Как музей Тимирязева известно в Москве одно из крупнейших собраний, посвященных тематике образования и развития жизни на Земле. Экспонаты коллекции Государственного Биологического музея интересны не только знатокам и любителям этой науки, но и всем любознательным людям. В 1934 году решения властей о размещении в бывшей усадьбе коллекционера П.И. Щукина музея Тимирязева добился Максим Горький.
Крупный промышленник и купец Петр Щукин приобрел земельный участок в московском районе Грузины для строительства именно музейных зданий, но совсем другой тематики. Он собирал коллекцию русских редкостей, то есть экспонатов археологических и исторических. Первоначально было выстроено здание в глубине участка. Архитектор Фрейденберг, автор Сандуновских бань, закончил постройку в 1893 году.
Вскоре стало ясно, что разрастание коллекции потребует дополнительных площадей, и коллекционер заказал новое здание, уже выходящее фасадом на Малую Грузинскую улицу. Архитектор Эрихсон завершил новое строительство в 1898 году. Первое здание стали именовать Старым музеем, а второе – Новым.
После большевистской национализации щукинская коллекция влилась в фонды Исторического музея, а усадьба вмещала последовательно несколько разноплановых музеев и студенческое общежитие. С передачей музею Тимирязева более просторное здание на Малой Грузинской заняли выставочные залы, а теремок во дворе – музейная администрация.
Оба здания построены в одинаковом стиле, с широким использованием древнерусских архитектурных элементов. В ограждении, общем для всей территории усадьбы, со стороны улицы встроены каменные ворота с арочным въездом и крышей затейливой конфигурации.
Здание более поздней постройки имеет крыльцо с крышей в виде четырехгранной пирамиды, стоящей на фигурных колоннах и узорном портике. Фасад верхнего этажа украшают белые резные наличники оконных проемов на кирпичной стене, нижний этаж до уровня цокольного декорирован пирамидальными камнями и окрашен в белый цвет.
Расположенное внутри двора здание более ранней постройки имеет характерное для древнерусских построек высокое крыльцо и крытую лестницу, ведущую сразу на верхний этаж. Крыльцо украшено башенкой, вторая установлена над горизонтальной верхней площадкой лестницы. Здесь на первом ярусе размещен медальон с барельефом единорога, сохранившийся со времени постройки.
Кроме традиционных способов демонстрации музейных экспонатов, в музее Тимирязева используются и живописные полотна, и размещение образцов в имитации окружающих природных условий.
Для достижения максимального эффекта от демонстрации использована техника диорам, сочетающих чучела животных и окружающие их растения в засушенном виде с живописью заднего плана. К созданию диорам был привлечен автор Бородинской панорамы художник Дешалыт, большой мастер подобных изображений.
Чучела тетеревов зафиксировали позы самцов этих птиц, называемых косачами, в момент токования, то есть схваток за самок в брачный период. Четко видна черная окраска перьев, белая оторочка крыльев, красные брови. Лировидные хвосты косачей являются их отличительным признаком, позволяющим избежать ошибочной идентификации.
Предлагаемый вниманию будущих посетителей слайдер позволяет получить представление о построении музейных экспозиций. Объемные витрины позволяют размещать экспонаты на нижней плоскости, а на задней стенке укреплены планшеты с более мелкими по размерам образцами, кронштейны с чучелами и муляжами животных средних размеров.
Можно понять, что в одном из залов, кроме экспонатов, расставлены зрительские стулья для получения информации от сотрудников музея. Представлены на слайдах и отдельные фрагменты экспозиций, посвященные различным составляющим растительного мира, типа семян и шишек.
Одним из образцов, привлекающих внимание посетителей, является отрезок лиственничного бревна. Кроме торцевого среза с годовыми кольцами, у экспоната сколота боковая поверхность и выколот клин до центра ствола. Таким образом предоставляется возможность рассмотреть структуру древесины лиственницы во всех плоскостях.
Лиственница – единственное из наших хвойных растений, сбрасывающих хвою на зимний период. Хвоинки на длинных ветвях растут по спирали, а на коротких пучками. Древесина этих деревьев обладает повышенной долговечностью вообще и во влажной среде в том числе.
В царской России существовал одно время запрет на использование такой древесины для частных нужд. Возможно, именно эта мера спасла дерево от уничтожения во времена массового строительства деревянных кораблей.
Многим покажется странным, но лиственница занимает почти половину от площади всех лесных массивов в нашей стране (точнее, 47%). При этом считающаяся символом России береза с 13% березняков только третья, а на втором месте с 17% находятся сосняки.
Обширному и разнообразному грибному царству посвящен следующий слайдер нашего обзора. На снимках как привычные для всех шляпочные грибы, так и экзотические для большинства посетителей виды. Внешний вид некоторых из них весьма необычен и любопытен, однако экспозиция самых обычных грибов может принести больше практической пользы.
Ведь сбор дикорастущих грибов в России издавна и развлечение, и источник продуктов питания. Грибы у нас употребляют вареными, жареными, маринованными, сушеными и солеными.
Однако уровень знаний видов грибов, способность отличить съедобные от ядовитых находится на низком уровне, поэтому визит в музей Тимирязева не будет лишним и в этом плане.
Моллюски – одна из групп беспозвоночных животных, появившаяся одной из первых, еще в кембрийском периоде палеозойской эры, более 505 миллионов лет назад. Биологический тип моллюски делится на классы: слизни и улитки, мидии и моллюски, кальмары и осьминоги.
Моллюски имеют голову, бесформенное мягкое тело и орган передвижения. Органы дыхания, пищеварения и кровеносная система принципиально не отличаются от других животных, вплоть до человека.
Большинство из них имеют внешнюю оболочку – раковину, вырастающую из наружного слоя тела, мантии. Составляющие раковину вещества практически не разлагаются, поэтому многие дошли до нас с давних времен. Обширная коллекция раковин собрана в музее Тимирязева.
Разнообразие мира животных в некоторой степени иллюстрирует очередной слайдер нашего обзора биологического музея. Охота зверей, их питание в условиях неволи, обращение с потомством представлены на инсталляциях, изготовленных таксидермистами и оформителями рассматриваемого учреждения.
Таксидермия, или искусство выделки чучел животных, в представленных изображениях играет главенствующую роль. Позы животных в различных жизненных ситуациях естественны, достаточно выразительны даже выражения на их мордах и мордочках.