Музыкальное сопровождение таких занятий возможно при помощи имеющегося рояля, есть и миниатюрная осветительная установка, укрепленная над диваном. При проведении репетиций Станиславский располагался на традиционном месте с краю дивана, возле небольшого столика.
Из деталей оформления заметными являются деревянная стенная обшивка части стены за диваном, а также облицованная белым кафелем отопительная печь, для театра не характерная, но необходимая для обеспечения комфортных условий.
Другим его любимым местом было красочное инкрустированное кресло, привезенное из поездки в Италию.
В музее Станиславского интерьер спальни воспроизводит обстановку, сформировавшуюся в последний период творческой деятельности великого режиссера. Для продолжения занятий с актерами при ухудшениях здоровья, затрудняющих переход и нахождение в кабинете, здесь созданы аналогичные условия.
Возле кровати — такие же кресла и столик, как в кабинете. Здесь же второй рабочий стол Станиславского с широкой столешницей на массивных ножках, снабженный выдвижными ящиками для бумаг. На столе стоит его пишущая машинка и принадлежности для работы.
Остальные помещения квартиры
Семейная столовая явно не рассчитана на прием большого числа гостей, обставлена без особых изысков, только минимально необходимой мебелью, Белоснежная скатерть, которой заселена столешница, свидетельствует о привычной опрятности домочадцев. Традиционно узкий круг обедающих обозначен количеством расставленных тарелок.
Единственное украшение помещения столовой – размещенные по бокам от деревянного шкафа со сплошными дверцами портреты родителей Константина Сергеевича. Станиславский – Алексеев всегда сохранял благодарность к воспитавшим и вырастившим его людям.
Отец его занимался изготовлением золотошвейной канители – тончайшей проволоки из драгоценного металла. Именно семейный достаток позволил Константину получить достойное образование, занимаясь с лучшими педагогами того времени.
Спальня Марии Петровны Лилиной, супруги Станиславского, обставлена со вкусом и выдает присутствие в помещении артистической натуры. Традиционная божница оборудована в Красном углу спальни с красочными образами святых угодников.
Предмет меблировки в простенке между окнами сочетает в себе письменный стол и туалетный столик тщательно следящей за своей внешностью актрисы Малого театра.
Возле высокой спинки кровати стоит прикроватная тумбочка с фотографией, заметны снятые очки, очевидно используемые для чтения. Интерьер дополняется мягкими диваном и креслом с журнальным столиком между ними, несколькими картинами на стене, расписными вазой и блюдом на приставном столе.
Нечто среднее между артистической уборной и гардеробной барышни предстает в другой комнате Марии Петровны. Здесь посетители видят один из артистических нарядов на изящной вешалке, миниатюрный столик с овальным зеркалом и низкий стульчик.
Другие наряды скрыты за шторками, которыми завешаны стекла дверок трехстворчатого шкафа.
Фотографические портреты хозяйки, развешанные на стенах комнаты, показывают актрису в сценических нарядах при исполнении различных ролей в театральных спектаклях.
Потолки в комнатах Лилиной заметно ниже, чем в других помещениях, из-за своеобразия уже описанной конструкции здания.
Образовавшийся третий (с учетом цоколя) этаж особняка вмещает еще несколько помещений. В одном из них воссоздана декорация семейного театра Алексеевых, где молодой Костя впервые пробовал себя в актерском качестве.
Из натуральных материалов сооружен флигель деревянного дома, на фоне которого разворачивается действие самодеятельного спектакля.
Как элементы декораций использованы также массивный сундук и небольшой столик с разложенными бумагами, плетеная из прутьев скамейка.
В дверном проеме можно видеть вешалку со сценическим костюмом одного из персонажей, другие можно разглядеть в окне с открытыми створками.
Следующая экспозиция посвящена постановке спектакля Дни Турбиных по пьесе Михаила Булгакова. Большой портрет известного писателя, вскоре после премьерных показов попавшего в немилость к большевистским властям, является центром вместе с зеленым абажуром настольного светильника на цветастой скатерти.
Сохранены в музее Станиславского некоторые элементы декораций этого спектакля – высокая вешалка с офицерской шинелью и фуражкой, набор стульев вокруг круглого стола, гитара на одном из них.
Музей Станиславского ценен своей высокой информативностью и наличием в экспозиции исключительно подлинных предметов. Здесь можно полностью погрузиться в атмосферу жизни великого режиссера и теоретика театра, сыгравшего огромную роль в развитии этого вида искусства. Интересна и конструкция здания, особенно древнее основание в виде палат, на котором базируется часть здания.
Я небольшой поклонник музеев, но к театру давно не равнодушен. И такая культовая личность для любого театрала, как Станиславский, конечно же вызывает интерес. Пожалуй, в этот музей я бы все же сходил, буду иметь в виду при очередном посещении златоглавой.
Я читала кое-какие книги Станиславского, потому что люблю театр и очень уважаю этого режиссера, писателя, актера, учителя и реформатора театра. Поэтому когда однажды выдалась возможность побывать в его доме-музее, я охотно это сделала. Помещения старинные, мебель старинная, но мне хотелось присесть на диван в комнате для репетиций и услышать звуки рояля. Комнаты небольшие по размерам, иногда казались очень скромными, но чаще, наоборот, роскошными. В общем, музей красивейший и самое примечательное в нем — сохранение духа того времени.
Мы случайно попали в этом музее на репетицию какого-то спектакля. Столько энергии, столько эмоций.