Успенский кафедральный собор в Коломне

uspenskiy-sobor-v-kolomne-countryscanner-1.jpg

Успенский собор Коломны – один из знаковых храмов России, связанный с выдающимися событиями и личностями. Освободитель от ига Дмитрий Донской его заложил, некоторое время возглавлял будущий первый патриарх Иов. Украшение и достопримечательность города продолжает радовать жителей и приезжих. Переживший несколько утрат, восстановлений и реставраций, Успенский собор Коломны остается действующим в статусе Кафедрального.

Двухъярусный четверик с крупным пятиглавием выглядит чинно и торжественно, хотя окружен еще несколькими культовыми строениями. Внутренняя структура отражена во внешнем облике накладными пилястрами, делящими корпус на части. Успенский собор Коломны размещен на Соборной площади местного кремля, является ее смысловым и декоративным центром. Настоящее сосредоточение духовной жизни сложилось исторически, пережило невзгоды и успешно сохраняется в наши дни.

Успенский собор Коломны как городской духовный центр

Лучшее представление об этой роли храма дает высотная фотография с соответствующим обозначением. Успенский собор Коломны организует пространство площади, которое своими размерами и убранством олицетворяет значимое прошлое. Шатровая колокольня самого храма и совсем иная звонница монастырской церкви объединяются в архитектурный ансамбль. Город приобретает совершенно особый вид, имея внутри кварталов такое сокровище. Поэтому столь велика роль культового комплекса в формировании имиджа поселения.

Кафедральный Успенский собор Коломны находится в историческом центре города, на Соборной площади с многочисленными религиозными строениями.

Коломна расположена при впадении реки Москвы в Оку, то есть имела в древности большое значение. Через город возвращались войска Дмитрия, позже прозванного Донским, после победы над монголо-татарами на реке Воже. Тогда, в 1379 году, и был заложен первый Успенский собор Коломны. Уже через год, направляясь на Куликовское сражение, князь молился в новом храме. Говорят, что здесь его и благословил Сергий Радонежский, главный духовный вдохновитель освобождения от унизительного ига.

Наружный осмотр восстановленной святыни

Первые строители прежнего храма, имевшего три главы, остались истории неизвестными либо ею забыты. На современном информационном планшете упомянут лишь повод для постройки, даже Дмитрия Донского не почтили. Остальная судьба строения освещена довольно скупо, полнейшее разграбление большевиками совсем не упомянуто. Как и большинство российских храмов, Успенский собор Коломны не действовал с 1929 года. Возвращение РПЦ состоялось в 1989 году, десятилетие заняла реставрация.

Несколько старинных памятных плит в стенах Успенского собора Коломны дополнены современным планшетом невдалеке от входа в храм.

Приходящие в Успенский собор Коломны этот стенд не сразу и замечают, в отличии от более древних мемориальных плит. Реставрация здания выполнена очень тщательно, непросто заметить в кладке стен древние белокаменные блоки первого храма. Очень живописны входные арки убывающего размера, так называемой рупорной конструкции. Накладная ли это пластика либо реальные фигурные изделия, без специалиста не разобраться. Современная икона под стеклом на входных дверях – подражание выше расположенной, мозаичной.

Очень красочно выполнена входная арка рупорной конструкции перед дверным проемом Успенского собора Коломны, над ней – мозаичная икона.

Святой образ усопшей Богородицы украшает храм неспроста, а в честь его основания. Именно в этот день войска проходили через город с Вожи, а князь приказал возводить Успенский собор Коломны. Мозаичная икона тщательно восстановлена и заняла прежнее место в наружном киоте. Его обрамления, как и оконные наличники, весьма декоративны при внешней малозаметности и непросты по исполнению. Кафедральный Успенский собор Коломны не отказывает в осмотре всем желающим, соблюдающим требования приличия.

Внутреннее убранство кафедрального собора

Внутри кафедральный Успенский собор Коломны полностью соответствует высокому статусу великолепием отделки. Ценителям подлинной древности надо заранее свыкнуться с фактом обновления всех росписей и алтарного иконостаса. Да и гордиться стоит, что за годы гонений на церковь не умерла религиозная живопись. Русские иконописные школы, возникшие на византийских традициях, приобрели новых прекрасных мастеров и их произведения. Прекрасно прописан каждый образ многоярусного иконостаса, поражает роспись столпов.

Внутренним убранством и росписями Успенский собор Коломны полностью соответствует высокому статусу кафедрального храма города.

Обильное золочение обрамлений иконостаса несколько скрадывает великолепие филигранной резьбы, выполненной поистине мастерски. Иконы начисто лишены драгоценных окладов, оставляющих видимыми только лица и руки. Алтарная преграда становится собранием произведений живописи высшего класса, сохраняющих религиозную направленность. Впрочем, пространные описания убранства, украшающего Успенский собор Коломны, вовсе не требуется. Панорамная фотография обеспечивает эффект собственного присутствия и круговой обзор.

Разделенным на нефы Успенский собор Коломны оказывается условно, арочные перемычки между опорными столпами расположены высоко. На столпах с перемычками и внешних стенах держатся световые барабаны куполов. Два яруса оконных проемов плюс окна барабанов обеспечивают хорошую освещенность. Четко прописанные, яркие образы православных святых на столпах видны прекрасно, как и стеновые росписи. Не расписанных участков не оставлено, заняты даже оконные откосы и внутренние поверхности арочных пролетов.

Ракурсы Соборной площади древней Коломны

Осматривающим Соборную площадь предстает настоящий архитектурный музей, целое собрание разнотипных строений. Выделяется шатровая колокольня кафедрального собора, напоминающая Вознесенский храм музея-заповедника Коломенское. Два пятиглавых храма, стоящие почти рядом, устроены совершенно различно и украшены по-разному. Совсем иначе выглядит монастырская звонница, вызывающая ассоциации с колокольней Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Успенский собор Коломны соседствует еще с несколькими храмами, образуя целый архитектурный ансамбль разнообразных строений.

Тройная алтарная апсида Успенского собора отличается крупными оконными проемами в два яруса, своеобразны световые барабаны. Опоясывающие их цилиндры незатейливые украшения в комплексе весьма привлекательны. Другой ракурс, уже с приподнятой позиции, позволяет рассмотреть здания в перспективе. Обращает на себя внимание открытость Соборной площади, отсутствие привычных храмовых изгородей. Общее пространство объединяет здания разных стилей и времен строительства в единый комплекс.

Исторический центр города, сформировавшийся вокруг Успенского собора Коломны, недавно украсили памятником просветителям Кириллу и Мефодию.

Далекий от размеров мегаполисов город Коломна имеет превосходный исторический центр, богатый достопримечательностями. Памятник святым равноапостольным Кириллу и Мефодию, славянским просветителям, украсил площадь сравнительно недавно. Менее 500 метров к западу отделяют площадь от конькобежного центра мирового класса, чуть южнее – памятник Дмитрию Донскому. Но кафедральный Успенский собор Коломны остается главной реликвией города, символом исторической памяти и православной веры.

Войдите, чтобы добавить комментарий