Предостережения не путать деревянную церковь великомученика Георгия Победоносца с каменным храмом его же имени излишни. Оба объекта стоят в Коломенском, между ними около 800 метров, но действует лишь один, из камня. Второе строение – экспонат музея деревянного зодчества, пополнившее коллекцию древних зданий в 2011 году.
Уникальный храм XVII века, церковь великомученика Георгия Победоносца была спасена от разрушения в заброшенном селе близ Архангельска.
Традиционная для наших обзоров высотная фотография наглядно показывает, как церковь великомученика Георгия Победоносца расположена относительно прочих строений Коломенского. Место для размещения выбрано поблизости от других деревянных строений, образующих зону древней русской архитектуры.
Виден на этой фотографии и почти одноименный каменный храм, которому отошла бывшая колокольня высокой шатровой церкви Вознесения Господня. Этот храм прекрасно виден поблизости от речного берега. Несколько труднее рассмотреть звонницу, она виднеется с южной стороны. Приведем еще одно фото после названия раздела, с меньшей высоты.
Расположение и внешний вид
Своими тремя главами церковь великомученика Георгия Победоносца отличается от прочих строений, такая конфигурация встречается довольно редко. По канонам православия, три главы храма символизируют Святую Троицу. Главы установлены на теремной крыше типа Бочка, вытянутой с севера на юг. В непосредственной близости расположены и другие деревянные строения, до них не более 200 метров.
Расположены названные объекты в линию с запада на восток, параллельно руслу реки Жужа. Это уже описанные нашими обзорами Моховая башня Сумского острога и Проездные ворота Николо-Корельского монастыря, а также башня Братского острога из зоны затопления водохранилища знаменитой ГЭС. Ясно видимая дорога ведет к мосту, рядом с ним стоит мельница на реке Жуже.
Если на заглавной фотографии обзора церковь великомученика Георгия Победоносца показана с северо-запада, то на следующей приводится вид с юго-востока. Окружающая часть периметра здания галерея на высоких столбах отсюда не видна. Зато сам четверик основного объема просматривается хорошо, видна и алтарная апсида с восточной стороны.
Поражают размеры бревенчатого сруба, даже не в абсолютных цифрах. Визуально различимо, что друг на друга уложено более трех десятков венцов из скрепленных древесных стволов. Сборка строения на новом месте, с помощью современной техники относительно проста, но древние северяне делали все операции только руками и веревками.
При всей разнице в оснащении строителей, правила устройства деревянного здания соблюдены досконально. Это хорошо видно по ближнему плану фундамента и первых бревенчатых венцов. Отмостка и фундамент выполнены из крупных речных валунов, обкатанных течением. Бревна нижнего венца опираются на выступающие камни, изолированные берестой.
Образующиеся отверстия (продухи) оставлялись намеренно, для вентиляции пространства под настилом пола. Березовой берестой проложены и швы между бревнами, в дополнение к уплотнению из мха или пакли. Древесина старых бревен местами пришла в негодность, поэтому частично заменена на новую.
Церковь великомученика Георгия Победоносца – первый этаж
Входное крыльцо нижнего этажа (подклета) хорошо видно на заглавном фото статьи, оно – с западной стороны храма, под лестницей на второй этаж. Обрамления дверного проема вытесаны из цельных бревен, как это было принято на Севере. Внутри просматриваются подсвеченные информационные стенды различного содержания.
На левом экране видна часть крупного снимка внешнего вида храма в окружении деревьев, при ясной солнечной погоде. Центральный показывает проведение какого-то торжественного мероприятия или праздника, фоном происходящему служит воссозданная церковь великомученика Георгия Победоносца. Дальнее изображение показывает вид внутреннего помещения.
Следующая фотография сделана уже изнутри подклета, при довольно скудном освещении. Более яркий свет затруднил бы восприятие оформления помещения, основанного на изображениях с внутренней подсветкой. Здесь также применены коробчатые подсвеченные экраны с красочными изображениями. Крупный вид на пятигранную алтарную апсиду соседствует с рисунками исторической тематики.
Сосновые бревна крупного диаметра в подклете оставлены без какой-либо обработки. Внутренняя часть дверного проема отделана деталями несколько более живописными, чем наружная. Массивная распашная дверь надежно удерживается металлическими петлями с длинными крепежными планками.
Следующий вид практически завершает круговой показ помещения нижнего яруса. Мы вернулись к экрану с изображение, виденным в начале посещения. Здесь оно видно полностью, понятно, что это церковь великомученика Георгия Победоносца с западной стороны. Запечатлена она на этапе незавершенного строительства, еще без галереи на опорах и лестницы на второй этаж.
Оставить запечатленным сам процесс обратной сборки вывезенного с Севера здания – правильный шаг устроителей экспозиции деревянного зодчества. Церковь великомученика Георгия Победоносца ввиду немногочисленности собственного убранства представляет технологию этой сложной работы. Использованную на всех здешних строениях, уже перечисленных в обзоре.
Лестница и помещения второго яруса
Укрытая навесом деревянная лестница из двух пролетов с промежуточной площадкой на повороте ведет на второй ярус храма. Выполнена она полностью заново, применения привезенных старых конструкций было сочтено небезопасным. Использованы цельные балки из древесных стволов, а также брусья и толстые доски.
Почти все элементы подъемного строения оставлены без каких-либо декоративных деталей. Исключением являются только опорные стойки навеса, которым придана фигурная форма с переменными сечениями по высоте. Лестница получилась предельно простой и исключительно надежной, именно такие способны служить долгие годы.
На втором ярусе вход в помещение выполнен из галереи, поэтому после лестницы следует небольшой вестибюль. Стена самого помещения оборудована окошками, которые в сочетании с окнами галереи обеспечивают некоторую естественную освещенность. Оконные переплеты выполнены на старинный манер, с квадратными решетками из металлического литья.
Для остекления окошек применено полученное особым способом стекло, имитирующее слюдяные пластины. Именно так стеклили окна в древности, в пору, когда листовое стекло еще не производилось. Делать слюдяные пластинки возможно и сейчас, но это нецелесообразно из-за их низкой прочности и малой стойкости.
Наверху бросается в глаза, что в отличии от подклета поверхность бревен здесь стесана почти до плоскости. Это уже не бревна, а плоский лафет, приближающийся к брусу. Полы настланы из толстых досок, как обыкновенно и было в деревянных сельских церквях. Экспозиция устроена из витрин различного типа, видных через дверной проем.
Три первых слева предмета выставки – даже не витрины, а плоские стенды из органического стекла на оригинальных подставках. Помещенная в них иллюстрированная текстовая информация – явно исторического характера. Стенды рассказывают об истории деревянного зодчества и конструктивных особенностях зданий. Объемная витрина содержит древние находки, также преимущественно деревянные.
Подробности экспозиции
Между двумя одинаковыми витринами, об одной из которых уже сказано, расположено алтарное пространство пятигранной формы. Это соответствует виденной прежде алтарной апсиде – пристрою с восточной стороны церкви. В храме из-за долгого периода запустения не сохранилось почти ничего из внутреннего убранства.
В отсутствие иконостаса алтарное пространство ограждено символической преградой, ведь доступ туда кому-либо, кроме священнослужителей, запрещен. Хотя не совсем понятно следование канонам в недействующем храме, каковым является церковь великомученика Георгия Победоносца. На пюпитре размещен или фрагмент росписи, или ее современное воссоздание. Во второй витрине — экспонаты, аналогичные первой.
Следующая фотография представляет устройство потолочного перекрытия в наосе, основном объеме храма. Выполнен он оригинальным образом, образует ребристую поверхность в продольном направлении. Учитывая наличие за перекрытием надстройки кровли, такое исполнение можно трактовать как украшение.
Потолок состоит из продольных балок, служащих опорой для поперечно уложенных коротких обрезков досок. На этой деревянной конструкции несколько неожиданно видеть ажурную люстру из бронзы или другого медного сплава, подвешенную к потолку на металлических цепях. Откуда такую красоту получила церковь великомученика Георгия Победоносца, нам неведомо.
Отдельные экспонаты и общий вид
Небольшой стенд содержит под прозрачным укрытием отдельные инструменты и изделия арсенала плотников. Видимо, предметы оставлены намеренно, как вещественные свидетельства работы восстановивших церковь великомученика Георгия Победоносца. Без пояснительных надписей к экспонируемым вещам, понятно здесь не все.
Легко узнаваем, пожалуй, только рубанок для строгания деревянных поверхностей да гвозди, размеры которых непривычно велики. Бурав для сверления отверстий в древесине с поперечной ручкой для вращения полностью понятен, как и сверло с упором для давления и изогнутой ручкой, чтобы вращать. Есть и не вполне ясного назначения заготовки.
Подобное мансарде по внутреннему облику помещение расположено, видимо, под наклонной кровлей периферийной части и является подсобным по назначению. Здесь достаточно светло за счет наличия нескольких окон, под которыми установлена лавка во всю длину стены. Здесь ли работали художники-реставраторы церковной живописи, утверждать не будем.
Однако именно здесь почему-то расположены их работы, хотя место для обозрения однозначно не самое удачное. Известно, что воссозданы по древним фрагментам образы авторов версий Евангелия, святых Марка. Луки, Матфея и Иоанна, выполненные учениками почившего в 2017 году Ильи Глазунова.
Наше впечатление таково, что церковь великомученика Георгия Победоносца – самое крупное и оригинальное деревянное строение из формирующегося в Коломенском собрания русского зодчества. Показавшаяся незавершенной работа по внутреннему обустройству и оформлению интерьеров храма вполне может быть продолжена.
При этом двойственное впечатление от храма оставляет большие надежды на то, что церковь великомученика Георгия Победоносца непременно преобразится в ближайшем будущем. Она и сейчас интересна для посещения, а ко времени вашего путешествия может еще намного похорошеть.
Внешний облик храма, запечатленный в лучах заходящего солнца, за стеной густой растительности, очень оригинален и красочен. По конструкции купола схожие строения есть только во дворце царя Алексея Михайловича в Коломенском, который также непременно нужно посетить.