Далеко не все посетители Петропавловской крепости осведомлены о том, что здесь есть выставка восковых фигур. Экспозиция занимает помещение в здании бывшего цейхгауза — склада артиллерийского вооружения, побывавшего затем и архивом, и депо пожарной части, и даже тюрьмой. В блокаду Ленинграда здесь ремонтировали грузовики, работавшие на Дороге жизни, а сейчас расположена выставка восковых фигур, способная освежить исторические познания.
В одноэтажном здании выставка восковых фигур размещена в двух уровнях, заняв вдобавок к основному залу дополнительный балкон. Известнейшие персонажи российской истории здесь представлены, как правило, в виде групп общающихся либо позирующих людей. Осматривающие экспозицию посетители чувствуют себя словно в просторном театральном фойе, куда неожиданно вышли готовые к представлению актеры. С одной стороны, любопытно видеть вблизи знаменитых людей, с другой – срабатывает инстинктивная боязнь показаться бестактным или назойливым.
Устроители экспозиции хорошо постарались, чтобы выставка восковых фигур не казалась хаотичным скоплением всем известных деятелей. Персонажи объединены иногда почти сюжетным построением, чаще общностью жизни и деятельности, или принадлежностью к определенному общественному слою. Расположение многих фигур настолько естественно, что посетителям ничего не стоит встроиться в экспозицию, став участником мнимой беседы. В этом плане выставка восковых фигур – шикарная возможность для оригинальных снимков.
Выставка восковых фигур представляет правителей России
Сложная и зловещая личность Ивана Грозного представлена сюжетом известной картины Иль Репина. Царь проявлял великую жестокость в обращении как с врагами и подчиненными, так и с собственными родственниками. В то же время Иван IV значительно расширил территорию царства, создал первое государственное войско. Оценка потомков выразилась в комплектовании фигур для памятника тысячелетию России, на котором не нашлось места для этого тирана. При этом выставка восковых фигур Ивана Грозного показывает, это более объективно.
Деяния Петра Великого общеизвестны и многократно описаны, эту личность выставка восковых фигур обойти вниманием не могла. Император отчитывает сына, подозреваемого в измене, которого он отправил в роковое заключение. Рядом его супруга Екатерина, будущая правительница, женщина сложной судьбы. Правее ее первый возлюбленный, бывший царский денщик, выросший до светлейшего князя и генералиссимуса российской армии – Александр Данилович Меншиков. Он умер в сибирской ссылке за хищения, могилу размыли воды реки.
Дочь императора Петра Великого – Елизавета Петровна правила Россией 20 лет, продолжая отцовскую линию во всех аспектах деятельности. При ней была повержена прежде непобедимая прусская армия Фридриха Великого, прирастала территория империи. Елизавета основала Академию художеств и Московский университет, покровительствовала великому Ломоносову. Менее известна, но очень значима ее деятельность в строительстве государственных органов и определенный гуманизм правления, Именно Елизавета Петровна на время отменила в России смертную казнь, и выставка восковых фигур справедливо представляет ее образ.
Деятели переломного периода
Трагическая судьба последнего российского императора, его семейства и некоторых приближенных также известна абсолютному большинству. Расстрел в подвале дома екатеринбургского инженера, издевательское уничтожение останков – величайшее преступление большевиков. Семья изображена вместе, кроме царевича Алексея, сидящего поодаль рядом со зловещим старцем Григорием Распутиным. Роль этого сибирского мужика в отечественной истории до сих пор до конца неясна.
Организаторов обеих российских революций 1917 года выставка восковых фигур представила, но одеты они принципиально по-разному. Председатель Временного правительства Керенский одет в женское платье, так он бежал из Зимнего дворца и жил в США почти до 90 лет, забытый на родине. Лидер большевиков Ульянов (Ленин)правил недолго, но последствия октябрьского переворота страна и народ переживают до сих пор. Старшее поколение прекрасно помнит крах 70-летнего строительства коммунизма.
Литераторы в экспозиции выставки
Сцена, демонстрируемая фигурами Пушкина и Дантеса, а также сидящей между ними Натальей Николаевной Гончаровой-Пушкиной символична, но от реальности далека. Сожаление на лице француза историческими описаниями не подтверждается. Несмотря на законодательный запрет дуэлей в России, наказания иностранный подданный не понес, а страна потеряла своего лучшего поэта в расцвете лет. Раненый Пушкин испросил прощения императора и получил его в письменном виде, продемонстрировав подлинное благородство. Касательно явного сходства воскового Дантеса с Андреем Мироновым – без комментариев, ждем их от посетителей нашего сайта.
Остальных величайших литераторов России выставка восковых фигур представляет довольно своеобразным образом. Писатели и поэты выстроились подобно провинившимся школьникам перед учителем, или новобранцам перед воинским начальником по команде Вольно. Такая композиция разительно отличается от памятника тысячелетию России, где наши литературные светила образуют интересные и объяснимые группы. Нехватка времени тому виной или иные обстоятельства, но выставка восковых фигур в Петропавловской крепости явно нуждается в совершенствовании.
Что касается деталей биографий писателей и поэтов, то много интересных материалов можно найти на нашем сайте путешествий: http://countryscanner.ru среди статей об усадьбах и других мемориальных объектах, посвященных интересующим Вас личностям.
Напоследок хочется заметить, что устроенная в Петропавловской крепости выставка восковых фигур – удачное дополнение к другим ее достопримечательностям. Здесь можно сверить собственное представление об известных людях с обликом, созданным воображением и руками художников. С детьми доступна историческая викторина вопросов и ответов, не говоря уже о возможности сделать редкое фото.