Коломенский дворец русского царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра Первого, причислялся видевшими его современниками к чудесам света. На сохранившихся изображениях предстает действительно чудесный комплекс деревянных зданий. Пожар уничтожил все, кроме фундаментов, однако сохранились чертежи дворца, которые были сделаны по приказу дальновидной императрицы Екатерины Великой. По другой версии, дворец разобрали специально ввиду его ветхости.
Воссоздавать древнее сооружение на сохранившихся фундаментах было невозможно и-за выросших здесь вековых дубов и лип. Подходящее место нашли в пределах территории музея-заповедника Коломенское, там дворец удачно дополнил имеющиеся многочисленные достопримечательности.
На нашем сайте уже были обзоры о собрании деревянных сооружений Коломенской слободы, о перевезенном с беломорского побережья домике Петра Первого. Теперь к этим объектам добавился красочный дворцовый ансамбль, который с высоты полета квадрокоптера выглядит подобно сказочному царству.
Совсем рядом оживленная магистраль, в пределах видимости – многоэтажная городская застройка. Добраться до заповедника и увидеть старинный коломенский дворец, пусть и в современном воплощении, совсем просто.
Для обеспечения безопасности и долговечности нового дворца в строительстве применены негорючие железобетонные конструкции, обшитые деревом изнутри и снаружи. При этом конструкции кровель выполнены по старинной технологии, с использованием деревянных элементов.
Изображение на снимке с меньшей высоты позволяет в подробностях рассмотреть и сам коломенский дворец, и окружающую территорию. Сюда ведут асфальтированные дорожки от автотрассы, есть остановочный пункт для экскурсионных автобусов.
Сочетание благоустроенных мест отдыха с зелеными насаждениями образует прекрасную зону релаксации. Установлено много парковых скамеек, при этом многие приезжие предпочитают располагаться на зеленом газоне.
Особой приметой и гордостью коломенского дворца, украшающей окрестности в весенний период, является яблоневый сад. Здесь высажены яблони , цветущие самыми разными оттенками красного цвета, от бледно-розовых до почти багровых. Встречаются и обычные белые цветы, и возникающий контраст делает сад еще более привлекательным. Такая масса яблоневых деревьев должна давать чудесный аромат.
Сверху хорошо различимы разнообразные конструкции кровель отдельных зданий. Преобладают шатровые крыши из пирамид с разным количеством граней, встречаются двухскатные с поперечным сечением в форме сердечка. Сооружен даже большой купол из 4-х граней в форме сердца, с довольно сложным изгибом.
Строения производственных и снабженческих служб коломенского дворца выглядят скромнее всех прочих, возможно, из-за неяркой окраски кровли. Форма кровель здесь самая простая, в виде четырехгранного приземистого шатра.
Довольно высокие стены имеют окна только внизу и наверху, на уровень верхних выходит и парадная входная лестница. Есть отдельное крыльцо и для входа на нижний этаж, развернутое в сторону от главного входа в палаты верхнего уровня.
Видимо, значительная часть зданий занята хозяйственными помещениями, в которые высокопоставленные жильцы не ходили.
При более близком рассмотрении крыльца палат верхнего уровня посетители видят мощные опоры навеса, выполненные из цельного ствола, скорее всего лиственницы. Опоры соединены массивными перилами, зачем-то продублированными современными, из хромированного металла.
Наружную отделку ограждений можно рассмотреть в начале второго лестничного марша, после поворота лестницы направо. Кроме этого предельно скромного украшения, каких-либо следов резьбы или росписи посетители не видят. Справа от крыльца расположен вполне современный киоск билетных касс.
На входе в палаты выставлены для обозрения дверные шарниры и запорное устройство для входных дверей. Шарниры вполне сравнимы по габаритам в нынешними гаражными, а вот замок значительно превосходит современные запорные устройства.
Такой размер обусловлен не большей надежностью и не размещением кованых узоров, а отсутствием навыков и инструментов для изготовления рабочих деталей механизма, особенно пружин малых размеров.
Запорное устройство явно предназначено для закрывания изнутри, даже массивная головка ключа сделана неразъемной с телом замка.
Предлагаемый слайдер показывает экспонаты нижнего этажа одного из зданий, подтверждающих их подсобное назначение. Можно видеть старинную мастерскую оформителей, которые занимались постоянным уходом за украшениями и утварью палат.
В нижних помещениях представлены изделия из различных материалов, предназначенные для названных целей. Можно видеть расписные изразцы для облицовки отопительных печей, различные образцы резьбы и росписи.
Представлены старинные печатные издания , отдельно – красочные заглавные страницы. Здесь же непременные православные иконы различных размеров и содержания.
Крыльцо подсобных помещений нижнего уровня сделано попроще, навес держится на единственной стойке. При этом карнизная планка навеса украшена резьбой по дереву, которая посложнее, чем на парадном крыльце верхней половины.
Перил в старинном варианте дворца здесь, скорее всего, не было вообще. Современные изделия установлены для обеспечения безопасности посетителей, их никуда не денешь, так же как и совсем не древнюю водосточную трубу.
Очень скептически отношусь к новоделу, но в данном случае современные мастера постарались на совесть. Объёмы выполненных работ впечатляют. Радуют не только аутентичные артефакты на отдельной выставке, но и вкус и фантазия сегодняшних умельцев. Среди множества палат разных эпох и назначения выделю возможность подняться на открытую двухъярусную смотровую площадку с возможностью свободного фотографирования. Сам парк и старая территория тоже приведены в порядок. Прогуляться в хорошую погоду совсем неплохо, что я и сделал всего неделю назад.