Домик Петра I в Коломенском

Погода

°C
Ветер
м/с
Давление
мм рт. ст.
Влажность
%

Деревянный домик Петра I в Коломенском — это временное жилище, в котором государь ждал шведскую атаку на Архангельск, стоял на беломорском острове Маркова. Уже в XX веке строение перевезли в места, где еще царевичем Петр I провел детские годы – в подмосковное Коломенское. Жилище сочетает черты типичной крестьянской избы с европейскими новациями, позаимствованными Петром Первым в зарубежных поездках.

Внешний осмотр домика Петра I в Коломенском

Постройка представляет собой сруб из ошкуренных бревен, соединенных вырубленными пазами. Оконные проемы больше, чем в крестьянских жилищах, оформлены массивными плахами переплетов с остеклением вместо привычной для российской глубинки слюды. Вход в домик находится в середине продольной стены, в него попадают через лестницу крыльца.

Двускатная кровля жилища выполнена из тесаных досок лиственных пород деревьев, лучше выдерживающих атмосферные осадки. Фигурная обработка концов досок создает узорчатый край свеса крыши, и это единственное наружное украшение, кроме ограждения крыльца.

Общий вид домика Петра Первого со стороны прируба к основному срубу строения. Вывезенная с русского Севера временное жилище царя сохранено для потомков.

Обратная сторона дома позволяет увидеть прируб к основному срубу, образующий дополнительное жилое помещение. Кроме двух дымовых труб основного здания, здесь обнаруживается еще одна, то есть в прирубе комната отапливалась.

Оригинальна конструкция крыльца, верхняя площадка которого опирается на вкопанный в землю отрезок толстого бревна. Лестница для подъема расположена параллельно стене, входящий должен дважды повернуть.

Простейшей резьбой украшены все стойки крыльца, поддерживающие его площадку поперечные балки и ограждение верхней площадки, как на высоту перил, так и в верхней части.

Восстановленное входное крыльцо домика Петра в Коломенском. Установленная под навесом конструкция опирается на консольную балку, лежащую на вкопанном в землю отрезке бревна.

Двускатный козырек над крыльцом с различной длиной скатов укрывает крыльцо полностью. Левее домика Петра I в Коломенском просматривается скульптура очень высокого человека, которую нужно рассмотреть подробнее.

Долговязая худая фигура из чугуна изображает облик самого хозяина домика, проведшего в нем несколько месяцев ожидания атаки шведского флота на Архангельск и организовав ее отражение. Петр I на памятнике в повседневной одежде, с упертыми в бока руками, в левой руке зажат чертеж строящейся крепости. Сооружение береговых укреплений происходило под личным контролем энергичного главы государства.

Возле домика Петра, около деревьев установлена скульптура царя во весь его 2-х метровый рост. Отливал статую автор оригинала, установленного в Антверпене, наш современник Франдулян.

Скульптура является авторским повторением работы нашего современника известного мастера Франдуляна, оригинал которой установлен на центральной площади  бельгийского Антверпена.

Многим ремеслам и навыкам российский император учился у голландских мастеров, а территорией нынешней провинции Бельгии – Фландрии владело в петровские времена королевство Нидерланды.

Историческая экспозиция

Значительную часть площади домика Петра I в Коломенском  занимают неотапливаемые помещения – сени и узкий коридор за перегородкой. В сенях расположена историческая экспозиция раритетов, имеющих непосредственное отношение к императорскому пребыванию.

Здесь чертежи и гравюры с изображением строящейся крепости в устье Северной Двины, портреты Петра I. Хранится здесь и копия знамени Преображенского полка, солдаты которого принимали участие в строительстве укреплений.

По разным сторонам от двери в коридор выставлены две модели судов. Слева копия ботика Святой Николай, на котором плавал сам Петр, справа модель боевой галеры российского флота, известной под именем Двина. Устаревшие для боев  на открытой акватории, эти маневренные суда с парусным и гребным оснащением были незаменимы среди островов и фиордов Белого моря, гребцы при штурме фрегатов брали их на абордаж.

Холодные сени домика Петра использованы для размещения исторической части экспозиции, представляющей многие любопытные экспонаты. Здесь оружие и модели судов, картины и чертежи строящейся крепости.

В экспозиции также несколько разновидностей боевого холодного оружия, пушки и ядра с галер, над дверью – навершие боевого знамени, изображающее герб государства.

Особо интересен набор плотницких инструментов, применявшихся строителями описываемого дома, могли они использоваться и на стройке крепости, и в судостроении. Представлен и колокол из крепостной церкви, похожий оттуда же есть в Историческом музее, рядом с крепостной подъемной решеткой (герсой).

Опочивальня, денщицкая и столовая

Справа от парадной экспозиции находится вход в императорскую опочивальню (первое отапливаемое помещение на пути посещения). На стенах сеней развешаны планшеты с информацией как о всем домике Петра I в Коломенском, так и о спальне в отдельности.

Сведения приведены достаточно подробные, и у большинства посетителей вопросов не возникает. Остается пройти через порог дверного проема, изготовленного из мощных деревянных плах, и осмотреть место отдыха Петра Первого.

Один из входов в царскую опочивальню домика Петра расположен в правой стене холодных сеней. Подробные пояснения на планшетах предоставляют полную информацию об объекте.

Обстановка в спальном помещении не роскошная, что вполне устраивало непритязательного императора. В углу железная кровать европейского типа, возле окошек – стол, возле стены непременный русский сундук, между ними стул с резной спинкой.

Привлекают внимание узорные металлические полосы, которыми обит сундук, а также мастерство резьбы высокой спинки стула. На застеленной тонкой скатертью столешнице серебряный подсвечник на три свечи, перо в чернильнице, раскрытая толстая книга и листы бумаги для записей.

В красном углу  сопровождавшая Петра с детства икона Святой Троицы, писанная Симоном Ушаковым, с изображением апостола Петра и царевича в младенчестве.

Обстановка опочивальни в домике Петра включает железную кровать европейского изготовления, традиционный русский сундук и стол для работы. На стене икона, сопровождающая царя всю жизнь.

Напротив кровати расположена изразцовая печь с продухами под подиной, которые позволяют полностью использовать теплоту горения дров для обогрева. Красочные обливные изразцы украшены орнаментами с изображениями растений и птиц, раскрашенными синей и желтой красками.

Рядом место для умывания – таз и полотенце на скамье и подвешенный над тазом сосуд с водой. Спальня императора имеет второй вход через помещение для денщиков, которые сменяли друг друга днем и ночью.

Именно с такой должности началось возвышение Александра Меншикова, дослужившегося при своем покровителе до поста главы Петербурга и звания генералиссимуса.

Другой угол спальни занят местом для умывания – тазиком и полотенцем на скамье и подвешенным сосудом. Здесь же изразцовая печь, одна из 3-х в домике Петра.

Второй вход в денщицкую находится в узком коридоре между холодными сенями и прирубом со столовой. Таким образом дежурящему денщику обеспечен контроль как за помещением спальни хозяина, так и за доброй половиной остальной территории жилища.

На малолюдном острове, в присутствии солдат преданного лично Петру I Преображенского полка он находился в своем домике в полной безопасности.

Попасть в столовую домика Петра можно только через коридор за стеной сеней, от входа видна икона Спасителя в красном углу. Вторая дверь из коридора ведет в денщицкую для слуг царя.

Сама денщицкая крайне мала по габаритам и скромна по обстановке. На застеленном холщовой скатертью столе – медный кувшин и одинарный подсвечник, совмещенный с пепельницей.

Сундук возле стены практически повторяет установленный в спальне хозяина, второй выполнен как приставной столик для посуды. На нем вместе с медными сосудами – и оловянный тазик для умывания императора.

Привлекают внимание в денщицкой кованая вешалка для верхней одежды, а также узорчатая металлическая чеканка на спинке стула. Непременная православная икона присутствует и в этом помещении.

Денщицкая домика Петра обставлена, естественно, скромнее царских покоев. Здесь стол с холщовой скатертью, сундук (почти как хозяйский) да столик с посудой.

Расположенная в прирубе домика столовая – самое большое помещение в здании. Здесь сложена собственная печь для отопления, установленная на массивном фундаменте для снижения потерь тепла. Просторный стол позволяет рассадить много гостей, которых Петр приглашал к своему застолью невзирая на сословия и чины. Длинные гостевые лавки и стул для хозяина дополняли обстановку столовой.

На красной скатерти медные подсвечники по нескольку свечей, а посуда в основном оловянная, привозная из Европы. Особенно выделяются кувшины и кружки для напитков с откидными крышками.

Олова тогда в России не добывалось, а европейцы поставляли этот металл только в изделиях, между тем оно было необходимо не только к столу, но и при отливке пушек и колоколов.

Столовая в домике Петра обставлена длинным столом, покрытым красной скатертью, и такого же размера скамейками. Посуда почти сплошь оловянная европейского производства как на столе, так и в шкафах – поставцах.

Запасная посуда размещена на традиционных пристенных лавках и в установленных на них шкафах – поставцах. Эти предметы меблировки  традиционны для российской глубинки, украшены вставками с раскрашенной резьбой по дереву и металлическими чеканками.

Царский кабинет

В левой стене холодных сеней дверной проем в императорский кабинет, по обстановке больше похожий на помещение ученого или мастерового. Фактически Петр Первый был тем и другим, занимаясь многими работами наряду с государственной деятельностью.

Современники отмечают его феноменальную работоспособность, собственную обучаемость и способность научить других. Возвышение приближенных к нему людей зависело прежде всего от талантов и прилежания, что подтверждается многими примерами, в том числе того же Меншикова.

Левая дверь из холодных сеней домика Петра ведет в царский кабинет, с порога больше напоминающий помещение инженера или ученого. Впрочем, царь был и тем, и другим.

Интерьер царского кабинета сочетает старинные русские лавки вдоль стен с более схожими с европейским убранством. На лавках с арочными опорами размещены сундучки с книгами и коллекциями, ящичек с ячейками для геологических проб и другие предметы.

На столе прямоугольной формы привлекает внимание подзорная труба, по величине похожая на телескоп. В этот оптический прибор царь имел возможность визуально контролировать процесс строительства Новодвинской крепости, ради строительства которой он здесь и находился.

Чисто европейским в устройстве кабинета было большое количество и значительный размер оконных проемов, не характерное для старых русских жилищ. В углу помещения на подставке размещен макет парусного судна со всем оснащением.

Лавки вдоль стен царского кабинета в домике Петра заняты сундучками с книгами и другими предметами занятий. В углу на стойке большая модель парусника с полным оснащением.

Массивный дубовый стол на точеных ножках снабжен толстой столешницей, украшенной орнаментом по периметру, а в центре российским двуглавым орлом. Чертежи и раскрытые книги, старинный циркуль и письменный прибор свидетельствуют о деятельном образе жизни хозяина кабинета.

Под иконой в красном углу – стул царя, спинка которого украшена наиболее затейливой резьбой. Возле стены, обитой красным сукном, установлен европейской работы кабинетный шкаф.

Он выполнен из сосновой и грушевой древесины, но искусной лакировкой доведен до внешнего вида ценнейшего черного дерева и украшен инкрустациями из слоновой кости.

Столешница дубового стола в кабинете домика Петра украшена инкрустацией с гербом России. В подзорную трубу Петр следил за стройкой крепости. Приметен лакированный черный шкаф, отделанный лакировкой под ценную древесину, хотя он из сосны и груши. Здесь вставки из слоновой кости.

В целом домик Петра I в Коломенском — временное жилище русского царя, которое вполне отвечало его потребностям и запросам. Сохранение его внешнего устройства и внутреннего убранства – историческая заслуга сотрудников заповедника Коломенское и особенно директора, известного реставратора и историка Барановского. Посетить этот уникальный объект очень доступно, а богатые впечатления гарантированы.

No Comments Yet

Войдите, чтобы добавить комментарий