Венский городской парк – Штадтпарк, замечательная зона отдыха в центре австрийской столицы, любима местными жителями и привлекает многочисленных приезжих. Здесь размещено много памятников знаменитым личностям, преимущественно деятелям искусства. Создавался парк по проекту архитектора Зеллени, работами руководил садовник Зибейл. Штадтпарк делится на неравные части закованным в камень руслом реки Вена, через которое перекинуты пешеходные мосты.
Параллельно речному руслу проходит еще один канал, это открытый участок венского метрополитена. Строительство метро и сопутствующие земляные работы и потребовали изоляции вод небольшого притока Дуная. Ранее здесь пролегала железная дорога, и памятью от нее осталось станционное здание XIX века. Левее набережной расположен знаменитый Курзал, перестроенный из водолечебницы в концертное помещение.
Высотные виды позволяют оценить парковую территорию, они наглядно свидетельствуют о выборе стиля паркового дизайна. Штадтпарк характерен ярко выраженной пейзажной структурой, присущей англичанам. Схожесть с природным расположение групп растительности, произвольно проложенные садовые дорожки противоречат четким линиям регулярных парков французского стиля, которым здесь места не нашлось.
Вблизи входа в Штадтпарк
Возвышаясь над парковой территорией и речным руслом, перпендикулярно линии набережной проходит улица Иоганнесгассе. Пешеходный переход через нее ведет к южному входу в Штадтпарк, который располагается в непосредственной близости от одноименной парку станции метро. С точки зрения транспортной доступности Штадтпарк расположен исключительно удачно, добраться легко из любого района города.
Проектом венского метрополитена было предусмотрено несколько выходов путей на земную поверхность. Один из них находился в районе парка, что позволило избежать некоторых затрат, а заодно сохранить железнодорожную станцию как памятник архитектуры. Строительство скоростной железной дороги, которую затем преобразовали в одну из линий метро в 1980-х годах, велось с конца XIX-го до первых лет прошлого века.
Это же строительство ж/д стало причиной значительных работ по изоляции речного русла, иначе воды могли промыть грунт и затопить котлован. Трудоемкая, но несложная в инженерном плане операция затянулась из-за разногласий в оформлении будущей достопримечательности Вены. Набережную проектировал архитектор модернистского стиля Фридрих Оман, и это была только часть работы, охватывающей 17 километров русла.
Сложности в реализации проекта добавило наводнение 1900-го года, тогда потоком воды были уничтожены склады запасенных материалов. Обширные планы архитектора и его напарника, мостостроителя Хэкхофера, были скорректированы в сторону сокращения практически втрое. Каменный портал, ограничивающий левую (западную) часть Штадтпарка, был реализован, в том числе декоративное оформление виноградными лозами.
Вход и первые достопримечательности
Входные павильоны со стороны Иоганнесгассе также проектировал этот дуэт мастеров – Оман и Хэкхофер. Работы по оформлению набережной и входных павильонов в Штадтпарк завершились только в 1906 году. Авторы, особенно Оман, выполненным объемом остались недовольны, пытались собирать пожертвования на завершение всего задуманного. Однако современники и потомки признали работу выдающейся, часть результатов видны на снимках.
Павильон входа выглядит монументально, однако тяжеловесным его не назовешь. Скорее всего, благоприятное впечатление возникает из-за удачных пропорций сооружения, с преобладанием площади арочного прохода. Своеобразна форма перекрытия, интересны имитации дверей в проходе через арку. Каменная шпалера сбоку от входа из колонн с шарами на вершинах и поперечных балок, с обвивающими конструкции лианами, также привлекательны.
Информационный планшет изображает Штадтпарк в виде условной схемы, на которой обозначены массивы растительности, контуры дорожек, основные сооружения и памятники. Отсутствие дублирования с немецкого хотя бы на английский пониманию изображенного не мешает, ориентироваться можно и по контурной карте. Некоторые слова можно прочесть, часть контуров просто схожи с натурой.
Главное, что дает достаточно условное изображение – это стилистическая характеристика и принципы организации, по которым формировался Штадтпарк. На всей картинке практически нет прямых линий, обязательных в регулярных садах и парках. И группы растений, и центральный пруд, и дорожки имеют криволинейные очертания, и это соответствует действительности и убеждает в приверженности авторов Штадтпарка английскому пейзажному стилю.
Курсалон и его окружение
Внимание множества посетителей, вошедших в Штадтпарк, привлекает расположенная на пологом откосе своеобразная композиция. Цветочные часы, как их называют путеводители и экскурсоводы, на самом деле таковыми не являются. Устройство состоит из часового механизма в грунте, защищенного от влаги, и циферблата, где контуры цифр обрисованы группами цветущих растений.
Классические цветочные часы по Карлу Линнею состоят из цифр, цветки на которых распускаются в разное время суток, и стрелки фактически не нужны. Единовременно светится одна цифра, как на современных часах. Но это сказано лишь для сведения читателей, на самом деле цветочные часы и в таком исполнении украшают Штадтпарк, тем более что время показывают с завидной точностью
Достаточно объемное и разноплановое по архитектуре здание Курортного салона было построено в 1867 году по проекту Иоганна Грабена. Поначалу оно выполняло задуманные функции водолечебницы, где предлагались лечебные воды всех австрийских курортов. Однако через год разрешили провести первый авторский концерт Иоганна Штрауса-младшего, сделавший его известным в стране.
Название Курсалона осталось, хотя употребляли и Курзал, функция концертного зала стала основной, а затем единственной. Зал сдали в 1908 году в длительную аренду предпринимателю Хюбнеру, появилось сочетание Курзал Хюбнера. В 1990 году семейство Хюбнеров приобрело здание в частную собственность. Такая вот любовь к музыке, обеспечивающая процветание больше века.
Напротив фасада Курсалона, выходящего вглубь Штадтпарка, для концертов на открытом воздухе построена беседка овального очертания в плане. Наискось от прославившего Штрауса-сына места возведен памятник Королю вальса и маэстро оперетты. На выбранном месте памятник Штраусу выглядит великолепно, мы его уже описывали в отдельной публикации.
Концентрация посетителей здесь намного выше, чем в любом другом уголке парка, хотя достопримечательностей Штадтпарк имеет предостаточно. Причем привлекает посетителей преимущественно не позолота статуи, а личность скрипача и удачно переданная скульптором вдохновенная поза. Красива и к месту использована и мраморная арка с барельефами танцующих вальс русалок Дуная.
Другие достопримечательности Штадтпарка
Памятники на своих извилистых аллеях Штадтпарк открывает иногда неожиданно, другие издалека. Все они обозначены на информационных табличках, и интересующий найти достаточно легко. Своеобразен памятник Ференцу (Францу) Легару, автору популярнейших оперетт. Бюст композитора на постаменте стоит на фоне непонятных для непосвященных символов, превышающих высоту скульптуры.
Поодаль находится мраморный куб с его фамилией, а на постаменте – лишь витиеватый автограф. Возможно, якобы отвалившаяся часть обрамления бюста символизирует обособленность музыки Легара. Современник высказывался, что в музыкальной драме три жанра – опера, оперетта и Легар. Автор Веселой вдовы, Графа Люксембурга и других произведений стремился возвысить оперетту до уровня оперы, и во многом это ему удалось.
Штадтпарк разместил на территории не только персональные памятники известным людям, есть и развлекательные произведения. Одно из них – небольшой фонтанчик Три пингвина, созданный в 1953 году Марио Петруччи. Автор родился в Италии, учиться начал в Швейцарии, жил и работал в основном в Вене. Изображения животных встречались и в других его работах, но эти птицы – впервые.
Обрамление фонтана условно изображает льдину в Антарктиде, взрослые пингвины оживленно общаются. Они расположились на символической скале, приглядывая за резвящимся в воде детенышем. В основном фигурка малыша притягивает к маленькому бассейну и человечьих детишек, пришедших в Штадтпарк с родителями. Еще здесь удобное место для птичьего водопоя, в парке много пернатых обитателей.
Немного более серьезный экспонат встречается вблизи искусственного водоема в средней части территории парковой территории. Напоминающая башню, афишная тумба выполнена тем же Фридрихом Оманом, который оформлял вход в Штадтпарк и набережную реки Вены. Немного помпезная ограда неизвестно зачем окружает рекламное сооружение, хотя оно немного шуточное.
Модернист по художественным принципам, Оман разместил на конической крыше сооружения флюгер, показывающий направление ветра и части света. На циферблатах, стилизованных под люкарны (световые окна) замка или собора, показывается не только текущее время, а еще и атмосферное давление. Настоящая миниатюрная метеостанция получилась, а еще популярное место для фотографирования.
Пруд городского парка
Водоем, хотя и рукотворный, обустроен со всеми признаками природного, поэтому привлекает не только отдыхающих туристов и гуляющих жителей Вены. На водной глади частые гости – водоплавающие птицы, а их кормление посетителями привлекает вездесущих и бесстрашных венских голубей. Напротив метеостанции в виде афишной тумбы, на противоположном берегу, расположен один из привлекательнейших природных объектов.
Природный ручей, впадающий в пруд и обеспечивающий чистоту вод, обустроен как водопад горной речки. Его искрящиеся струи приятно наблюдать и с другого берега, а обойдя пруд, можно насладиться и журчанием воды. Есть на пруду и более тихие уголки, найти их пришедшие в Штадтпарк могут в дальней оконечности водоема. Здесь создается впечатление извилистой равнинной реки, еще более благоприятной для водных пернатых.
Основатель парка и его вечные гости
Возвращаясь к памятникам городского парка, нельзя пройти мимо бюста основавшему Штадтпарк бургомистру Вены Андреаса Зелинки. Выходец из Моравии, чех по национальности, он последние 7 лет жизни находился на высоком посту, участвовал в решении всех городских проблем. В заслугу Зелинке ставится борьба с опасностью наводнений, строительство кольцевой дороги, развитие и упорядочение городских захоронений.
Занимая несколько значимых постов, Зелинка заработок городского главы жертвовал на благотворительность, проще – раздавал неимущим. Этим он снискал популярность среди народных масс, пользовался доверием и уважением. Поддержал народ и идею создания зеленой зоны, построенный Штадтпарк стал прижизненным памятником Андреасу Зелинке. После кончины появился и реальный памятник. Один из самых заметных. На каменном постаменте – бронзовый пьедестал, украшенный барельефами, с бюстом легендарного бургомистра.
От находящегося в дальнем конце бронзового бургомистра повернем обратно, двигаясь по дорожке, ближней к Паркрингу. Первая встреченная скульптура – памятник Фридриху фон Амерлингу, австрийскому художнику, предпочитавшему портретную живопись. Штадтпарк увековечил этого уроженца Вены, прожившего в городе всю жизнь, здесь же умершего и похороненного.
За продолжительную творческую карьеру Амерлинг выполнил более тысячи работ, в основном портреты. Его дом содержит коллекции произведений искусства и изделий художественной ковки, он назван именем художника. Сейчас здесь районный музей. Именем Амерлинга названа также одна из венских улиц.
Буквально напротив бюста Амерлинга расположен памятник Шуберту, один из самых посещаемых и почитаемых. Он отличается тщательностью и художественностью исполнения, прекрасно оформлен. На постаменте вставки из светлого мрамора с барельефами на мифические сюжеты, музыкант изображен сидящим, с нотным альбомом на коленях. Занесенный в руке карандаш застыл над музыкальными строчками.
Шуберт был очень плодовитым композитором, его наследие для умершего в 31-летнем возрасте фантастически велико. Считается, что в лице Шуберта мировая музыка могла бы получить гения, но смерть забрала его раньше. Обслуживающие Штадтпарк сотрудники предусмотрели поблизости достаточное число скамеек, чтобы почитатели таланта могли отдохнуть у монумента своему кумиру.
С западной стороны паркового пруда
На развилке нескольких дорожек нас встречает Ганс Макарт, облаченный в актерский костюм. Монумент не только показывает образ, но и иллюстрирует увлечения Макарта. Этот художник, помимо жанровой живописи, оформлял костюмы и декорации для театральных спектаклей. Даже кресло, на которое он опирается, не просто реквизит, а напоминание о занятиях мебельным дизайном.
В живописи Макарт также был весьма разносторонен. Из-под его кисти вышли многие масштабные работы исторического и мифологического плана, портреты современников и исторических персонажей. Оформлению его творческой студии, с букетами искусственных цветов, пальмами и драпировками подражали многие аристократические дома.
Уже огибая пруд, посетители видят напротив водной глади бюст на высоком постаменте, это памятник композитору Антону Брукнеру. Среди его сочинений более десятка симфоний, множество произведений для хорового пения. Брукнер сочинял и музыку для органа, сам великолепно владел этим сложным инструментом.
Сбоку постамент памятника Брукнеру кажется слишком высоким, но фронтальный вид это впечатление меняет. На широкой мраморной плите лежит блок с лаконичной надписью «Брукнер». Композитор изображен по пояс, смотрящий вправо. Среди обилия высоких деревьев более низкий монумент мог бы затеряться.
Уже вблизи набережной реки Вены находится памятник Шиндлеру, которому была посвящена отдельная статья. Художник изображен во время прогулки, отдыхающим на каменной глыбе. Низкий постамент в данном случае вполне уместен, растительность расположена позади монумента, образуя подходящий фон.
Вокруг памятника Шиндлеру нет даже травяного покрова, только притоптанная почва с облетевшими листьями деревьев. За спиной фигуры художника просматривается парапет набережной и конструкции пешеходного моста в правую часть Штадтпарка.
Снова набережная Вены
Мост, который виднелся за памятником Шиндлеру, с дальнего расстояния выглядит гораздо изящнее. Перекинутое через речное русло сооружение – произведение специалиста по мостам Хэкхофера, помогавшего Оману в оформлении набережной.
Ограждающие русло каменные стены украшены гирляндами листвы дикого винограда, свисающими до самого днища канала. В осеннюю пору этот растительный занавес особенно красочен, расцвеченный оттенками багрянца, зелени и желтизны. На восточном берегу – здание бывшей молочной фермы, некогда здесь угощали свежим напитком.
На набережной представлена одна из немногих, нетипичная для Штадтпарка авторская скульптура на мифологический сюжет. Бесполезная работа древнего Сизифа, которую присудили ему боги после смерти, стала нарицательной. Но здешняя скульптура не бесполезную работу символизирует, группа «Освобождение источника» – оформление фонтана, только без вздымающихся струй.
Фонтан с фигурами двух мужчин, сдвигающих придавивший струю валун, установлен в 1903 году, при оформлении набережной. Его автор – Йозеф Урбан, вскоре эмигрировал в Соединенные Штаты и более известен под именем Джордж. Местное предание утверждает, что идею навеял вовсе не древнегреческий миф, а реальная история местной старины. Якобы влюбленный юноша таким образом выполнил просьбу подруги, напоив ее гусей.
Зарисовки напоследок
Венский народный Штадтпарк привлекателен не только своими скульптурами, это еще и замечательный природный оазис. Его уютные извилистые тропинки и дорожки с зелеными насаждениями – прекрасное место релаксации. Служители постоянно выполняют уборку территории от опавших листьев и обломившихся веток деревьев, чтобы горожане и приезжие видели живописную природу.
Много внимания уделяется ландшафтному дизайну, Штадтпарк украшается продуманно подобранными цветущими растениями. Садовники здесь работают искусные, чего стоят только цветочные часы у входа и цветники возле монументов. Освещающие парк фонари позволяют бывать там и по вечерам, благо что вход в Штадтпарк бесплатный. Каждый, кто окажется в Вене по любой надобности, непременно должен посетить городской парк.