Данный ракурс позволяет видеть сообщение строений между собой, проходы к другим палатам во дворе комплекса построек.
Парадное, или Красное крыльцо покоев коломенского дворца было предназначено для самого царя, его приближенных и гостей. Причем подъехать к крыльцу в карете или верхом мог только правитель, все остальные вплоть до иностранных посланников должны были спешиться заранее.
Бросается в глаза гораздо большая ширина лестницы, чем к подсобным палатам, потолок навеса над этим крыльцом расписан живописными узорами растительного характера, с использованием широкого набора цветов. Даже резьба на опорных столбах навеса более затейлива и сложна, поэтому выглядит более привлекательно.
Следующий слайдер демонстрирует оформление Парадных сеней коломенского дворца . Сени – перенесенные во дворцы знати нежилые прихожие крестьянских жилищ. В избах сени были неотапливаемым помещением, предваряющим жилые комнаты.
Дворцовые сени от крестьянских отличаются принципиально, а в царских покоях они еще намного краше. Тканевая обивка на стенах, позолоченные украшения конструкционных элементов просто сияют великолепием. Окна вместо стекол оформлены слюдяными вставками, разнообразно окрашенными.
В музейном варианте в парадных сенях размещены образцы столовой посуды и другой утвари. В царское время сюда приносили продукты и напитки, доставленные для царского стола.
Фрагмент позолоченного объемного узора показывает устройство этого декоративного украшения дворцовых помещений. Стилизованные листья растений, диковинные плоды и просто ажурные завитки выполнены в технике выдавливания из металлических пластин с последующим покрытием сусальным золотом.
Впрочем, русские мастера были способны изготовить подобные узоры и из древесины, тщательно отполировав дерево перед золочением. Сусальное золото представляет тончайшие пленки драгоценного металла, которыми покрывалась подготовленная основа. Использовалось как для внутренних работ, так и для отделки крестов и даже куполов соборных сооружений.
Большинству читателей обзора коломенского дворца понятно, что Парадные сени предваряют царскую трапезную, то есть помещение столовой. Процедура питания царствующих особ тех времен была достаточно сложным процессом, с многократным определением вкуса и безопасности всех подаваемых блюд.
Сами блюда оформлялись с большой тщательностью и искусством, многие из них копировали дворцы, животных либо другие предметы. Царскую трапезную во всем ее великолепии представляет наш следующий слайдер.
Среди блестящей отделки внимание привлекает потолочная роспись с Солнцем и знаками Зодиака. Выделяется своей конструкцией и царское место в трапезной, похожее на трон.
Тронная палата царя Алексея Михайловича оформлен с роскошью и изяществом, достойными дворца одного из самых славных монархов Европы. На полу расстелен красочный ковер, его узоры гармонируют с обивочной тканью стен помещения. вдоль стены поставлены традиционные русские лавки, застеленные парчовыми накидками.
Место для трона расположено на ступенчатом возвышении, за троном оттеняющая царское место багровая вставка в позолоченной раме. Тронное кресло оформлено такой же тканью и позолотой.
По бокам установлены фигурки львов, оборудованные скрытыми устройствами. Животные издают рычание, поворачивают головы, их глаза источают блеск и сияние.
Слайдер представляет интерьер царского кабинета, где Алексей Михайлович занимался государственными делами. Здесь можно видеть рабочий стол и резные стулья, под стать которым массивный шкаф темного дерева.
Дополняют меблировку игровой стол с наборами для игры в шахматы и шашки, а также оригинальное изделие со множеством ящичков. Итальянцы называли этот предмет мебели кабинетом, именно отсюда образовалось в русском языке название помещения для работы.
Помещение стало именоваться кабинетом, а подобные предметы мебели стали именоваться секретерами, бюро и другими терминами. Кроме царского кабинета, в палатах сохранен и уголок кабинета царевича Петра, оборудованный после кончины Алексея Михайловича, во время царствования Федора Алексеевича, его сына от первого брака.
Царская опочивальня, или спальня по-современному, оборудована кроватью с балдахином на массивных колоннах. Все детали изделия покрыты искусной резьбой по дереву, глубокой и практически уникальной по своему качеству.
Немного удивляют малые размеры ложа, что объясняется двумя причинами. Во-первых, здесь не супружеское ложе, при желании спать с женой царь следовал на ее половину покоев. Во-вторых, спать полностью вытянувшись на постели в те времена не было принято, считался полезнее сон в позе наполовину сидя.
Установленная сбоку от царской кровати кушетка предназначена для доверенного слуги – постельничего, который проводил ночи в одном помещении с повелителем.
Очень скептически отношусь к новоделу, но в данном случае современные мастера постарались на совесть. Объёмы выполненных работ впечатляют. Радуют не только аутентичные артефакты на отдельной выставке, но и вкус и фантазия сегодняшних умельцев. Среди множества палат разных эпох и назначения выделю возможность подняться на открытую двухъярусную смотровую площадку с возможностью свободного фотографирования. Сам парк и старая территория тоже приведены в порядок. Прогуляться в хорошую погоду совсем неплохо, что я и сделал всего неделю назад.