демонстрирует вместе с разнообразными живописными полотнами. Над чашами привлекает внимание картина Шишкина – Бор в Сестрорецке, подаренная автором.
В помещении вывешено ряд работ религиозного содержания, хотя религиозным фанатиком Поленов не был. Зато он был мастером на все руки, собственноручно украшал жилище, в том числе разнообразными витражами. Один из них помещен на дверную створку, цветные в виде фриза вставлены в окно. Библиотека, в отличии от прочих помещений, отделана деревянными панелями почти на половину стен. Не отделывался здесь и потолок, оставленный в натуральном виде. Главным украшением предстает камин, со времен строительства не ремонтированный.
Изразцовые инкрустации, выполненные увлекающимися керамикой родственницами, фризом опоясывают каминную доску. На дымоходе – родословное древо семьи, выполненное из знаков Зодиака домочадцев и их предков. Каминную доску украшают изделия из керамики, рядом с камином – мозаичный портрет Поленова работы Татевосяна. Уникальна работа Репина, которой усадьба Поленова особенно гордится, — Голова индийской красавицы, возле двери. Совершенно неповторим резной шкаф итальянской ручной работы, шедевр резьбы по дереву.
Рабочий кабинет и Столовая
Кабинет не приспособлен для рисования, для этого усадьба Поленова оборудована другими помещениями, отдельными зданиями мастерских. Здесь хозяин имения занимался музыкой, причем, не имея специального образования, серьезно и успешно.
Его произведения исполнялись не только на сцене мамонтовской оперы в Абрамцево, но и на официальных. Здесь же лучшее изделие, которым располагает усадьба Поленова, — его Готический шкаф для нот со скамьей в основании. Рядом – Оружейный шкаф с доспехами и рыцарским вооружением, наглядное пособие для картин. Их использование видно на полотне Арест гугенотки, самом большом из показанных. Только здесь художник сосредоточил собственные работы, дополнив их палеонтологическими рисунками и натуральными экспонатами. Их он собирал собственноручно на берегах Оки, подмывающей древние захоронения.
В помещении Столовой живописи совсем немного, из крупных полотен только Путешествие в Эммаус, кисти хозяина. Картина практически аналогична произведению Рембрандта Христос в Эммаусе, от Ужина в Эммаусе (Караваджо) сильно отличается. Сюжет общеизвестен, это первое явление Христа людям после пасхального воскресения. Его можно видеть в скошенном углу комнаты, над декоративной утварью, рядом со старинными часами-ходиками. Остальные стены заняты полками и шкафчиками с керамическими изделиями.
Столовая была тем местом, где усадьба Поленова встречала не музейных посетителей, а близких друзей. Хозяин демонстрировал увлечения домочадцев гораздо более щедро, чем собственную живопись. Главным в семье мастером керамики, как и некоторой мебели, была сестра художника Елена Дмитриевна. Она, как и брат, занималась живописью, но проектированием мебели под старину и работой с глиной – охотнее. Поэтому во многом ее стараниями Столовая стала настоящим музеем декоративно-прикладного искусства.
Лестница наверх, Мастерская и Пейзажная
Настоящая сокровищница мирового искусства скомплектована на лестнице, ведущей на второй этаж особняка. Разного размера и качества шедевры мастеров всех эпох и народов, собранные хозяевами, усадьба Поленова демонстрирует всем посетителям. Сам хозяин прорисовал, как выполнить перила и балюстраду, как и все остальное в здании. Простые деревянные ступени укрыты ковровой дорожкой, символизирующей знакомство с прекрасным. Все произведения, несмотря на степень известности, снабжены подписями.
Напомним, что изначально усадьба Поленова была задумана как своеобразное просветительское учреждение для крестьянства. Откуда такому контингенту знать без подсказок, кто что нарисовал в этом изобилии. Здесь овеществлялась обратная связь народа, давшего основу всякому искусству, и авторами выдающихся творений. Даже в наш просвещенный век не каждый рядовой экскурсант способен распознать все представленное. Усадебную лестницу вполне можно использовать как пособие для проведения викторин на знание живописи.
Черно-белый шедевр
Второй этаж здания включает два помещения, доступных для посещения, Мастерскую художника и Пейзажную комнату, где выставлены лучшие пейзажи работы Василия Дмитриевича, по его собственной оценке.
При личном визите доступны для обозрения знаменитая Золотая осень и Осень в Абрамцево, Деревня Тургенево и Вид на Оку из старого Бехова. Поленовская художественная Мастерская сейчас служит лекционным залом, одну из стен помещения занимает громадный рисунок.
Полтора десятка человек экскурсантов, усаженных на простые стулья, слушают лектора с разной степенью заинтересованности. Перед ними та самая картина, которой усадьба Поленова обязана финансовым обеспечением строительства. Однако здесь не многоцветное полотно, оно в Русском музее Санкт-Петербурга, а угольная прорисовка. Высокая степень проработки, проявленное мастерство и масштаб заслуживают сохранения, как наглядное свидетельство этапов создания шедевра. Не столь приметны другие экспонаты, о них ниже.
Подготовительные материалы к масштабному полотну показаны на отдельном стенде, чтобы лектор мог иллюстрировать рассказ. На невидимой, освещенной через окна стене вывешены многие наброски и этюды, предваряющие основной труд. Застекленные стенды содержат рабочую одежду живописца, похожую на балахоны. В этой Мастерской художник работал до 1904 года, когда усадьба Поленова обрела свое Аббатство. Потом помещение отдали детям, Василию Дмитриевичу больше приглянулось в новом здании.
Другие здания поленовской усадьбы
Расположено упомянутое Аббатство в 20 метрах к северу от Большого дома, немного ближе к Оке. Здание изначально построено как художественная мастерская, предусматривались все условия для творчества. Обращенная к Большому дому юго-восточная сторона, с входным тамбуром и видом на башню, не самая представительная. Огромное окно мастерской выходит на север, к реке, обеспечивая равномерное рассеянное освещение. Большие работы, типа театральных декораций, расстилали на полу, осматривая сверху через люк в полу мансарды.
Башенку на северо-западном углу Поленов предусмотрел для хранения архивов. Чердак здания служил для складирования театральных декораций, реквизита и костюмов. Отдельная веранда пристроена для мозаичных работ, которыми декорирована вся усадьба Поленова. Разрабатывая проект новой мастерской, самодеятельный архитектор учел предыдущий опыт. Работать в Аббатстве ему нравилось гораздо больше. С годами привыкнув к рабочему месту, Поленов даже жить переселялся туда на летний период.
Адмиралтейство снаружи
Отчасти шутливое название дано лодочному сараю, построенному Поленовым в 1894 году для их зимнего хранения. Необычную для российской глубинки каркасную, или фахверковую, конструкцию художник присмотрел в западной Европе. Усадьба Поленова содержит несколько подобных домиков, сочетающих деревянные детали с каменным заполнением. Обвязка, стойки, ригели и раскосы из брусьев воспринимали часть нагрузок. В декоративном плане фахверк расчленял стены на выразительные геометрические элементы.
Возле входного крыльца на стене укреплен стилизованный корабельный штурвал, красноречиво символизирующий назначение постройки. Внизу он дополняется судовым якорем, лежащем на причальной парной тумбе (кнехт). Обратной стороной Адмиралтейство обращено в сторону реки, откуда волоком доставляли малые и большие суденышки. Наклонный пандус позволял затащить их внутрь, либо закатить на бревнах самые тяжелые. Для речного плавания каждый ребенок имел небольшую лодочку, общая вмещала все семейство.
Поскольку усадьба Поленова была основным местом проживания, художник приспособил свой годовой распорядок к разным сезонам. Рисовал он с основном в холодные периоды, летом был поглощен работой лесовода. Тот парк, который сейчас воспринимается как природный лесной массив, в основном посажен самим художником. Надо быть огромным любителем природы, чтобы заложить такое прекрасное место, увидеть которое не хватит жизни. Местом отдыха от работ была река, на Оке любили развлекаться все члены семьи.
Подросшие поленовские посадки выглядят совершенно естественно, почти никаких признаков искусственного происхождения не осталось. Исключения – заложенные собственноручно основателем декоративные элементы, возникающие неожиданно перед посетителями. Дикий камень возле старой березы украшен монограммой художника, которой он подписывал некоторые свои произведения. Здесь один вензель, на картинах есть с расшифровкой подписи, есть с годом исполнения. Судовые якоря размещены также ради декора.
Диорама и картины в Адмиралтействе
Одной из форм просветительской деятельности усадьба Поленова особенно славилась, это его расписные слайды – диорама. Простейшее проецирующее устройство состояло из ящика со стеклянными стенками и ламп подсветки. Изображения рисовались от руки, акварельными красками и гуашью. Тематика была выбрана в формате кругосветного путешествия, которое охватывало самые живописные уголки мира. Ручная замена изображений, небольшой по нынешним меркам размер экрана в те времена недостатками не казались.
Лучшего пояснения к диораме, чем дал сам Поленов в письме к одному из учеников, придумать невозможно. Это не хвастовство своим детищем, а объективное описание реакции зрителей на необычное зрелище. Уже при жизни Поленова стены помещения стали дополнительной выставочной площадью к тем, что имела усадьба Поленова изначально. Первозданная простота деревянной отделки выставочный зал совсем не портит, скорее добавляет свежести восприятия размещенных произведений.
Адмиралтейство, как и вся усадьба Поленова, пережила положение переднего края обороны от фашистов. Худшее время наступило после войны, администрация соседнего санатория из непонятных побуждений добилось сноса лодочного сарая. По прошествии некоторого времени ошибочность уничтожения достопримечательности удалось доказать, Адмиралтейство восстановили в прежнем виде. Прежнюю специализацию ему не вернули, разместив выставку молодых художников и показ диорамы.
Город мастеров
Новые веяния очередного тысячелетия обанкротили агрессивного соседа, здание санатория в 2012 году получила усадьба Поленова. Типовой санаторный корпус капитально отремонтировали с учетом нового профиля использования. Музейный комплекс расширил свои возможности по приему художников, желающих рисовать в легендарных местах. Для этого использовали часть бывших номеров, в остальных оборудовали творческие студии. Живописнейшая природа в сочетании с достаточными удобствами многим пришлись по душе.
Но не это было главным в приобретении, в корпусе остался прекрасный зал, пригодный для любых мероприятий. Проведение выставок творчества здесь сочетается с работой театральной студии, приглашаются творческие коллективы. Населению ближайших поселков, деревень и городка Тарусы был организован новый очаг культуры. Действующая администрация, которой успешно управляется усадьба Поленова, не побоялась увеличения нагрузки. Это вполне в духе основателя этого замечательного, ныне мемориального комплекса.
Фахверк
Осталось не упустить упоминания еще об одном здании, построенном по проекту самого Поленова. Ему сохранили имя, данное при строительстве по заложенному конструктивному принципу. Принципиально оно от Адмиралтейства не отличается, разве что устройство крыши попроще. Функционально эти два сарая были тесно связаны, в Фахверке размещалась столярная мастерская. В ней делал и ремонтировал лодки поленовской флотилии деревенский умелец-универсал Иван Михайлович Никишин.
Кроме мастерской, Фахверк вмещал хранилище фуражного зерна для лошадей, без которых усадьба Поленова обойтись не могла. Был обширный склад для многочисленного инвентаря, используемого сезонно. Все эти помещения при реставрации превратили в три выставочных зала, отвечающих музейным потребностям. Здесь разместили экспозицию по истории семейства с генеалогическим древом, художественную выставку и театральный раздел. Воссоздана сцена театра кукол, увлечение детей художника, выставлено много кукол.
Живописные окрестности, усадьба Поленова, храм и пляж
В подборке фотографий – разные изображения: вид окрестностей сверху, шуточный плакат и речной дикий пляж. Речные удовольствия приведены на всякий случай, ведь усадьба Поленова изобилует привлекательными уголками. Намеревающиеся ее посетить должны иметь минимальные представления о характере местности, чтобы соответствующим образом экипироваться. Фото у реки дает об этой местности достаточное представление, о занятиях отдыхающих и их количестве – тоже.
Высотная фотография показывает, как усадьба Поленова расположена относительно построенной художником церкви. Побывать здесь и не посетить этот храм было бы совершенно постыдным упущением. Однако Свято-Троицкой церкви в деревне Бехово будет посвящена отдельная публикация, поэтому только учтите рекомендации плаката. Достаточная транспортная доступность резиденции знаменитого художника позволяет надеяться, что количество посетителей этой достопримечательности будет возрастать.
Я планирую в ближайшее время обязательно съездить в этот музей. Мое любопытство разгорелось после просмотра виртуального тура по усадьбе на сайте музея http://www.polenovo.ru/ru. Настолько необычная архитектура объектов! Это не какие-нибудь старые деревянные домики. В них вполне можно жить и сегодня. Кстати, усадьба построена по проекту самого художника. Даже парк был им распланирован! Очень все красиво и гармонично смотрится!
Я был в усадьбе Поленова, и она произвела на меня самое благоприятное впечатление. Сам музей какой-то уютный и домашний, а виды на Оку такие, что сразу понимаешь, что вдохновляло художника на его творчество. Кстати, его картин в музее много, это был очень талантливый живописец. Да, и диорама в Адмиралтействе очень впечатляет, сразу видно, что Василий Дмитриевич был большим придумщиком. А еще там прямо от местной пристани ходит кораблик на Тарусу, мы им воспользовались и посетили этот милый городок с памятниками Ахматовой и Ахмадуллиной. Потом он приплывает обратно, еще один прощальный вояж по усадьбе Поленово, на машину — и домой! Весь день там провели и очень понравилось Сезон туристический на жарких морях закрыт, так что когда все откроется после карантина, всем рекомендую.От Москвы там километров 100 будет с небольшим, а у нас дача в Чехове, вообще близко!
Был там пару раз, остались только положительные эмоции.
такие места навевают много мыслей для раздумий!