Церковь Святого Георгия с колокольней построены с разницей в столетие, поскольку звонница первоначально относилась к соседнему храму Вознесения Господня в Коломенском. Однако высота шатровой церкви Вознесения значительно превышала колокольню, что противоречило православным традициям. Из-за этого на месте древней церкви, построенной еще при Дмитрии Донском в честь победы на Куликовом поле, был построен одноименный храм Святого Георгия. Во избежание путаницы упомянем еще одно сооружение культового назначения.
Еще одна церковь Святого великомученика Георгия Победоносца в Коломенском, вывезенная из-под Архангельска, установлена как экспонат музея деревянного зодчества в северной части музея-заповедника. Теперь сосредоточимся на строениях Вознесенской площади, самого посещаемого места в Коломенском. Здесь есть еще и Водовзводная башня, и Передние, или Шатровые ворота Государева двора, через которые попадали в ранее стоявший тут царский дворец.
Церковь Святого Георгия с колокольней и Вознесенский храм
Одноименный площади, самый высокий храм после колокольни Ивана Великого, мы видим напротив объекта нынешнего визита. Прекрасная конструкция, выполненная в 1532 году, описана в вышеупомянутой статье, доступной по прямой ссылке. Живописным фоном для религиозных строений служит лесополоса вдоль Москвы-реки, сквозь которую просматриваются городская застройка.
Тесно связанные между собой историческими обстоятельствами, эти строения и композиционно составляют единый гармоничный ансамбль. При этом архитектурные решения храмов кардинально отличаются – шатровый опоясан смотровой галереей с тремя крылечками входов, четырехугольный одноглавый значительно проще и привычнее глазу. Отдельно стоящую колокольню считают выполненной по итальянским истокам.
Стилевым прообразом звонницы при церкви Святого Георгия называют кампанилы средневековой Италии. Тамошние звонницы тоже строились отдельно от соборов, только преимущественно квадратными в сечении, хотя встречаются и круглые. Общеизвестная падающая башня в Пизе, где проводил наблюдения великий Галилей, также является кампанилой. Русский вариант выполнен круглым в плане, с явными национальными признаками.
Колокольня в Коломенском имеет два яруса, более массивный нижний и вытянутый верхний, где и размещаются колокола. Снизу корпус колокольни глухой, украшен ложными арками с полуколоннами по бокам. Между арками – пилястры, подпирающие разделительный пояс с установленными на нем кокошниками, чисто русским элементом. Стилизованный старинный женский головной убор стал прообразом архитектурной детали храмов и дворцов.
На следующей фотографии, сделанной со стороны входа в церковь, колокольня и верхняя часть Вознесенского храма очутились рядом, за счет разного удаления от точки съемки почти сравнявшись по высоте. За счет разного удаления дымовая труба трапезной кажется выше единственного купола церкви Святого Георгия, зато фото с этой точки дает возможность рассмотреть входной фасад здания.
Четверик храма с лицевой стороны отделан гораздо разнообразнее, нежели с боков, и особенно отличается от гладкой задней стены с выделяющейся пожарной лестницей на крышу. Входная арка образована широкими пилястрами и таким же кокошником, в котором расположен расписной фронтон с изображением Георгия Победоносца.
Внутри церкви Святого Георгия
Как и многие храмы России, церковь Святого Георгия в Коломенском после революции была закрыта для богослужений. Значительного ущерба ей не нанесли, поскольку использовали как исторический музей архитектурной тематики. Частично эта функция сохранилась и поныне, когда церковь Святого Георгия с колокольней стала приписным храмом Патриаршего подворья. Именно такой статус присвоен возвращенному РПЦ Вознесенскому храму.
Музейная экспозиция вполне мирно, даже гармонично и с выгодой для храма сосуществует с традиционной религиозной атрибутикой. Выставочные стенды, содержащие старинные экспонаты, не нарушают торжественной и благочинной обстановки культового сооружения. По воскресеньям и религиозным праздникам здесь совершаются богослужения со свободным посещением, в остальное время посещение платное.
Даже небольшой застекленный участок пола не тревожит верующих, в силу демонстрации древнего устройства храмового отопления. Под стеклом находятся восстановленные при реконструкции кирпичные каналы калориферного дровяного отопления, нередко использовавшегося в зимних теплых храмах. Это одновременно и музейный экспонат, и реликвия древнего инженерного искусства.
Всю систему калориферного отопления реставраторы восстанавливать не стали, устройство и действие известно из сохранившихся аналогов. Отопление работало по принципу рекуператора, с забором воздуха из пространства храма, с нагревом в каналах печей в подклете. Горячий воздух возвращался в храм, обеспечивая комфорт прихожанам в зимний сезон. Из ряда источников известно, что протапливали церковь каждые 4 дня, тщательно дожигая дрова, чтобы не было отравлений.
Религиозная атрибутика
В остальном убранство внутри церкви Святого Георгия полностью выполнено по православным канонам, с присущей торжественностью и благолепием. Иконостас алтаря оформлен обильным золочением по белоснежному фону, таковы же аналои для выдающихся и праздничных икон. Оригинальны решетчатые Святые врата, украшенные миниатюрными образами, с символом Всевидящего ока на красном фоне.
Интересно выглядит сочетание крупных ростовых икон и верхних изображений библейских сюжетов в малых секторах. Хорошо подобраны пропорции всех декоративных элементов религиозного содержания, венчаемых выразительным сияющим крестом. Своим убранством церковь Святого Георгия вполне соответствует высокому статусу приписного храма Патриаршего подворья.
Церковь Святого Георгия не могла обойтись без иконы своего покровителя, и выложен его образ на почетном месте. Аналой с иконой Георгия Победоносца, убивающего змея, установлен подле одного из самых почитаемых образов православия и всего христианства – Богоматери с младенцем Иисусом. Для всех москвичей, независимо от отношения к религии, Святой Георгий – еще и признанный символ, покровитель и защитник столичного города.
Колокольня церкви Святого Георгия вблизи. Прощальный взгляд на комплекс
Утверждения специалистов об итальянских прототипах, которым церковь Святого Георгия обязана своими пропорциями и рядом особенностей, подкрепляются еще одним фактом. Знатоки религиозной архитектуры обозначают как европейскую ту конструкцию подвески колоколов, которая здесь использована. Ведь известно. Что в Европе раскачивают колокола для удара корпуса об язык, тогда как в России – наоборот.
Вполне возможно, что так оно изначально и было, крепление колокола к поперечной балке в арочном проеме этого не исключает. Однако если европейская система и была, то она либо ликвидирована, либо заблокирована. На фотографии отчетливо видно. Что звонарь оттягивает веревкой язык колокола, корпус которого при этом вертикального положения не теряет. Явно просматривается русская система колокольного звона, которую можно здесь слушать в выходные.
На заключительной фотографии вида на церковь Святого Георгия в Коломенском в лучах заходящего солнца. Хорошо видна и колокольня, и алтарная апсида и северная стена самого храма.
Попала в кадр и уже упомянутая Водовзводная башня, хотя и не имеющая отношения ни к объекту нашего обзора, ни к храму Вознесения Господня. Но не в ней цель поездки и обзора, ею была церковь Святого Георгия с колокольней, ее история и архитектура, нынешнее состояние и статус. Все обстоятельства изложены нашим читателям, но никак не могут заменить личных впечатлений.