Мужской Валдайский Иверский монастырь известен чудотворной иконой, сохраняемой в Успенском соборе, а также позолоченными куполами этого православного храма. Место для размещения обители выбирал реформатор русского православия патриарх Никон еще в бытность свою новгородским митрополитом. Живописный Сельвицкий остров на Валдайском озере, названном Никоном Святым, стал местом строительства одного из трех монастырей, основанных этим предстоятелем русской православной церкви.
Образцом для строительства монастыря на озере Валдай, или Святом, послужил греческий Иверский монастырь на горе Афон, а полное его наименование звучит как Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь. Разместить его решили на острове в центре озера.
Сельвицкий остров в южной части имеет искусственное соединение с крупнейшим островом водоема – Рябиновым, который подобным же образом сообщается с материковым берегом. На западном берегу острова был устроен монастырский лодочный причал, вблизи которого располагались Святые врата парадного входа.
Закладки обители состоялась в 1653 году, после одобрения замысла царем Алексеем Михайловичем Романовым, выделившим финансирование из казны государства. Освящение законченного строительством каменного Успенского собора произошло в конце 1656 года лично патриархом Никоном.
Неполные полтора десятка лет его патриаршества были насыщены многими новациями – церковные книги и иконы приводились в соответствие греческим канонам, введены поясные поклоны и крестное знамение из трех пальцев. Все это привело к расколу верующих, появлению старообрядцев.
Никон добивался равного с царем участия церкви в управлении государством, что Алексеем Михайловичем было решительно отвергнуто, а патриарх подвергся опале, а затем и низложению с последующей ссылкой.
Общий вид Иверского монастыря на Сельвицком острове Валдайского, или Святого озера сохранился с прежних времен. Рукотворный перешеек с мостом связывает с соседним островом Рябиновым, а тот с материком.
Остальные сооружения Валдайского Иверского монастыря строились позднее Успенского собора, как и ограждающая обитель крепостная стена, общей протяженностью более километра. Контур стен почти повторял очертания Сельвицкого острова, отделяя почти 6 гектаров его территории.
Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.
В нынешнем облике монастыря можно видеть удобный подъезд с южной стороны, стоянку туристических автобусов и отдельно – автомобильную для монастырской братии и священнослужителей. Территория острова почти лишена растительности, кроме западного и части северного берега. Ледниковое происхождение водоема определяет почти полное отсутствие течения, спокойную водную поверхность и обилие прибрежной растительности.
По православным канонам главный вход на территорию обители устроен с западной стороны. Святые врата выполнены в виде арочного проезда в двухэтажном здании, верхним ярусом которого является надвратная церковь святителя Филиппа. Знаменит он своим служением в Соловецком монастыре в качестве игумена, а затем службой московским митрополитом.
Филипп протестовал против жестоких методов правления Ивана Грозного, за что был отстранен от сана и тайно казнен приспешником царя Малютой Скуратовым. Канонизирован православной церковью в канун начала строительства Иверского монастыря, в его честь надвратный храм и назван.
Центральный объем церкви перекрыт четырьмя двускатными крышами со сферическим сводом между ними. На своде установлен восьмигранный барабан и венчающий его купол – маковка с крестом. Левое крыло является лестничной клеткой, в право на первом этаже располагается церковная лавка.
Прилегающие одноэтажные здания вмещают жилые монашеские кельи. Над аркой входа размещена копия иконы Иверской Божьей Матери –Привратница, или Вратарница.
Так сложилось исторически, что Валдайский Иверский монастырь имеет двое Святых ворот, построенные в более ранний период оказались внутри территории. Между обеими входными сооружениями проложена мощеная плиткой дорожка с фонарями вдоль нее.
Второй арочный вход сооружен в массивном прямоугольном здании, на перекрытии которого выстроена церковь архангела Михаила, предводителя (архистратига) небесных сил в борьбе с дьяволом. Надвратный храм имеет сравнительно небольшое квадратное основание с восьмиугольной башенкой на крыше, на ней глухой барабан с куполом и крестом.
С обеих сторон к воротам пристроены помещения различного назначения, вся постройка образует поперечную разделительную линию между западной и восточной частями монастырской территории.
Одной из жизненно необходимых построек на территории обители была трапезная, построенная в ансамбле с церковью Богоявления Господня сразу следом за Успенским собором. Для проведения богослужений в зимний период теплый храм был необходим, его повелел предусмотреть в монастырском комплексе сам Никон.
Здание выстроено двухэтажным, внизу размещены хозяйственные и складские помещения, на втором этаже – трапезный зал. Парадное крыльцо с западной стороны состоит из крытой навесом лестницы, параллельной стене и огражденной снаружи, в ограде выполнены арочные проемы. Южное крыльцо оформлено гранеными колоннами, поддерживающими портал укрытия.
С восточной стороны к трапезной примыкает церковь Богоявления – одноглавый храм с квадратным нижним ярусом и башней из 8 граней с оконными проемами, глухим барабаном на полусферической крыше, куполом с крестом на вершине. Украшения вокруг оконных проемов — стилизованные кокошники и сдвоенные арки над окнами, как и некоторые другие элементы, выполнены красным цветом, контрастируют с белизной стен.
Трехъярусная шатровая колокольня Валдайского Иверского монастыря совмещена на едином основании с настоятельским корпусом для проживания высших священнослужителей. Здания протянулись вдоль южной монастырской стены. Квадрат второго яруса переходит в восьмерик звонницы, на стене которой помещены часы.
Каждые 15 минут колокола издают перезвон, слышный по всему острову. Венчает колокольню шатер в форме острой восьмигранной пирамиды со слуховыми окнами (люстринами) на каждой грани, глухим барабаном наверху и куполом с крестом.
Настоятельский корпус имеет два жилых этажа и подвал, отличительной особенностью этого здания являются изразцовые украшения оконных проемов.
Главное и старейшее сооружение Иверского монастыря – кафедральный собор, названный сначала по имени чудотворной иконы, затем переименованным в Успенский и обретший первоначальное имя уже в новом тысячелетии. Особенность храмовой архитектуры эпохи Никона – крытая галерея со всех сторон здания.
Главный (западный) вход в собор оформлен как небольшая часовня, боковые часовни имеют по два этажа и двухсторонние лестницы входа в них. Прямоугольное в плане здание состоит из трех нефов, разделенных внутри подпорными колоннами (столпами).
С восточной стороны храма он имеет три алтарных апсиды, внутри которых устроен трехчастный алтарь. Пять крупных глав с позолоченными куполами довершают величественную конструкцию собора иконы Иверской Божьей Матери. Полное впечатление об облике собора можно получить при просмотре слайдера.
Купола Успенского собора Валдайского Иверского монастыря теперь в хорошую погоду сияют на дальнее расстояние.
Купола всех пяти глав Успенского собора со времени его сооружения и до 2008 года были покрыты медными листами, которым свойственно постепенное окисление с приобретением темного цвета. Из соображений повышения привлекательности внешнего вида собора Новгородская епархия приняла решение о покрытии куполов сусальным золотом, что и было осуществлено при последней реставрации храма.
На позолоту израсходовали три тысячи пачек (книжек) тончайших листов драгоценного металла, по 4 грамма в каждой, то есть 12 килограммов на весь объем работ по золочению.
Богатство внутреннего убранства кафедрального собора Валдайского Иверского монастыря, обновленно при последней реставрации. Массивные входные двери Успенского собора украшены филигранной резьбой по дереву.
Главная святыня Валдайского Иверского монастыря – давшая ему название чудотворная икона Иверской Божьей Матери. Реликвия помещена на видном месте на удобной для обозрения высоте на ближнем к иконостасу правом столпе. У подножия столпа устроен отдельный помост для почитателей.
Драгоценный оклад святого образа оставляет открытыми только лица и руки персонажей, но и они достаточно выразительны. Постамент перед местом размещения образа удобен и целующим икону, и становящимся перед ней на колени.
Находящаяся в островном храме икона предположительно является списком (точной копией), сделанным непосредственно в Иверском монастыре на горе Афон в Греции. Основанная грузинами греческая обитель, чудесным образом обретшая чудотворную икону приплывшей по волнам, якобы преподнесла образ русскому царю Алексею Михайловичу, передавшему его Успенскому собору.
Происхождение оригинала иконы доподлинно неизвестно, легенда повествует, что она написана евангелистом Лукой. Один из апостолов, описавших жизнь Христа, вправду известен как первый иконописец, изображавший Богородицу.
Росписи стен и колонн, как и образа пятиярусного алтарного иконостаса, более чем наполовину были утрачены в период гонений на религию и восстановлены уже в более современной иконописной манере. Так же благодаря мастерству реставраторов предстают во всем великолепии богато украшенные опорные столпы – колонны, воспринимающие тяжесть верхнего яруса строения.
Опоясывающая алтарь крытая галерея также использована для размещения образов православных святых с заздравными подсвечниками напротив.
Одной из достопримечательностей монастырской территории является растущий здесь древний дуб, ошибочно считающийся выросшим из желудя древнейшего дерева планеты, описанного в Библии, однако привлекающий повышенное внимание посещающих храм туристов. Бытует легенда, что выращено дерево из желудя знаменитого Мамврийского дуба, или Авраамова дерева.
Священный дуб на берегу реки Иордан имеет возраст свыше 5 тысяч лет и был свидетелем встречи Авраама с Богом в лице Святой Троицы. Родство валдайского дерева с этой реликвией не представляется возможным, потому что старейшее дерево планеты давно не дает желудей, по крайней мере в период роста дуба в монастыре (примерно 250 лет).
Дуб на территории Иверского монастыря привлекает посетителей в том числе за счет славянского поверья о зарядке энергией от деревьев. Традицией стало прислоняться спиной к стволу, якобы пополняя при этом жизненные силы, в том числе охватывая дуб целой группой людей по всей окружности ствола.
Монахам подобные обряды кажутся языческими и нетерпимыми на территории обители, однако напрямую их запрещать неловко. Поэтому на дереве укрепили копию чудотворной иконы, чтобы люди ее целовали вместо старого обычая. Однако до сих пор жива скорее старинная традиция далеких предков.
В завершение небольшого обзора Валдайского Иверского монастыря предлагается будущим его посетителям проверить собственное усвоение изложенного материала. Публикуемый слайдер содержит ряд снимков. На них с разных направлений засняты объекты, освещенные в предшествующих материалах, а также оставшиеся без описания, в том числе не упомянутую Типографскую башню, где Никон развивал местное книгопечатание. Высокое квадратное в плане сооружение венчается пирамидальной крышей сложной конфигурации, барабаном и шпилем с флюгером.
Не было ничего сказано и о башнях в монастырской стене, одна из которых изображена. Нужно определить место нахождения этого сооружения, опираясь на конструкцию примыкающих стен и пользуясь заглавным снимком обзора. Таким же образом можно опознать все прочие объекты Валдайского Иверского монастыря, с какого бы ракурса не был сделан снимок.
Своеобразная викторина, устроенная посетителям нашего сайта, не преследует цели проверочной школьной работы. Шутливое мероприятие призвано пробудить интерес к описываемому, побудить к его посещению и личному осмотру. Валдайский Иверский монастырь, его чудесные окрестности того стоят, и поездка принесет неизгладимые впечатления.