Галерея компьютерной эволюции – новое познавательное учреждение Москвы, позволяющее ознакомиться с развитием информационных технологий. История появления цифр и механизации счетных операций, появления первых ЭВМ и преобразования их в современные компьютеры представлена в залах музея.
Выставленные подлинные образцы устройств, фильмы на соответствующую тематику, а также возможность реального опробования игр и компьютеров.
Доступность и доходчивость изложения материала экскурсоводами, информативность киноматериалов делают экспозицию интересной для всех. Младшие школьники и студенты, их родители и люди старшего возраста найдут здесь много интересного.
Концепция экспозиции
Галерея компьютерной эволюции открыта в бывшем ангаре и располагает объемным просторным помещением. Сводчатый потолок с изобретательно выполненной подсветкой как бы направляет внимание на выставленные экспонаты в витринах, образующих настоящую галерею; оригинальные светильники – постаменты с образцами компьютерной техники усиливают иллюзию художественной экспозиции.
Собственно компьютерами галерея далеко не ограничивается; здесь представлены экспонаты, иллюстрирующие развитие смежных дисциплин и направлений:
- счетные приспособления и механизмы для проведения математических операций;
- устройства для записи и воспроизведения звуков и изображений различных времен и конструкций, включая носители данной информации;
- средства связи различного устройства, развлекательные и познавательные игры.
В экспозиционных витринах можно увидеть детали схем приемных и передающих устройств: радиолампы различного размера и устройства, конденсаторы, тиристоры и транзисторы поодиночке и в сборе, на монтажных платах.
Подробные пояснения помогут понять предназначение деталей тем, кто их видит впервые или хорошо забыл.
Механизация вычислений
Счетные приспособления представлены в широком ассортименте, от палочек и счет разной конструкции до логарифмической линейки и арифмометров. Понятие логарифма введено шотландцем Непером в начале XVII века, он же составил первые логарифмические таблицы. Действия с логарифмами чисел позволили заменить умножение и деление на более простые операции сложения и вычитания. На основе таблиц английский священник Отред изобрел логарифмическую линейку, используемую вплоть до 70-х годов прошлого века.
Те же принципы лежали в основе работы арифмометров – вычислителей с ручным приводом; первый такой механизм создал швед, механик Однер (российский подданный). Многие помнят распространенный арифмометр Феликс, незаменимый для бухгалтерских и других расчетов. Малый карманный арифмометр оригинальной конструкции представлен в экспозиции галереи компьютерной эволюции.
Значительным усовершенствованием аналитических машин было использование перфолент и перфокарт, заимствованных из текстильной промышленности.
Программирование узоров на ткани изобрел француз Жаккар; ткацкий станок его конструкции воспроизводил сложные узоры автоматически, заменяя ручную работу ткачей. Использование перфокарт в расчетах предложил английский математик Бэббридж; практическое применение осуществила его последовательница, дочь Байрона – Ада Лавлейс, которую называют первым компьютерным программистом.
Дальнейшее развитие компьютерной техники базировалось на двоичном коде, используя цифры 0 и 1; для электрических схем это означало положения выключено и включено. Цифры двоичного исчисления выражаются в символах двоичного (сочетаниях 0 и 1), называемых битами. Тактовый генератор выдает электрические импульсы в схему, транзисторы включаются или выключаются, пропуская либо блокируя импульс. Таким образом осуществляются вычислительные операции современных компьютеров.
Миниатюризация компьютеров и другие устройства
Американский математик и физик Джон Нейман, участвовавший в создании атомной и водородной бомб, внес огромный вклад и в создание ЭВМ. Им в 1945 году сформулирован принципиальный состав компонентов компьютера:
- вычислительное устройство для выполнения вычислений и логических действий;
- устройство управления программами;
- запоминающее устройство для хранения информации и программ;
- внешние устройства ввода и вывода информации.
Позднее появились процессоры, объединяющие вычислительное и управляющее устройства.
Первые ЭВМ, созданные для военных нужд, занимали целые комнаты; суммарный вес устройств достигал десятков тонн. Компьютер Пентагона, например, имел 27 тонн составляющих его компонентов. Изобретение транзисторов в 60-х годах прошлого века увеличило мощность компьютеров; решающим же было изобретение микросхем. Со снижением стоимости кремниевых элементов в 80-х годах началась эра персональных компьютеров.
Гораздо проще, чем создание многофункциональных устройств широкого применения, было создание локально ориентированных изделий. Появились электронные игры, снискавшие большую популярность; причем увлекались новинками не только дети. Примеры таких игровых устройств имеются в витринах; в демонстрационном зале их можно опробовать реально. Игрушки имели часть компонентов компьютера.
Игры с фиксированным сюжетом сменились на игровые приставки, позволяющие использовать сменные носители. Игровым полем мог быть экран телевизора, монитор компьютера или специальный проектор.
Носители использовались магнитные, оптические и иные; появилась возможность использовать игры из интернета. Сейчас обладатели любых устройств с доступом в интернет может заменить игровую приставку, что поубавило популярности простых игровых приставок.
Микросхемы использовались не только в компьютерах, но и в средствах связи. Их разнообразие и изменение во времени демонстрируют экспонаты галереи. Устройства двухсторонней радиосвязи для полноценных переговоров; пейджеры для приема сообщений, передаваемых через базовую станцию в текстовом виде; радиотелефоны и современные мобильные телефоны, ставшие уже привычными, вошли в повседневный обиход.
Смартфоны и планшеты приближены по функциям к персональному компьютеру, и разница продолжает уменьшаться.
Персональные компьютеры и не только
Галерея компьютерной эволюции полностью оправдывает свое название. Экспозиция представляет изменения компонентов электронных устройств, демонстрируя экспонаты по годам выпуска. Здесь не только составляющие компоненты компьютеров; выставлены изделия различного назначения, имеющие общие основы.
Кроме хронологической последовательности, используется и принцип экспозиции по функциональному назначению. Серверное оборудование, носители информации, персональные компьютеры, процессоры и другие устройства представлены во всем многообразии. Отдельная секция выставочной витрины представляет разновидности ноутбуков – наиболее компактных персональных компьютеров. У них вся начинка размещена под клавиатурой, а монитор является откидной крышкой образующейся папки.
На подставках, одновременно служащих осветительными приборами, представлены самые объемные экспонаты галереи. В частности, привлекает внимание один из первых ноутбуков фирмы Тошиба, созданный в начале 90-х годов прошлого века. Площадь корпуса устройства намного больше нынешних аналогов; монитор складывается на клавиатуру, в остальной части корпуса размещены электронные блоки, нуждающиеся в усиленной вентиляции.
Типичный персональный компьютер состоял из соединенных проводами системного блока, монитора и клавиатуры; управляющее устройство (мышь) присоединялось также проводом либо радиоканалом. Первичное расположение монитора на системном блоке не прижилось; вертикальный блок обеспечивал лучшую вентиляцию для охлаждения содержимого. К тому же его можно расположить отдельно, не загромождая рабочее место.
Мониторы персональных компьютеров сначала были весьма громоздкими, повторяя форму телевизионных приемников; технический прогресс превратил их в практически плоскую пластину экрана на подставке. Дизайнеры ПК получили возможность совмещения монитора с системным блоком в едином корпусе. Такие устройства также представлены в галерее компьютерной эволюции. Менее других компонентов изменялась клавиатура – в ней мало что можно поменять.
Печатающие устройства, позволяющие получать результаты компьютерной работы в бумажном варианте (принтеры) появились в начале 80-х годов. Первыми были матричные принтеры, использующие красящую ленту и ударные стержни (печатающие иглы); они по принципу действия походили на пишущие машинки.
Струйные принтеры печатают специальными чернилами, подаваемыми из картриджей через сопла печатных головок. Лазерные принтеры используют одноименное устройство и дают типографское качество печати.
Еще более четкие изображения получаются на сублимационном принтере, переносящем краску в испаренном состоянии.
Предметы старины (не глубокой)
Отдельное помещение галереи компьютерной эволюции занимают ушедшие в прошлое системы хранения информации. Проигрыватели граммофонных пластинок и сами виниловые диски, катушечные и кассетные магнитофоны представлены многими моделями, большая часть из них находится в работоспособном состоянии. Завершают экспозицию проигрыватели лазерных дисков, используемые до наших дней.
Катушечные магнитофоны – самые габаритные из демонстрируемых экспонатов; молодому поколению они практически незнакомы. Громоздкость и низкая стойкость катушек и особенно магнитных лент обусловила недолгое существование таких устройств.
Кассетные магнитофоны были практичнее, но и они использовались сравнительно недолго, уступив место более современным и практичным проигрывателям дисков.
Посетителям галереи
Галерея компьютерной эволюции собрала и демонстрирует подлинные устройства прошедшего времени. Наглядность экспонатов обеспечивается возможностью испытания устройств в действии; люди в возрасте вспоминают молодость, а молодежь получает представление о техническом уровне ушедших лет. Экскурсия познавательна и полезна посетителям разного возраста.
Можно уверенно рекомендовать посещение галереи компьютерной эволюции всем любителям истории, просто любознательным людям всех возрастов, профессий и интересов. Быстротекущее время удаляет из поля зрения ранее привычные устройства; только здесь можно их увидеть и испытать в реальном применении.
Была с классом сына на этой экскурсии. Очень интересно! Рассказали о развитии о развитии компьютерной техники, все показали, дали поиграть. Детишки в восторге! Да и взрослым тоже понравится. Правда, добираться не очень удобно, как мне показалось.