Пожалуй, более женственно, чем предыдущая, выглядит обстановка опочивальни последнего владельца замка Вранов-над-Дийи из семейства Алтан – Михаэля Йозефа. Обои здесь имеют свободный растительный рисунок, не ограниченный никакими рамками. Помещение более просторное, либо кажется таковым из-за убранной в альков кровати.
Как и предыдущая спальня, эта также оснащена двумя печами, и действующая только одна. Вторая не только обеспечивает симметрию, она скрывает проход в туалетную комнату – решение довольно оригинальное. Отметим значительный прогресс по сравнению с ночным горшком под кроватью предыдущей спальни. Мебель в этой комнате разнообразна, от используемой для повседневных нужд до декоративных предметов.
Для приема родственников и друзей в замке Вранов-над-Дийи существовал Гостевой салон. Здесь развлекались беседами и угощались напитками, слушали музыку, играли в шахматы, карты или в кости – мебели в зале достаточно. Возле просторного дивана два резных дракона, блюдца на их головах служили для выкладывания визитных карточек, тогда уже существовавших.
Помещения общего пользования
Среди немногочисленных произведений искусства стоит отметить два мраморных бюста в разных местах помещения. На тумбочке между окнами – австрийская эрцгерцогиня, будущая французская королева Мария Антуанетта, которой было суждено стать жертвой гильотины во времена Великой революции.
В углу возле одного из чугунных каминов – бюст Карла Йозефа фон Лихтенштейна, родственника семейства в XVII веке. Камины также парные. И один из них нерабочий, установлен снова ради симметрии.
Приемы гостей во дворцах и замках аристократических семейств всегда сопровождались торжественными обедами, и замок Вранов-над-Дийи не был исключением. Здешняя столовая организована в просторном помещении, двери которого выходят на террасу парка. Изысканная фарфоровая и хрустальная посуда, произведенная на лучших германских фабриках, расставлена на столе и нескольких тумбах. Украшением зала является хрустальная люстра над столом, но наибольшее впечатление производят необычные обои.
Выполненные вручную рисунки основаны на ландшафтах парка Монсо в Париже, созданном по желанию Филиппа Орлеанского. В отличии от других садов и парков Франции, имеющих упорядоченную, регулярную планировку, Монсо выполнен в английской манере пейзажного парка. На рисунках обоев изображены практически дикие природные виды, изредка украшенные копиями античных сооружений. Сочетание такого оформления с живой природой за окном весьма привлекательна.
Прихожий зал расположен ниже Зала Предков в современной части замка Вранов-над-Дийи, на его восточной оконечности. Помещение повторяет овальную форму и по сути является вестибюлем торжественного помещения, посвященного истории рода Алтан. Оформление прихожего зала выполнено в строгом классическом стиле, универсальная меблировка позволяет проводить в нем самые разнообразные мероприятия.
Возвышенное положение и расположение на краю усадьбы позволяет быстро проветривать помещение через большие окна. В холода протопить прихожий зал позволяют два камина, здесь работоспособны оба.
Зал Предков
Бытует мнение, что идею создать Зал Предков владельцу замка Вранов-над-Дийи подсказал архитектор Эрлах, занимавшийся реконструкцией здания. Размеры помещения делают его вторым по площади среди всех залов Чехии, это один из значимых памятников в стиле барокко во всей Европе.
Украшением Зала Предков является его овальный потолок, точнее – его роспись. Автором фрески, занимающей весь купол, был знаменитый художник Михаэль Роттмайр, образец творчества которого — роспись купола в церкви Святого Петра в Вене. В росписи потолка Зала Предков отсутствуют конкретные персонажи с портретным сходством, только аллегорические фигуры, воспевающие величие рода Алтанов. Рисунок покрывает не только овал, но и опоясывающий его световой ярус, и даже откосы эллиптических световых проемов.
Статуи знаменитых представителей рода размещены в нишах простенков между проемами Зала Предков, украшенными ажурными решетками. Искусствоведы считают, что автором скульптур являлся австрийский ваятель Тобиас Кракер, работавший на многих объектах, в том числе при создании чумной колонны в Вене.
В канун XIX века начался период владения замком Вранов-над-Дийи семействами польских дворян Мнишек и Стадинских. С началом Второй мировой войны владельцы усадьбу покинули, ее использовали фашистские интенданты под склады. После войны ее национализировали, но менее чем 10 лет назад Стадинским замок вернули по судебному решению.
Замок Вранов-над-Дийи в XIX веке и позже
Осмотр помещений, занимаемых этими семействами, начинается с зеркального коридора. Зеркала — довольно дорогое удовольствие и в наши времена, чтобы использовать их в качестве панелей на стены, а в прошлые столетия они тем более демонстрировали состоятельность домовладельца наравне с картинами. В зеркальном коридоре представлены изображения замка Вранов-над-Дийи, выполненные в различные эпохи, начиная с рыцарской крепости.
Первым помещением, которое осматривают посетители, является спальня Елены Мнишек, в девичестве княжны Любомирской.