Единственный в России музей Герцена, расположенный в переулке Сивцев Вражек, хронологически достоверно рассказывает обо всех этапах жизни и деятельности Александра Ивановича, его родне и современниках.
Московский музей Герцена находится в доме, который кроме трехлетнего проживания великого мыслителя, упоминался в художественной литературе. Известный дуэт сатириков определил это здание – студенческое общежитие временным убежищем своих героев. Однако нам интересны не воспоминания о мебельных кладоискателях Бендере и Воробьянинове, а реальная жизнь исторического персонажа, подлинного отца русской демократии, в отличие от бутафорского Ипполита Матвеевича.
Родился будущий революционер – демократ в 1812 году вне брака, фамилию придумал его отец, представитель древнего рода, зажиточный купец Яковлев. В ней заложен смысл, что это сын сердца, от немецкого Herz. Мировоззрения Герцена менялись во времени, от детского восхищения героикой войны 1812 года до сочувствия декабристам, осознания причин их протеста. Свободомыслие пришло уже в студенческие годы, выразилось в создании кружка единомышленников и привело к ссылке в провинцию в возрасте 22 лет.
После шестилетней ссылки, еще столько же Герцен прожил в России, затем с 1847 года жил и умер за пределами страны. Создавался музей Герцена с затруднениями, связанными со сбором экспонатов и комплектованием экспозиции. Документы и произведения искусства в нем подлинные, мебель же подобрана из аналогов той эпохи.
Экскурсия в музей Герцена. Детство и юность
Внебрачное происхождение не отразилось на воспитании ребенка, Александр получил хорошее домашнее образование и поступил в Московский университет. Учился он на физико-математическом отделении, был удостоен серебряной медали. Происхождению рода Яковлевых, общего для Герцена и его жены – двоюродной сестры, посвящена первая экспозиция. Красочные канделябры на постаментах – лишь иллюстрация старинных вкусов.
На типовом стенде музей Герцена представляет исторические документы, рассказывающие о старинном семействе. На стене в рамке – родословная и герб, по бокам – портреты родителей. Луизу Ивановну Гааг и Александра Алексеевича Яковлева изобразил крепостной художник Летунов, музей Герцена выставляет копии, сделанные дочерью писателя. Летунов проживал в доме дяди Герцена, в детстве учил Александра рисовать.
Детскому периоду жизни Герцена посвящена экспозиция, содержащая две витрины с книгами, стенды и различные изображения. Здесь собраны литературные произведения, которые произвели на него наибольшее впечатление при формировании характера и воззрений. Выделяется синим фоном портрет Пушкина, рядом одно из ранних изданий Евгения Онегина, любимой книги Герцена, по его собственным словам.
Изображения на стене показывают два исторических события, сыгравшие определяющую роль в формировании отношения Герцена к российской действительности. Полководцы Отечественной войны с Наполеоном, батальные сюжеты подтверждают глубокий патриотизм детских лет. Сцены выступления на Сенатской площади и силуэты нескольких декабристов отражают зарождение протестных настроений, направленности на изменение существующего строя.
Учеба и ссылка
Экспонаты, показывающие период учебы в университете, собраны в условной Студенческой комнате, которой музей Герцена обзавелся к 200-летию Александра Ивановича. Портреты закадычных друзей – Герцена и Огарева в молодости, размещенные на мольбертах, встречают входящих в помещение. На столе несколько раскрытых книг, читанных ими в студенческие годы, бутыль из темного стекла и два бокала.
На стенах музей Герцена разместил виды любимых мест прогулок на Воробьевых горах, портреты товарищей по обучению и преподавателей. Возле голубого торшера – портрет жены Герцена, Наталь Александровны Захарьиной. Она была двоюродной сестрой писателя, дочерью его дяди, тоже внебрачной. Фамилию получила в честь древнего рода, от которого пошли и Яковлевы, и Романовы. Отношения будущих супругов в детстве и юности были чисто дружескими, лишь позднее пришли иные чувства.
Следующей экспозицией музей Герцена рассказывает о периоде политической ссылки, которая была назначена Александру Ивановичу за организацию кружка противников самодержавия и крепостного права. Сначала местом поселения была избрана Пермь, затем произошел перевод во Владимир. Над стендами с произведениями и документами тех лет – виды городов принудительного проживания. Представлены сведения о занятиях Герцена в период ссылки, когда он состоял мелким чиновником.
На розовом фоне в центре – портрет юного Герцена, выполненный художником Витбергом. Он был выслан невесте из ссылки, как предложение руки и сердца. Влюбленные не ждали истечения наказания, бракосочетание состоялось во Владимире. Брак получился и счастливым, и трагичным до предела, имели место и измена жены, и примирение. Были смерти нескольких новорожденных, гибель в кораблекрушении матери Герцена и его сына Николая.
Воссоздание семейных комнат
Музей Герцена попытался разнообразить выставочные витрины и стенды видами интерьеров реальных комнат. В зеленых тонах показан кабинет, от обоев и обивки мебели до потолочной люстры и настольного светильника. Меблировка подобрана из изделий, бытовавших в ту пору в домах русских интеллигентов. Две нагревательных поверхности печей по углам, книжный шкаф и мягкий гарнитур дополняются картинами и приметными вещицами.
Возле двери висят часы, совмещенные с метеорологическими приборами, на секретере – часы с отсутствующим циферблатом (временно находится на реставраци). На откинутой столешнице личные вещи Герцена, в том числе печать с бюстом Шиллера вместо ручки, колокольчик для вызова слуги, силуэт друга – Огарева. Выше размещен портрет жены Герцена, выполненный художником Карлом Рейхелем в 1842 году, работы этого живописца имеются в Третьяковке и Русском музее. Неизвестен автор живописного пейзажа, висящего над заполненным томами книжным шкафом.
Второй комнатой, которую представляет музей Герцена, закономерно выступает гостиная, обычная в подобном жилье. Мебельный гарнитур очень похож на предыдущий, даже обивка такая же, в диссонанс с бордовыми в полоску обоями. Закрытый сервант украшен стильной вазой, по сторонам размещены мужской и женский портреты.
Автором работ предположительно был художник Иоганн Барду, изображены на них отец Герцена Иван Алексеевич Яковлев и его сестра. В овальной раме над диваном – портрет Александра Алексеевича Яковлева, дяди писателя и отца его жены. Он был видным чиновником генеральского статуса – обер-прокурором Святейшего синода, высшего после императора церковного органа после отмены патриаршества Петром Великим.
Свидетельства российской истории
Одной из выставок исторического плана музей Герцена повествует о его литературной работе. Застекленный стенд содержит первые издания произведений, некоторые с пометками и дарственными надписями. Что характерно, зная о полицейской слежке за своими знакомыми, Герцен старался не указывать адресата подарков, чтобы не навлечь на людей неприятностей.
Витрина возле смежной стены рассказывает о литературной жизни страны во времена Герцена. Помещены портреты писателей той поры, выделяется характерным обликом Николай Васильевич Гоголь. Виды тогдашней Москвы, макет одного из храмов, интересные панорамные городские пейзажи дополняют литературную экспозицию.
Две серии изображений на смежных стенах следующей экспозиции словно противопоставляются друг другу, и это верное впечатление. Слева размещены портреты литераторов, в разное время подвергавшихся преследованиям за свои политические воззрения. Возглавляет галерею выполненный в профиль портрет Герцена, исполненный художником Пановым. Эта работа считается одним из лучших его произведений. Большинство посетителей без труда узнают и остальных изображенных.
Напротив портретов преследуемых представлены рисунки зданий, где размещались органы политического сыска. Здесь же портреты гонителей прогресса, главный из подобных персонажей – Александр Христофорович Бенкендорф. Участник войны с Наполеоном, граф и генерал, он был преданным слугой правящего режима. Возглавляя третье отделение императорской канцелярии, имея в подчинении подразделения жандармерии, Бенкендорф организовал систему подавления инакомыслия.
Жизнь Герцена за границей
Практически половина сознательной жизни Герцена проходила за границей, он покинул Россию в 1847 году и проживал в основном в Париже и Лондоне. Во Франции он стал участником буржуазной революции и свидетелем ее поражения. Разрабатывал теорию крестьянского социализма уже в Англии, где основал Вольную русскую типографию. Издаваемые альманах Полярная звезда и газета Колокол распространялись в России нелегально, формируя прогрессивное мировоззрение и пропагандируя свержение самодержавия.
Кабинет Герцена в издательстве Трюбнера, где печатались упомянутые издания, воссоздан при помощи зарубежных музейных организаций. Разнообразно оформленный зал, кроме рабочего стола и шкафов с книгами, содержит целый ряд интересных экспонатов. Среди них бюст Герцена работы скульптора Грасса, аллегорическая картина Боголюбова – Апофеоз Полярной звезды и Колокола. Разнообразны описания мест пребывания Герцена за границей.
Уже виденные на общем снимке помещения экспонаты, представляющие места пребывания Герцена, представлены и в приближении. Городские виды помещены в металлические обрамления, имитирующие уличные вывески, даже внутренняя стена помещения оформлена как наружная, вплоть до осветительных фонарей.
Под размещение экспонатов музей Герцена использует и оконные проемы, в каждом из которых помещена отдельная экспозиция. В сочетании с рекламными указателями подсвеченные изнутри окна на фоне имитации наружной отделки здания выглядят вполне натурально, как осматриваемые прохожими окна.
Еще один фрагмент экспозиции включает как центральный элемент часть афишной тумбы. На фоне печатных листов и фотографий выписаны крылатые выражения Герцена и выдержки из его произведений. Правая стена имеет фоном размытые изображения зданий, на ней помещен живописный летний пейзаж.
По другую сторону тумбы расположен портрет Герцена, выполненный неизвестным художником. Зато известно, что нарисована картина с фотографии, выполненной Левицким на одном из заседаний. Задумчивую позу и внешнее сходство художник сохранил, ограничив изображение поясным портретом, хотя на фото сидящий Герцен – в полный рост, со скрещенными ногами.
Покидаем музей Герцена
Еще одна оконная экспозиция встречается при выходе, когда посетителями осмотрен весь музей Герцена. Среди рисунков и печатных изданий есть два предмета, напоминающих о семейной трагедии Герценых. Речь о гибели в кораблекрушении по пути в Ниццу 8-летнего сына Николая вместе с наставником и своей бабушкой по отцу. Швейцарский педагог Шпильман научил глухого от рождения мальчика говорить и писать, но погиб вместе с воспитанником.
На нижней полке здесь выставлен собственноручно сделанный Колей игольник. Который он подарил матери. Выше находится случайно найденная перчатка мальчика с запиской, написанной безутешной Натальей Александровной. Никого из погибших обнаружить не удалось, на обеих предметах рукой матери написана дата трагедии – 16 ноября 1851 года.
Сочувствуя драме семейства, не следует зацикливаться на самом печальном эпизоде в его существовании. Перечитайте 12 стульев, ведь Бендер по прибытии с Рязанского вокзала увидел особняк розовым. Помимо возможного изменения окраски при недавнем ремонте, это можно трактовать и как неточность Ильфа и Петрова, но предпочтительно — как счастливое предзнаменование.