Ученые не определили, чем была афинская Библиотека Адриана – только хранилищем свитков или комплексным образовательным центром. Огороженная каменными стенами территория в 400 метрах севернее Акрополя, вблизи Стои Аттала, пережила несколько ипостасей. Размерами со стадион, она была последовательно центром турецкой администрации, рынком, жилым кварталом с храмом, тюрьмой. Только в конце XIX века здесь начаты раскопки и реставрационные работы, поныне окончательно не завершенные.
Вскрыты еще не все поздние наслоения, Библиотека Адриана остается объектом научных исследований, одновременно — посещаемой достопримечательностью. На высотном фото видны сохранившиеся фрагменты стен с восточной и западной сторон, последняя укрупненно вынесена в заглавное изображение. На широкой панораме опознаваемы многие значимые объекты, кроме уже названных, следует упомянуть стадион Панатинаикос. Он примерно по центру фотографии, под опознавательной надписью Библиотека Адриана.
Между ареной первой современной Олимпиады и восстановленной Стоей — еще один объект внимания строителя библиотеки. Ряд торчащих колонн обозначает храм Зевса Олимпийского, на краю территории — сохранившаяся арка Адриана. Вполне очевидно, что предмет нашего рассмотрения достаточно масштабен на фоне всех упомянутых примечательных объектов. Заметно, что состояние временно заброшенных, затем раскопанных старинных сооружений не зависит от времени строительства. Более поздние культурные слои обеспечивают сохранность.
История основателя Библиотеки, Адриана, и его деятельности
Судьба рано осиротевшего Адриана во многом повторила жизнь его приемного отца, императора Траяна. Усыновление властителем, приход на трон и след в истории характерен им в равной мере. Основанием Библиотеки, получившей его имя, перечень благих деяний Адриана далеко не исчерпывается. Однако в биографии основателя библиотеки – не одни только просвещение, строительство, покровительство искусствам и благотворительность. Он всемерно укреплял границы империи, порой решительно и жестоко.
Оборонительный вал в Англии более 100 километров длиной до сих пор сберегается, как национальное достояние. Именуется Адриановым, хотя римляне там выступали по сути оккупантами, а преграда защищала всю империю. Попытку перестроить на римский лад Иерусалим, запрет обрезания крайней плоти евреи встретили в штыки. Тогда Адриан их изгнал, город и храм разрушил, став отцом известной Стены плача. История многогранна, это не очернение личности, а только правда.
Библиотека Адриана в современном виде
Пора опуститься на древнюю афинскую почву, посмотреть, какова Библиотека Адриана в нынешнем состоянии. Увиденное сверху особого оптимизма не внушает, необходимы комментарии специалистов, и они имеются на территории. Сразу привлекает внимание планшет с планом сооружения, рядом его художественная реконструкция. Выглядит оно на рисунке довольно монументально, особенно шеренга красочных колонн вдоль стены. Храм по соседству, очевидно, интересовал автора больше, чем Библиотека Адриана.
Что-то из показанного средневековым художником сохранилось до наших дней, остальное, видимо, дорисовано при помощи воображения. Вообще-то рисунок посвящен соседнему храму, Библиотека Адриана изображена как соседствующая церкви Святого Асомата на лестнице. Она была освящена в честь Михаила Архангела, асоматы – обобщающее наименование Гавриила и Михаила по-гречески. Храм был усыпальницей знатного рода Халкокондили, он не сохранился, на этом месте сейчас мечеть Цистаракиса.
Мечеть возводил в XVIII веке губернатор Афин, прислужник турецких оккупантов. За использование на стройке колонны храма Зевса Цистаракис отстранен, обвинен в чумной эпидемии и отравлен. Минарет снесли, здание именуют по старинке, сейчас в нем музей греческой керамики. Сохранившаяся отдельными фрагментами Библиотека Адриана гораздо интереснее этого здания, особенно уцелевшие колонны коринфского ордера. Греческое правительство финансирует продолжение реконструкции, специальные леса тому свидетельство.
Продолжаем осмотр западной стены
Наружная сторона западной части каменного ограждения, ближе к входному портику, сохранила неразборчивые следы древней фрески. Колонны вдоль стены и на входном стилобате заметно различаются диаметрами стволов и их поверхностями. Боковые тоньше и гладкие, верхние с каннелюрами вдоль стволов и диаметром побольше. Входные ступени состоят из каменных плит, уложенных в несколько рядов, имеющиеся повреждения не критичны. Различно состояние колонн большего диаметра, нижние фрагменты, скорее всего, обновлены при реставрации.
Совершенно по-другому выглядит западная стена с внутренней стороны, при осмотре не по себе становится. Даже при некотором строительном опыте дать правильную оценку увиденному затруднительно, это под силу только археологам. Впечатление, что стена по толщине имела несколько слоев: внешнюю, внутреннюю облицовки и забутовку между ними. Снаружи использованы каменные блоки, изнутри обожженный плоский кирпич, промежуток бутили камнями на растворе. Местами сохранился даже слой штукатурки внутри постройки.
Прослеживается вполне логичная последовательность работ по реконструкции, которыми Библиотека Адриана может быть восстановлена. Степень восстановления во многом зависит от финансирования, облик комплекса достаточно проработан, даже отражен на планшетах. Особое внимание уделено фундаментам, от них зависит дальнейшая сохранность исторического памятника для будущих поколений. Древняя обожженная глиняная плинфа неплохо сохранилась, хотя граница с аналогом современного производства легко просматривается.
Достаточно глубокое вскрытие грунта вблизи стены – явление временное, реставраторы обследуют, обновляют системы водоснабжения и канализации. Кругом жилые кварталы и общественные здания, их коммуникации заложены еще до начала раскопок. Если Библиотека Адриана будет восстановлена в полном объеме, она прекрасно впишется в облик Афин. Войдет без катаклизмов и в коммунальное хозяйство греческой столицы, принеся по ходу реконструкции бесценные находки. Таким образом уже найдены многие исторические ценности.
Обретение богини Победы и ее демонстрация
Статую римской богини реставраторы обнаружили заложенной в фундамент построенного турками резервуара водоснабжения. Мусульманская культура запрещает изображение человеческих лиц, голова Ники утрачена, руки и крылья обломились из-за уязвимости. Оставлять ценность на месте находки недопустимо, но она, как редкое исключение, обрела приют совсем рядом. Оригинально размещенный под ногами указатель понятен без перевода, местный музей находится в направлении стрелки.
Путь к одноэтажному зданию под черепичной крышей недолог, оно на кромке раскопок в северо-западном углу. Встречающиеся строения выполнены из разнообразных материалов, от бесформенных глыб до обтесанных блоков и связующего раствора. Бетон – изобретение римлян, есть здания заливного типа, где раствор армирован каменными включениями. В стене с арочным обрамлением ниши изредка встречается плоская плинфа, помогающая выровнять кладку. Много пустых постаментов от статуй, на некоторых сохранились надписи.
Музеем Библиотека Адриана обзавелась уже в процессе изысканий, когда выявилась ценность археологических находок. Хранилище совсем небольшое, не чета музею некрополя Керамикос, также размещенного вблизи от раскопок. Подобные камерные собрания подчас сохраняют и демонстрируют шедевры, от которых не отказались бы мировые сокровищницы. Однако из Греции и так вывезено слишком много образцов античной культуры, в стране остались немногие. Причиной этому прежде всего позднее обретение независимости.
Ценности местного музея
Непрезентабельное снаружи, здание здешнего музея внутри выглядит вполне цивилизованно, экспозиция оформлена в привлекательном стиле. Прозрачный потолок и точечные светильники обеспечивают прекрасный обзор выставленных экспонатов. Их малочисленность совсем не принижает хранилище, здесь гарантированы подлинность и нетронутость более поздними изменениями. Статуя Ники на земном шаре иногда именно шаром вызывает недоумение, ведь даже в школах тиражируют миф о невежественности наших предков, трех китах либо слонах и прочей ерунде.
За 500 лет до нашей эры шарообразность планеты доказал Пифагор, через 200 лет подтвердил Аристотель. Еще век спустя Эратосфен даже измерил земной радиус и ошибся всего на один процент! Хотя построена Библиотека Адриана в 132 году уже новой эры, статуя могла иметь происхождение древнее. Но в половину тысячелетия с лишним это все равно укладывается. На стене вывешена реконструкция предполагаемого вида статуи, на шаре и с подобием венка над головой. Рядом витрина с антикварными сосудами и другие экспонаты.
Мужской торс без головы и рук, в откинутом набок одеянии, мог быть частью статуи полководца. Либо императора, вельможи или даже атлета при награждении, гадание здесь непродуктивно. Предположительные данные – на табличке постамента, прочтете при личном визите в Афины, либо ищите в сети. Кстати, вид в окошко рядом с экспонатом иллюстрирует место нахождения музея, видны экспонаты снаружи. Вдалеке – храмы Акрополя, точно так же они выглядят с площадки археологических изысканий.
Библиотека Адриана — научное воссоздание и реальные фрагменты
Редкой подробностью проработки и полнотой сведений отличаются информационные материалы, описывающие храмы на огороженной территории. Первоначально в центре Библиотека Адриана была укомплектована бассейном, чтобы разнообразить интеллектуальные занятия. Затем вместо него сооружались религиозные постройки, их археологи насчитали три последовательных на одном месте. Первый вариант изображен в аксонометрии, он же слева, поперечный разрез вверху и план внизу.
Последующие переделки изображены в графическом виде следующими парами эскизов, добавим словесное описание. Первым был четырехлепестковый в плане храм (тетраконх) постройки пятого века, затем — трехнефная базилика VII столетия. С XII века существовала кафедральная церковь Святой Богородицы, разрушенная за малыми исключениями в 1885 ради раскопок. Сохранились только оставленные фрагменты последнего храма, а также наземные и подземные части древнейшего. Постараемся не перепутать на местности, они накладываются, но различимы.
Фрагменты храмов в очаге культуры
На самом деле, различаются храмы разных эпох без особого труда, даже представленные разрозненными фрагментами. Различались приемы и методы работы, римский тетраконх сооружался из одних материалов, последняя церковь – из других. Даже секрет бетона, изобретенного римлянами, был надолго утрачен, что многое меняло в сторону усложнения. Поэтому без сомнений идентифицируем принадлежащими тетраконху все сохранившиеся фрагменты со связующим раствором.
Столь же доказательна напольная мозаика, которой прекрасно владели и греки, но у римской свои особенности. Большую роль играет и уровень заложения опорных конструкций, фундаменты римского храма глубже в грунте. Более поздняя церковь – в основном стоит на них же, это оправданно и логично. Показательна в этом плане следующая фотография, где элементы разных веков непосредственно соседствуют. На заднем плане южная стена комплекса, которой Библиотека Адриана обращена к виднеющемуся Акрополю.
В кадре на первом плане — дуга массивных каменных блоков, это основание северной апсиды тетраконха. Частично на него установлена арка церкви Богородицы, фрагмент ее колоннады — полностью на старых фундаментах. Оба возвышающихся элемента последнего храма полностью соответствуют по расположению приведенному ранее чертежу. На нем они даже выделены темными линиями, арка – слева, колоннада справа. Описывать внешний вид фрагментов предельно просто, чертежи и фото их очень четко представляют.
Чертежи планшетов и материальные свидетельства
Часть колоннады, разделявшей нефы позднейшей церкви, выполнена проще внешних, что на заглавном и следующем фото. На простеньких капителях гладких стволов сохранены горизонтальные связи, видимо, реставраторы их надежно раскрепили. Арка входа обращена на север, как и нарисовали на планшете. Выложена она из гладких каменных блоков и клиновидных камней, тщательно обработанных и подогнанных. Нет даже следов использования связующего раствора. Далее – эта же территория с более широким охватом.
Панорама раскопанной части демонстрирует, насколько Библиотека Адриана в части храмов соответствует научным предположениям. Ранее рассмотренному чертежу находится полное подтверждение в натуре, ведь археология – наука точная. Двойной контур лепестков первого храма раскопан, остатки позднейшего — на указанных местах в соответствии с планом. В правом нижнем углу фото вскрытая часть крестового сооружения, видна уцелевшая мозаика. Южная стена ограничивает территорию со стороны улицы Ареса. Посмотрим сюда же с запада.
Ограждающая решетка замыкается на входном проеме, сюда входили посетители, когда Библиотека Адриана была действующей. Сюда же проходят нынешние экскурсанты, отвлекаясь от городской суеты, кишащих авто и навязчивых распродаж. Некоторые, напротив, приходят помолившись в греческой церкви Панагия Григоруса, что за домом через дорогу. Из-за розового здания выглядывает ее купол и звонница, развернутые поперечиной на юг и север, они – как ориентир. Обратимся теперь к северной стене, не упуская из вида фрагменты храмов.
От храмов – к библиотечным залам
Уже рассмотренные колоннада и арка церкви Богородицы, фундаменты лепестков-апсид раннего храма здесь видны очень отчетливо. Сохранилась северная ограждающая стена, снаружи довольно простая, из крупных блоков, с бойницами. Не вошедший в кадр местный музей расположен левее (западнее), на одной линии с этой стеной. Расширение в северо-восточном углу и примыкающая восточная стена ограничивают собственно библиотечные залы и помещения. Точнее сказать, не помещения, а то, что от них осталось до наших дней.
Описывать, какими залами Библиотека Адриана обслуживала читателей, по этой фотографии неудобно, мало что можно разобрать. Поэтому далее будут приведены фото с приближением, а здесь следует обратить внимание на ближний план. Множество каменных деталей, найденных при исследованиях и раскопках, хранятся под открытым небом. На некоторых обработанных глыбах и плитах видны следы декоративной обработки, придания формы цилиндров, есть и видимые повреждения. Детали ждут применения при воссоздании, в ожидании и Библиотека Адриана.
Лекционная аудитория и читальный зал
Конечно, это не помещения, упомянутые в заголовке, а их каменные контуры, очерченные фундаментами и стенами. Основание наиболее сохранившейся демонстрирует использованные древними каменщиками строительные материалы: природные камни, обожженный глиняный кирпич и прослойки связующего раствора. На одном из блоков – коринфская капитель, используемая как подставка для камня с надписью. Территория ограждена музейными стойками с веревками между ними, здесь же информационный планшет.
Рассказывать о предполагаемом облике лекционного и читального залов на основании давних свидетельств мы не будем. Нет смысла повторять выводы историков, чьими усилиями Библиотека Адриана многократно описана, словно они ее посещали. Хочется обратить ваше внимание на коринфскую капитель от колонны, благо она здесь хорошо видна. Искусство обработки камня, пусть и податливого, проявляется в этой детали полноценно. От нижнего обреза выполнены лепестки прицветника, в нижней части – рассеченные листья растения, вырезанные филигранно.
Музейная стойка сделана из нержавеющей стали, она показательна тщательностью заплетки веревочной петли и ее защитой. Деталь малозначительная, но характеризующая серьезность отношения к археологии и музейному делу, что для Греции присуще. Информационный планшет оформлен незатейливо, но аккуратно, надежно защищен, а надпись еще и продублирована на мраморе. На капители выставлена призма с двумя словами, если уцелеет, будет вечно представлять указанные помещения.
Восточная стена в процессе реконструкции
Осмотрев территорию, где располагались северные лекционный и читальный залы, продолжаем поход вдоль реконструируемой восточной стены. Следующая фотография выполнена не ради демонстрации многочисленной коллекции каменных блоков, между которых укоренилась густая трава. Просто хотели показать понятную многим надпись о восточном помещении, анонсировать информационную насыщенность планшетов. На фото текст не разобрать, повторять не будем в ожидании вашего личного визита.
Восточная стена, где и находилось двухэтажное вместилище библиотечного собрания, мы застали на реконструкции. Если два уровня оконных проемов еще просматриваются, то остальные элементы мешают рассматривать строительные леса. Согласно имеющимся описаниям, не видим мы стенные ниши, полукруглые (экседры) и прямоугольные (ики). Описывающие опираются исключительно на дошедшие из глубины времен свидетельства, проверить их невозможно. Видим грандиозность сооружения, верим в гуманистическое предназначение.
Свидетельства же описывают центральное помещение библиотеки как комнату 25 на 15 метров, где хранили свитки. В ее стенах было 40 ниш с деревянными шкафами (эрмари), способными вместить 17000 свитков папируса. Мраморная облицовка стен и пола, ниши для статуй Афины и императора, которые меняли при смене властителя, и другие подробности передают со слов географа Павсания. Личность реально существовавшая, по его путеводителю Шлиман нашел гробницу Агамемнона в Микенах.
Некоторые особенности и приметные места
Еще одно место хранения археологических находок, предназначенных для продолжения реконструкции, находится в юго-западном углу. Здесь Библиотека Адриана оборудована вместительными стеллажами, большинство полок уже занято каменными деталями. Самые тяжелые разложены на грунте, на деревянных прокладках, складская площадь огорожена так же символически, как экспонаты. За решетками ограждений бурлит оживленный город, изобилие торговых точек в домах и на улице.
Значительно оживляют территорию археологических раскопок немногочисленные, но ярко цветущие растения. Остальная площадь не столь живописна, выцветающий под палящим солнцем травяной покров поливу не подлежит. Это противоречит технологии обращения с землей, где возможны скрытые ценности. Интересно выглядит пересекающий всю территорию ряд каменных плит с аккуратно выдолбленным желобом. Скорее всего это часть какой-то из систем древнего жизнеобеспечения, водой либо канализацией.
Факт, а не анонс, но современными удобствами Библиотека Адриана своих посетителей также обеспечивает. Сантехника сейчас одинакова что в Греции и Турции, что в России и большинстве других государств. И здесь она совершенно стандартная, но здешний общественный туалет весьма любопытно декорирован. Дело не в стеклянном полу на входе, не в алюминиевых поручнях, тем более не в стеклянной перегородке из объемных деталей. Хорошо, дверки кабинок не из стекла, но оборудована специальная конструкция, заполненная древними каменными блоками.
Воистину в Греции все есть, даже в туалете – музейная экспозиция, причем бесплатная, наравне с основной целью посещения. Но хватит шутить, хотя это может быть и крайне необходимой информацией. Не только сердцу не прикажешь, бывают причуды и неотложные надобности и у других систем организма. Нестандартное оформление присутственного места говорит о живости ума, да и на сохранность раритетов не покусятся. Однако нами уже более чем подробно осмотрена Библиотека Адриана, обзор пора завершать.