Воронцовский дворец в Крыму – жемчужина зодчества, культурная и историческая достопримечательность черноморского побережья полуострова. Монументальное здание создано с предназначением под летнюю резиденцию наместника императора в Новороссии и Бессарабии. Оригинальные архитектурные решения, живописные окрестности и богатое внутреннее убранство принесли Воронцовскому дворцу заслуженную популярность у туристов.
Дворец расположен вблизи Ялты, между подножием горной вершины Ай-Петри и черноморским побережьем. Естественная красота местности усилена рукотворными парками и водоемами; высажены многие экзотические растения, завезенные из различных регионов. Дворцовый комплекс органично вписан в существующий рельеф местности без его изменения, является как бы составляющей частью общего пейзажа. Архитектура и оформление помещений отражают вкусы и пристрастия первого владельца. Представляют интерес произведения живописи, скульптуры, мебели и прикладного искусства, размещенные музейных залах, на террасах и лестницах, в парке и Зимнем саду.
Личность заказчика и первого хозяина дворца
Строительство резиденции было задумано генерал-губернатором Михаилом Семеновичем Воронцовым, занимавшим высокую должность в течение 21 года. Биография этого человека насыщена множеством событий; его пристрастия во многом повлияли на внешний облик и внутреннее оформление дворца. Родившийся в России, Михаил с младенчества воспитывался в Лондоне – по месту службы отца, посланника императора в Англии. Это в значительной мере определило личностный менталитет, вкусы и наклонности.

Выбор военной карьеры был сделан родителями, тогда дворяне зачислялись на службу с раннего возраста. Воронцов еще грудничком был записан в Преображенский полк; несение службы начинал поручиком. Являясь участником битв многочисленных войн, проявлял личную храбрость, удостоен многих наград. К началу Отечественной войны был в генеральском звании, воевал в армии Багратиона и других формированиях. Бородинская битва ненадолго прервала службу – Воронцов был ранен в штыковом бою. Причислен к героям войны 1812 года; после победы возглавлял оккупационную группировку во Франции.
За время военной карьеры Воронцов прослыл заботливым и гуманным командиром. Отрицал необходимость телесных наказаний, налаживал переписку солдат с родственниками. Неоднократно оплачивал лечение раненых однополчан, гасил гусарские долги из своих средств, даже продав одно из имений. Назначение генерал-губернатором было данью воинским заслугам, признанием деловых и нравственных качеств. Одновременно новая должность была выгодна самому Воронцову, имевшему обширные земельные владения в Новороссии. Кроме возведения дворца, генерал-губернатор принимал участие в организации и совершенствовании хозяйства региона
Воронцов деятельно способствовал в формировании транспортной инфраструктуры Крыма и всего юга России. Такие объекты, как Черноморское пароходство и шоссе по южному берегу полуострова, сформировали пути сообщения. Одесса стала важным торговым центром, в Крыму развивалось выращивание зерновых культур и виноградарство. Виноделие и овцеводство также находились под опекой генерал-губернатора. Поощрял Воронцов лесоводство, в том числе акклиматизацию на полуострове редких и экзотических деревьев.
В 1844 году Воронцов получил новое назначение – императорским наместником Кавказа без ограничения полномочий. Командовал войсками, пытавшимися усмирить Шамиля; фактический провал миссии не повлек гнева государя, князь даже получил титул светлейшего. Звание генерал-фельдмаршала, присвоенное в 1856 году одновременно с воцарением на престоле Александра II, было последним в карьере царедворца; через 3 месяца он скончался. В нескольких городах юга империи воздвигнуты памятники М.С. Воронцову, наиболее заметные — в Одессе и Тифлисе.
Характеристика архитектурного стиля
Почитатель всего английского, Воронцов доверил выполнение проекта и руководство строительством специалистам с Британских островов. Разработку композиционного решения и конструктивных элементов производил архитектор Блор, соавтор Букингемского дворца и замка писателя Вальтера Скотта. Курировали сооружение также англичане, Гейтон и Гунт. Различные здания дворцового комплекса выполнены в стиле английской архитектуры, начиная от раннего средневекового и отражая более поздние течения. Восточный колорит, привнесенный в Англию эпохой колониализма, особенно ощутим в южном фасаде дворца.
Эдуард Блор работал при королевском дворе Англии; известно о его участии в создании одного из первых профессиональных объединений зодчих – королевского института архитектуры. Для эпохи первой половины XIX века было характерно неприятие культурной элитой сложившихся правил и отношений в обществе, распространившееся на существующие традиции в искусстве. Начиналось формирование стиля романтизма и в архитектуре, при этом Блор был активным участником этого направления. Идеалами строительства зданий стали средневековые стили, вносящие свежую струю в общепринятый тогда классицизм.
В основу проекта дворцового комплекса для Воронцова была заложена английская готика позднего периода, что соответствовало пристрастиям генерал-губернатора. По тогдашним британским веяниям применены и восточные элементы архитектуры, пришедшие на острова из многочисленных колонизированных стран. Подобный подход наблюдался в эти времена при строительстве зданий как в центральной России, так и в периферийных регионах. Восточные мотивы имели и традиции возведения многих крымских построек – сказывалось многолетнее нахождение полуострова в составе Османской империи.
Несколько дворцовых корпусов образуют парадный двор, отделенный от парка с севера низкой крепостной стеной. После мрачного средневековья каменных стен и башен панорама горного хребта с пиком Ай-Петри и предгорный парк предстают с особой красотой и привлекательностью. Главный корпус с парадными и жилыми помещениями имеет два фасада, выполненные в различных стилях. Северный – в английском стиле эпохи воцарения династии Тюдоров, сочетающем готические элементы с веяниями раннего Возрождения. Южный фасад создан с использованием восточного колорита, содержит арочные элементы с характерным рельефным орнаментом из лепнины и изречениями на арабском языке.
Подсобные и гостевой корпуса формируют хозяйственный двор, являющийся главным подъездом к Воронцовскому дворцу. Внешне он напоминает проезд рыцарского замка средних веков с оборонительными стенами и башнями, оборудованными боевыми бойницами. Грозные с виду сооружения имеют чисто декоративное предназначение, подчеркивая замысел архитектора.
Восточнее главного корпуса расположено библиотечное здание; корпуса соединены галереей, используемой как гардеробное помещение. С западной стороны расположен застекленный зимний сад, служащий проходом в корпус столовой. Исполнение этих зданий также выдержано в стиле средневековой Англии.
Основным материалом для строительства Воронцовского дворца стал местный минерал диабаз, хорошо поддающийся механической обработке. Крепостные каменотесы обрабатывали камни в крупные блоки для кладки стен; камнерезы изготавливали фигурные элементы и детали. Цветовая гамма дворцовых построек гармонично сочетается с окружающей растительностью, горными склонами и гладью морских вод.













