Базилика святого Антония Падуанского (Basilica di sant’Antonio)

Погода Padova

ясно

12 °C
Ветер
3.01м/с
Давление
765 мм рт. ст.
Влажность
82 %

Падуя на севере Италии – провинциальный город, не сыгравший большой исторической роли. Замечателен он в основном древностью (известен был за 300 лет до рождения Христа), памятниками римской архитектуры и росписями соборов известнейшими живописцами. Базилика святого Антония – один из храмов Падуи, где покоятся мощи проповедника и чудотворца, покровителя своей родины Португалии и места кончины – Пармы.

Стоит последовать примеру паломников, прибывающих к могиле святого по 5 миллионов человек каждый год. Популярность захоронения в Падуе превышает посещаемость мусульманской святыни в Мекке (2 миллиона паломников ежегодно), что объяснимо запретом для немусульман. Известна исцеляющая и вдохновляющая сила нетленных мощей Антония Падуанского.

Шедевр Донателло

Стремящихся к базилике паломников и туристов встречает грандиозная конная статуя. Трехметровый памятник на пьедестале 8-метровой высоты, воздвигнутый в профиль к направлению людского потока, бросается в глаза; внимание временно отвлекается от храма.

Базилика святого Антония Падуанского. Улица

Изображенный – предводитель городских вооруженных отрядов (кондотьер) Эразмо да Нарни, более известный по своему прозвищу Гаттамалата. Всемирная слава пришла к Эразмо посмертно, и не за подвиги и воинскую доблесть, которые превозносились современниками – за личность скульптора и его удивительную работу.

Донателло был одним из основоположников раннего Возрождения, первым художником, которого именовали новым термином скульптор. Сочетая классицизм и натурализм, он создавал шедевры, зачастую резко отличающиеся от классической трактовки известных образов. Дева Мария в его изображении – не цветущая женщина, а изможденная старуха в рубище, измученная жизненными невзгодами. Донателло вернул к жизни скульптурные портреты – бюсты, изображал всадников на лошадях. Встретятся его работы и внутри базилики, о них будет рассказано далее. Сначала – о монументе перед базиликой святого Антония.

Базилика святого Антония Падуанского. Площадь с памятником

В эпоху Возрождения статуи всадников ранее не использовали; Донателло исполнил первую, и выполнена она была поистине мастерски. Изображенный в облачении и латах римского императора всадник легко управляет конем, осеняя окружающих скипетром городского властителя. Замечательна проработка мельчайших деталей – морщины на лице, детали шпор. Колоссальной работой был и подъем массивной статуи на высокий пьедестал, ведь грузоподъемных механизмов тогда еще не существовало. Мускульная сила людей, использование рычагов и блоков позволили выполнить нелегкую работу.

Архитектура базилики святого Антония Падуанского

Базилики зародились в древнем Риме как вместительные здания для торговых операций (типа рынков); подобные сооружения использовались и для судебных разбирательств, собирающих множество публики. Одним из типов христианских храмов базилики стали после становления новой религии как преобладающей. Царский дом (в переводе с греческого) имел форму вытянутого прямоугольника с несколькими пролетами (нефами), разделенными колоннами для крепления крыши и купола. Центральный неф выше боковых, над кровлей которых расположены окна для освещения центрального прохода.

Базилика святого Антония Падуанского. Вход

Фасад главного входа в базилику святого Антония Падуанского выполнен в выраженном венецианском стиле. Башенка над фронтоном, большое круглое окно в верхней части фасада оборудовано узорчатой рамой. Прямоугольная часть под окном образована сплошной колоннадой и рядом арок, поддерживающих ажурный балкон во всю ширину здания. За колоннами проходная галерея; ниже опорная часть выполнена из нескольких глухих арок большего размера с продолговатыми оконными проемами и главным входом в храм. Монументальность размеров смягчается узорным эффектом арок и колонн, выполненных из более светлого материала.

Базилика святого Антония Падуанского. Купола

Основным строительным материалом для сооружения базилики послужил красный кирпич, не нуждающийся в дополнительной отделке. Собор был построен менее чем за 70 лет – по тем временам рекордно быстро; однако возведение пристроек и украшение храма продолжалось несколько веков. Здесь смешались многие архитектурные стили, от романского, византийского и готического до барокко и мусульманских мотивов. Многие известные художники и скульпторы приняли участие и во внутреннем оформлении.

Базилика святого Антония Падуанского. Общий вид

Дальняя от главного входа сторона базилики завершалась полукруглым или граненым выступом, укрываемым куполом соответствующей формы. Падуанская базилика содержит ряд необычных дополнительных, нетрадиционных элементов. Венчают здание пять шатровых куполов византийского стиля; колокольни звонниц имеют облик восточных минаретов с резко заостренными крышами. Алтарный торец образуется закруглением боковых нефов; здесь расположены несколько молельных помещений – капелл, богато украшенных внутри.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий