Крупнейший из павильонов графской усадьбы Кусково – Большая каменная оранжерея построена в 1763 году крепостным Шереметева, зодчим Федором Аргуновым.
В центре здания доминирует восьмигранный двухэтажный корпус, от двух боковых граней отходят слегка наклоненные галереи с декоративным остеклением. Заканчиваются они симметричными цилиндрическим постройками с полусферическими куполами. Все три входа оборудованы расходящимися веером спусками, на кровле галерей и павильона установлены балюстрады.
Большая каменная оранжерея вместе с главной постройкой усадьбы – графским дворцом в Кусково ограничивают с юга и севера площадь Партер. Взаимное расположение построек хорошо видно на высотном фото, где дворец у пруда является южной границей. По сторонам центральной площади – два квадрата насаждений, очерченных дорожками. Строгая симметрия в усадьбе выдерживалась намеренно, как дань моде в садовом дизайне.
В центре западного квадрата просматривается павильон Эрмитаж в Кусково, в центре восточного восстановлен вольер для птиц. Большая каменная оранжерея словно продляется к востоку Американской оранжереей, дворец также имеет сбоку несколько построек, первая – старейшая в усадьбе церковь Спаса Всемилостивого в Кусково, далее Грот и Итальянский домик на берегу одноименного малого пруда.
Подобно многим строениям усадьбы, Большая каменная оранжерея увековечивает заслуги рода Шереметевых. Это заметно и внутри, по обилию портретов и бюстов, так и снаружи зданий. В архитектурном оформлении и главного дворца, и менее значительных зданий используется графская символика.
Над главным входом Большая каменная оранжерея имеет, среди лепных узоров и завитков, изображения основных геральдических фигур и символов герба древнего рода. Здесь львы со щитом, на нем два прусских креста, вверху графская корона. Графское достоинство было пожаловано Борису Шереметеву, будущему фельдмаршалу, в 1706 году Петром Первым за усмирение астраханского бунта. Девиз на латыни означает: Бог сохраняет все.
Боковой ракурс наиболее подробно представляет устройство паркового строения. Большая каменная оранжерея выглядит оригинально за счет сочетания наклонных плоскостей остекления галерей и прямых стен корпусов, своеобразной конструкции расходящихся веером лестничных маршей. Центральный оборудован ступенями, а крайние – пологими входами.
Что хранит Большая каменная оранжерея
Шереметевский графский герб повторен и внутри павильона, в высоком вестибюле центральной части строения. Ниже помещен парадный портрет Бориса Павловича Шереметева, виднейшего представителя семейства, родоначальником которого был некий давний предок, общий с родом Романовых. Под портретом установлены живописные керамические вазы с цветочными букетами.
Парные вазы предоставлены Музеем керамики, составляющими с усадьбой Кусково единый комплекс. Его экспозиция располагается в правом, восточном крыле Большой каменной оранжереи. На левой стене вестибюля помещено необычно объемистое описание картинной галереи, от истории художественных собраний вообще до конкретных экспонатов.
Кусковское собрание портретов знатных особ, которое хранит Большая каменная оранжерея, включает более чем 120 полотен, написанных русскими и иностранными мастерами. Это вовсе не фамильная летопись, в коллекции не так много изображений представителей рода Шереметевых. Историческая ценность картинной галереи в широком охвате персонажей прежде всего российской истории, но и не только.
Российские властители представлены наиболее широко, особенно семейство Романовых, по происхождению родственное Шереметевым. Сохранились также портреты их предшественников, из рода Рюриковичей, в том числе Ивана Грозного. Представлены знатные придворные, государственные деятели и военачальники вплоть до конца XVIII века.
Изначальный владелец здешних земель князь Алексей Михайлович Черкасский, породнившийся через женитьбу дочери с Шереметевыми, изображен на верхнем левом портрете. Ниже – Федор Алексеевич Головин, опекавший Петра Первого в начале царствования по просьбе его отца Алексея Михайловича и спасший от стрелецкого мятежа.
Портрета самого фельдмаршала Борис Шереметев не быть в картинной галерее просто не могло. Его портрет большего размера, чем другие, помещен напротив входной двери. Преданный петровский денщик, затем светлейший князь и генералиссимус Меншиков запечатлен на картине в середине правого вертикального ряда.
Властители России и Европы
На представленных в обзоре фото нет портрета Петра Великого, но в его отсутствие здесь никто не поверит. Есть в галерее и портрет великого реформатора и других правителей Российской империи. Вторая жена Петра I, императрица Екатерина I – в центре первого квадрата из девяти портретов. Ниже, возле бюста – правившая после нее Анна Иоанновна.
Екатерину Великую многие отыщут самостоятельно. Подсказка в том, что на ее голове главная корона Российской империи. Перед императрицей Золотого века страной правила дочь Петра, Елизавета Петровна, а на двоих эти две дамы царили целых 54 года. Портрет Елизаветы отыщите самостоятельно, по иллюстрации обзора или при личной поездке. И кто такие — дети на двух последних портретах?
Осталось упомянуть о европейских монархах, которых представляет Большая каменная оранжерея в графской картинной галерее. Многие известные личности здесь представлены, например, австрийская императрица Мария Терезия, правившая 40 лет. Здесь и ее дочь Мария-Антуанетта, жена Людовика XVI, казненная на гильотине французской революции, в том числе за передачу соотечественникам-австрийцам военных секретов Франции.
Удивляет женская красота супруги Георга Третьего, Софии Шарлотты, которой приписывают внедрение наряженных елок на городских улицах. Известна знанием ботаники, участием в создании Королевского ботанического сада и изобретением яблочного десерта — шарлотки из запеченных в тесте фруктов, который известен и популярн во многих странах. Присутствуют портреты Людовика XV Бурбона, испанского монарха Карла Третьего и других.
После постройки Большая каменная оранжерея использовалась по прямому назначению, в ней растили южные фрукты для угощения и удивления гостей. Здесь также зимовали экзотические растения, на лето их выставляли в парк. Размещение живописной коллекции вынудило закрыть наклоненное внутрь остекление, чтобы развесить портреты, а глухую стену оформили так же для симметрии. Разница только в едва видимых участках остекления вверху и колоннах по одной стороне.
Последние впечатления
Сейчас Большая каменная оранжерея используется исключительно как выставочное помещение, как хранилище значительных исторических и художественных ценностей. Безусловно ценно и само здание, наряду с портретами – еще и собранием мраморных бюстов, и образцами уникальной мебели. Построение и оформление экспозиции очень напоминает Военную галерею героев войны 1812 года в Зимнем дворце питерского Государственного Эрмитажа.
Выставленный в углу большого зала шикарно инкрустированный стол не сразу замечают большинство посетителей, увлеченных изобилием портретов. Заметившие же рассматривают в подробностях искусные рисунки из более темной древесины, бронзовые вставки и накладную фурнитуру. Необычна форма передней стенки с фигурным вырезом.
Музей керамики хотя и объединился еще в советские времена с приютившей его усадьбой, однако вход на территорию его экспозиции отдельный. Благо, что Большая каменная оранжерея конструктивно словно предназначена для двух отдельных экспозиций. Восточный вход ведет на выставку фарфоровых и стеклянных изделий старинных предприятий, как российских, так и зарубежных.
Поражают только различные порядки в разных частях здания, общего для всего учреждения, и именно категорический запрет на фотографирование. В наше время, когда фотоаппараты совмещают со всем подряд, это даже смешно. Казалось бы, чем больше сделают фото, тем большее число людей их увидит и может пожелать посетить выставку, а она действительно того стоит. Наши корреспонденты рисковать репутацией не стали и засняли только один, безразличный для служительниц экспонат, угадайте – какой?
Фарфорового Ленина фотографировать не запретили, или не заметили страшного преступления. Между тем фарфор для бюстов вождей использовали редко, скорее даже в единичных случаях. Миллионами тиражировали Ильичей и Иосифов из чугуна и гипса, наиболее дешевых и удобных в работе материалов. Вожди были в каждом кабинете чиновника или руководителя, в местах общего сбора учащихся или рабочих.
Историческое разъяснение
Для младших поколений уточним, что речь о вождях партии большевиков, Ленине и Сталине, перехвативших власть в России в неразберихе между отрекшимся царем, боевыми генералами и запутавшимся народом, управляемым беспомощным Временным правительством. Население СССР долгие десятилетия дважды в год таскало на шестах изображения главарей КПСС на демонстрациях 1 мая и 7 ноября. Уместно спросить у молодых читателей — упомянуты ли эти праздники в нынешних учебниках истории?
На этом будем считать, что Большая каменная оранжерея усадьбы Шереметевых осмотрена, сделанное напоследок фото – перед читателями обзора. Фотографировали, пройдя половину расстояния между павильоном и дворцом, в кадр попала колонна в честь Екатерины Великой.
Императрица удостоила Кусково своим посещением в 1787 году после победного окончания второй войны с Турцией, принесшей России Крымский полуостров. Большая каменная оранжерея вполне могла быть в числе объектов визита, но портретная коллекция тогда еще не была скомплектована. На колонне императрица изваяна в обличье богини мудрости Минервы, аналога греческой Афины. Каждого нынешнего посетителя, идущего в картинную галерею, она приветствует и осеняет своим копьем.
Значимое событие! Я очень надеюсь, что иностранцам, которые собираются посетить Россию в этом году, у нас понравится. Я знаю, то некоторые не ехали в Россию из-за необходимости получения визы, сейчас же эта проблема отпадает сама собой. Иностранцы смогут и футбол посмотреть, и получше узнать нашу страну. Благо, смотреть есть на что!
Значимое событие! Я очень надеюсь, что иностранцам, которые собираются посетить Россию в этом году, у нас понравится. Я знаю, то некоторые не ехали в Россию из-за необходимости получения визы, сейчас же эта проблема отпадает сама собой. Иностранцы смогут и футбол посмотреть, и получше узнать нашу страну. Благо, смотреть есть на что!