Падуя на севере Италии – провинциальный город, не сыгравший большой исторической роли. Замечателен он в основном древностью (известен был за 300 лет до рождения Христа), памятниками римской архитектуры и росписями соборов известнейшими живописцами. Базилика святого Антония – один из храмов Падуи, где покоятся мощи проповедника и чудотворца, покровителя своей родины Португалии и места кончины – Пармы.
Стоит последовать примеру паломников, прибывающих к могиле святого по 5 миллионов человек каждый год. Популярность захоронения в Падуе превышает посещаемость мусульманской святыни в Мекке (2 миллиона паломников ежегодно), что объяснимо запретом для немусульман. Известна исцеляющая и вдохновляющая сила нетленных мощей Антония Падуанского.
Шедевр Донателло
Стремящихся к базилике паломников и туристов встречает грандиозная конная статуя. Трехметровый памятник на пьедестале 8-метровой высоты, воздвигнутый в профиль к направлению людского потока, бросается в глаза; внимание временно отвлекается от храма.
Изображенный – предводитель городских вооруженных отрядов (кондотьер) Эразмо да Нарни, более известный по своему прозвищу Гаттамалата. Всемирная слава пришла к Эразмо посмертно, и не за подвиги и воинскую доблесть, которые превозносились современниками – за личность скульптора и его удивительную работу.
Донателло был одним из основоположников раннего Возрождения, первым художником, которого именовали новым термином скульптор. Сочетая классицизм и натурализм, он создавал шедевры, зачастую резко отличающиеся от классической трактовки известных образов. Дева Мария в его изображении – не цветущая женщина, а изможденная старуха в рубище, измученная жизненными невзгодами. Донателло вернул к жизни скульптурные портреты – бюсты, изображал всадников на лошадях. Встретятся его работы и внутри базилики, о них будет рассказано далее. Сначала – о монументе перед базиликой святого Антония.
В эпоху Возрождения статуи всадников ранее не использовали; Донателло исполнил первую, и выполнена она была поистине мастерски. Изображенный в облачении и латах римского императора всадник легко управляет конем, осеняя окружающих скипетром городского властителя. Замечательна проработка мельчайших деталей – морщины на лице, детали шпор. Колоссальной работой был и подъем массивной статуи на высокий пьедестал, ведь грузоподъемных механизмов тогда еще не существовало. Мускульная сила людей, использование рычагов и блоков позволили выполнить нелегкую работу.
Архитектура базилики святого Антония Падуанского
Базилики зародились в древнем Риме как вместительные здания для торговых операций (типа рынков); подобные сооружения использовались и для судебных разбирательств, собирающих множество публики. Одним из типов христианских храмов базилики стали после становления новой религии как преобладающей. Царский дом (в переводе с греческого) имел форму вытянутого прямоугольника с несколькими пролетами (нефами), разделенными колоннами для крепления крыши и купола. Центральный неф выше боковых, над кровлей которых расположены окна для освещения центрального прохода.
Фасад главного входа в базилику святого Антония Падуанского выполнен в выраженном венецианском стиле. Башенка над фронтоном, большое круглое окно в верхней части фасада оборудовано узорчатой рамой. Прямоугольная часть под окном образована сплошной колоннадой и рядом арок, поддерживающих ажурный балкон во всю ширину здания. За колоннами проходная галерея; ниже опорная часть выполнена из нескольких глухих арок большего размера с продолговатыми оконными проемами и главным входом в храм. Монументальность размеров смягчается узорным эффектом арок и колонн, выполненных из более светлого материала.
Основным строительным материалом для сооружения базилики послужил красный кирпич, не нуждающийся в дополнительной отделке. Собор был построен менее чем за 70 лет – по тем временам рекордно быстро; однако возведение пристроек и украшение храма продолжалось несколько веков. Здесь смешались многие архитектурные стили, от романского, византийского и готического до барокко и мусульманских мотивов. Многие известные художники и скульпторы приняли участие и во внутреннем оформлении.
Дальняя от главного входа сторона базилики завершалась полукруглым или граненым выступом, укрываемым куполом соответствующей формы. Падуанская базилика содержит ряд необычных дополнительных, нетрадиционных элементов. Венчают здание пять шатровых куполов византийского стиля; колокольни звонниц имеют облик восточных минаретов с резко заостренными крышами. Алтарный торец образуется закруглением боковых нефов; здесь расположены несколько молельных помещений – капелл, богато украшенных внутри.
Внутреннее убранство базилики
Сдержанный наружный облик базилики сменяется торжественным великолепием внутреннего оформления храма. Сочетание скупого солнечного освещения через немногочисленные окна с приглушенным светом люстр, выполненных в виде гигантских лампад, создает атмосферу таинственности и торжественного благоговения. Изображения ликов христианских святых и ангелов украшают квадратные столбы, поддерживающие высокие своды; они же на внутренних изгибах грациозных арок. Приметны и ажурные решетки галерей и балконов, украшающих храмовый интерьер.
Многие росписи базилики святого Антонио выполнены художником Альтикьеро да Дзевио, последователем реформатора итальянской живописи Джотто ди Бондоне. Множество работ Джотто украшают другой собор Падуи – капеллу Скровеньи дель Арена. Согласно новым веяниям художники уходили от религиозных канонов, рисуя евангельские сюжеты с жизненным драматизмом и выразительностью. В одной из капелл поражает изображение Христа в момент его распятия, входящее в состав грандиозного триптиха.
В базилике захоронены многие видные граждане Падуи, в их числе упомянутый кондотьер Гаттамалата. Особое место – капеллу Черной Мадонны занимает усыпальница святого Антонио, увенчанная его скульптурным изображением. Народный обряд предписывает обойти гробницу по кругу, касаясь рукой надгробия, чтобы найти утраченное; подкрепляется просьба записками на листах бумаги, выкладываемых служителями храма. В капелле Реликвий хранятся язык и голосовые связки великого проповедника, не затронутые тлением.
Капелла Реликвий – центральная из 9-ти капелл базилики, самая почитаемая и посещаемая. Богатая отделка дополняется множеством шедевров итальянских ювелиров и христианских святынь. Особым почетом окружены шипы из тернового венца Спасителя, сохраняемые с большой тщательностью. Белоснежная лепнина на стенах и потолке, золоченые узорчатые двери ниш и мраморные скульптуры в простенках освещаются через круглые окна купола; на длинных фигурных подвесках низко свисают люстры прихотливой формы, похожие на лампады.
Подобные светильники украшают все помещения храма; на балюстрадах балконов их дополняют современные осветительные приборы в форме длинных свечей. Обеспечивается прекрасный обзор всего убранства базилики, в том числе многочисленных живописных произведений. Среди картин есть принадлежащие кисти великого Тициана Вечеллио и его брата Франческо.
Религиозные сюжеты подчеркивают торжественность обстановки богослужений, которые регулярно здесь совершаются с благословения Ватикана, который является владельцем храма.
Личность и образ святого Антония Падуанского
Падуя славилась многими своими гражданами, некоторые из них увековечены бюстами в базилике святого Антонио. Сам же он прожил в городе только два последних года жизни. Потомок знатного португальского рода стал священником по зову души, присоединившись к ордену францисканцев еще при жизни его основателя. Именно Франциск Ассизский был наставником Антонио, который преподавал богословие и проповедовал в поселениях Франции и Италии, имел известность и популярность. Прославился многочисленными исцелениями и чудесами по обращению в христианскую веру.
Несколько внутренних двориков базилики располагают к спокойному времяпровождению. Кроме того, здесь расположен храмовый музей, сохраняющий оригиналы наиболее ценных художественных произведений. В церковных лавках можно приобрести освященные иконы и статуэтки Антонио, другую религиозную атрибутику. Чудотворность мощей святого сохраняется до наших дней, свидетельствуют об этом письменные повествования исцелившихся с фотографиями реальных людей.
Падую можно посетить во время венецианского тура – между городами нет и часа езды. Впечатлений можно получить множество; в местном университете преподавал Галилей, здесь же был один из первых анатомических театров. В городе есть памятные места евангелиста Луки, знаменитых Петрарки и Данте Алигьери. И все же едут в Падую прежде всего ради пребывания в знаменитой базилике; это вполне объяснимо и совершенно оправдано.