Петерскирхе, или церковь Святого Петра, построена на месте сгоревшего храма, заложенного лично Карлом Великим в Вениаме – средневековом предшественнике Вены. Это культовое строение тоже не было первым, сначала здесь располагалась церковь IV века, перестроенная из римской казармы поселения Виндебоны.
Римляне обосновались здесь еще при Марке Аврелии, почитаемом венцами как основатель города. Свой нынешний облик церковь Святого Петра обрела в 1733 году, после более чем 30 лет строительства храма, заложенного по приказу императора Леопольда Первого.
Компактное строение имеет оригинальный внешний вид за счет двух колоколен, размещенных рядом с главным фасадом. Медные листы куполов из-за окисления поверхности металла приобрели привлекательный изумрудный оттенок, что выделяет церковь Святого Петра среди окружающих строений. Главное здание украшено балконом, под которым помещены часы. Колокольни на первых двух ярусах имеют ниши со скульптурами, на третьих размещены звонницы.
Проектировал церковь Святого Петра архитектор Габриэль Монтани, он же руководил строительством фундамента. Возведением храма руководил Лукас фон Хильдебрандт, бывший военный инженер армии принца и генералиссимуса Евгения Савойского. Им построено несколько дворцов в городах Европы для своего бывшего командующего и других важных персон, ряд церквей.
Алтарная апсида и ее детали
Стесненность окружающими зданиями помешала канонической ориентации алтарной апсиды, вместо востока она смотрит на северо-восток. Большим нарушением это не считалось, образец для подражания – собор Святого Петра в Ватикане апсидой обращен даже на запад по сходной причине.
У туристов популярны конные поездки по пешеходной части Вены, возницы ухитряются в такой тесноте показать целиком церковь Святого Петра. При объезде доступна для обозрения однотонная фреска, похожая на старинную гравюру, на северной части апсиды. На ней изображена сцена основания храма Карлом Великим, перерисованная с гравюры Р. Вейрса.
Подборка снимков позволяет рассмотреть алтарную апсиду и целиком, и в деталях оформления. Скульптуры в нишах, флюгер в виде петушка на крыше, накладные пилястры с ионическими капителями смотрятся достаточно скромно, хотя некоторые выполнены известными художниками того времени. Фигуры Святых Петра и Михаила, например, выполнил известный скульптор Лоренцо Маттиелли, придворный ваятель императора Карла VI.
Церковь Святого Петра от входа до интерьера
Наиболее красочной деталью наружного оформления, которой церковь Святого Петра встречает своих прихожан и посетителей, является главный вход в храм. Крупными буквами над проходом воспроизведен текст обета императора Леопольда Первого с обещанием построить церковь Святого Петра после прекращения чумной эпидемии.
Верх фронтона украшен скульптурной группой, посвященной Деве Марии. Выполнено произведение скульптором Андреа Альтомонте, сыном известного художника, чьи работы можно видеть во внутреннем оформлении. Эти статуи отлиты не из бронзы, а из гартблея –свинца, твердого за счет примесей, обладающего хорошими литейными свойствами.
Овальный зал, очертаниями которого церковь Святого Петра в Вене схожа со своим римским прототипом, имеет все традиционные атрибуты католического храма. Алтарь, сконструированный архитектором Антонио Галли-Бибьеном, расположен в глубокой нише. Стена пресвитерия украшена двумя парами колонн, с портиков на них несколько взмывающих вверх ангелов образуют выразительную скульптурную группу.
Между колоннами — центральная роспись храма, посвященная исцелению парализованного святыми Петром и Иоанном. Написал масштабное полотно художник Мартино Альтомонте, отец автора скульптур над входом в церковь Святого Петра. Ниже помещена картина гораздо меньшего размера – Непорочное Зачатие, выполненная Леопольдом Купельвизером, известным мастером религиозной живописи.
Пространство зала вмещает скамьи для прихожан, расставленные рядами по сторонам центрального прохода. Выразительно выглядит верхняя часть помещения, несколько сужающихся овальных ярусов снабжены оконными проемами различной формы.
Справа и слева от алтаря – еще несколько крупных и небольших полотен религиозного содержания, написанных известными живописцами. Ближе к алтарю картины помещены в арочные ниши за клиросом и кафедрой, далее – в промежутках между декоративными колоннами боковых престолов.
Искусно выполненное обрамление полотен, обилие статуй и позолоты создает впечатление дворцовой роскоши.
Другие украшения церкви
В верхней части овального зала устроено несколько балконов с балюстрадами в форме волн. Балкон над входом, напротив алтаря, использован для размещения органа, которым церковь Святого Петра славится на всю Вену, и не только. В храме проводятся бесплатные концерты органной музыки, днем по будням и вечером по выходным. Разнообразный репертуар можно узнать на сайте церкви и из объявлений при входе.
Еще одной своей составляющей славится церковь Святого Петра в Вене, это ее овальный купол и его чудесная роспись. Тема рисунка – Успение Девы Марии, выполнен он известным мастером барокко Йоханом-Михаэлем Роттмайром. Его же роспись можно видеть в другой венской церкви – Святого Карла Борромео (Карлскирхе). Особенностью изображения в Петерскирхе является изображение птицы в малом овале, часто вызывающее возвышенные мысли.
Обилие искусной, поистине виртуозной резьбы также отличает церковь Святого Петра от многих других храмов. Особенно представительна в этом плане епископская кафедра, выполненная похожей на театральную ложу, но с шикарным балдахином, украшенных изображением Святой Троицы и ангелов. Автор этой жемчужины храма – Штейнль, один из малоизвестных в России мастеров, создавших австрийское барокко, сравнимое по красоте с итальянским.
Найти церковь Святого Петра легко, даже без путеводителя или карты. Надо выйти на короткую и широкую улицу Грабен, которую укажет любой прохожий без переводчика. На этой пешеходной территории, ранее бывшей площадью, расположены многие достопримечательности, также достойные внимания гостей австрийской столицы.