Галерея компьютерной эволюции

Погода Nizhniye Kotly

ясно

9 °C
Ветер
5.06м/с
Давление
769 мм рт. ст.
Влажность
65 %

Галерея компьютерной эволюции – новое познавательное учреждение Москвы, позволяющее ознакомиться с развитием информационных технологий. История появления цифр и механизации счетных операций, появления первых ЭВМ и преобразования их в современные компьютеры представлена в залах музея.

Выставленные подлинные образцы устройств, фильмы на соответствующую тематику, а также возможность реального опробования игр и компьютеров.

Доступность и доходчивость изложения материала экскурсоводами, информативность киноматериалов делают экспозицию интересной для всех. Младшие школьники и студенты, их родители и люди старшего возраста найдут здесь много интересного.

Концепция экспозиции

Галерея компьютерной эволюции открыта в бывшем ангаре и располагает объемным просторным помещением. Сводчатый потолок с  изобретательно выполненной подсветкой как бы направляет внимание на выставленные экспонаты в витринах, образующих настоящую галерею; оригинальные светильники – постаменты с образцами компьютерной техники усиливают иллюзию художественной экспозиции.

Галерея компьютерной эволюции. Общий вид экспозиции.

Собственно компьютерами галерея далеко не ограничивается; здесь представлены экспонаты, иллюстрирующие развитие смежных дисциплин и направлений:

  • счетные приспособления и механизмы для проведения математических операций;
  • устройства для записи и воспроизведения звуков и изображений различных времен и конструкций, включая носители данной информации;
  • средства связи различного устройства, развлекательные и познавательные игры.

В экспозиционных витринах можно увидеть детали схем приемных и передающих устройств: радиолампы различного размера и устройства, конденсаторы, тиристоры и транзисторы поодиночке и в сборе, на монтажных платах.

Радиодетали в галерее компьютерной эволюции.

Подробные пояснения помогут понять предназначение деталей тем, кто их видит впервые или хорошо забыл.

Механизация вычислений

Счетные приспособления представлены в широком ассортименте, от палочек и счет разной конструкции до логарифмической линейки и арифмометров. Понятие логарифма введено шотландцем Непером в начале XVII века, он же составил первые логарифмические таблицы. Действия с логарифмами чисел позволили заменить умножение и деление на более простые операции сложения и вычитания. На основе таблиц английский священник Отред изобрел логарифмическую линейку, используемую вплоть до 70-х годов прошлого века.

Те же принципы лежали в основе работы арифмометров – вычислителей с ручным приводом; первый такой механизм создал швед, механик Однер (российский подданный). Многие помнят распространенный арифмометр Феликс, незаменимый для бухгалтерских и других расчетов. Малый карманный арифмометр оригинальной конструкции представлен в экспозиции галереи компьютерной эволюции.

Карманный арифмометр в галерее компьютерной эволюции.

Значительным усовершенствованием аналитических машин было использование перфолент и перфокарт, заимствованных из текстильной промышленности.

Галерея компьютерной эволюции. Перфокарты и табличка с пояснением.

Программирование узоров на ткани изобрел француз Жаккар; ткацкий станок его конструкции воспроизводил сложные узоры автоматически, заменяя ручную работу ткачей. Использование перфокарт в расчетах предложил английский математик Бэббридж; практическое применение осуществила его последовательница, дочь Байрона – Ада Лавлейс, которую называют первым компьютерным программистом.

Дальнейшее развитие компьютерной техники базировалось на двоичном коде, используя цифры 0 и 1; для электрических схем это означало положения выключено и включено. Цифры  двоичного исчисления выражаются в символах двоичного (сочетаниях 0 и 1), называемых битами. Тактовый генератор выдает электрические импульсы в схему, транзисторы включаются или выключаются, пропуская либо блокируя импульс. Таким образом осуществляются вычислительные операции современных компьютеров.

Миниатюризация компьютеров и другие устройства

Американский математик и физик Джон Нейман, участвовавший в создании атомной и водородной бомб, внес огромный вклад и в создание ЭВМ. Им в 1945 году сформулирован принципиальный состав компонентов компьютера:

  • вычислительное устройство для выполнения вычислений и логических действий;
  • устройство управления программами;
  • запоминающее устройство для хранения информации и программ;
  • внешние устройства ввода и вывода информации.

Позднее появились процессоры, объединяющие вычислительное и управляющее устройства.

Первые ЭВМ, созданные для военных нужд, занимали целые комнаты; суммарный вес устройств достигал десятков тонн. Компьютер Пентагона, например, имел 27 тонн составляющих его компонентов. Изобретение транзисторов в 60-х годах прошлого века  увеличило мощность компьютеров; решающим же было изобретение микросхем. Со снижением стоимости  кремниевых элементов в 80-х годах началась эра персональных компьютеров.

Гораздо проще, чем создание многофункциональных устройств широкого применения, было создание локально ориентированных изделий. Появились электронные игры, снискавшие большую популярность; причем увлекались новинками не только дети. Примеры таких игровых устройств имеются в витринах; в демонстрационном зале их можно опробовать реально. Игрушки имели часть компонентов компьютера.

Образцы первых игр в галерее компьютерной эволюции.

Игры с фиксированным сюжетом сменились на игровые приставки, позволяющие использовать сменные носители. Игровым полем мог быть экран телевизора, монитор компьютера или специальный проектор.

Витрина компонентов систем в галерее компьютерной эволюции.

Носители использовались магнитные, оптические и иные; появилась возможность использовать игры из интернета. Сейчас обладатели любых устройств с доступом в интернет может заменить игровую приставку, что поубавило популярности простых игровых приставок.

Галерея компьютерной эволюции напоминает об игровых приставках.

Микросхемы использовались не только в компьютерах, но и в средствах связи. Их разнообразие и изменение во времени демонстрируют экспонаты галереи. Устройства двухсторонней радиосвязи для полноценных переговоров; пейджеры для приема сообщений, передаваемых через базовую станцию в текстовом виде; радиотелефоны и современные мобильные телефоны, ставшие уже  привычными, вошли в повседневный обиход.

Устройства связи в галерее компьютерной эволюции.

Смартфоны и планшеты приближены по функциям к персональному компьютеру, и разница продолжает уменьшаться.

Персональные компьютеры и не только

Галерея компьютерной эволюции полностью оправдывает свое название. Экспозиция представляет изменения компонентов электронных устройств, демонстрируя экспонаты по годам выпуска. Здесь не только составляющие компоненты компьютеров; выставлены изделия различного назначения, имеющие общие основы.

Хронологическая витрина галереи компьютерной эволюции.

Кроме хронологической последовательности, используется и принцип экспозиции по функциональному назначению. Серверное оборудование, носители информации, персональные компьютеры, процессоры и другие устройства представлены во всем многообразии. Отдельная секция выставочной витрины представляет разновидности ноутбуков – наиболее компактных персональных компьютеров. У них вся начинка размещена под клавиатурой, а монитор является откидной крышкой образующейся папки.

Галерея компьютерной эволюции. Серверы, ноутбуки и другие устройства.

На подставках, одновременно служащих осветительными приборами, представлены самые объемные экспонаты галереи. В частности, привлекает внимание один из первых ноутбуков фирмы Тошиба, созданный в начале 90-х годов прошлого века. Площадь корпуса устройства намного больше нынешних аналогов; монитор складывается на клавиатуру, в остальной части корпуса размещены электронные блоки, нуждающиеся в усиленной вентиляции.

Один из первых ноутбуков, сохраненный в галерее компьютерной эволюции.

Типичный персональный компьютер состоял из соединенных проводами системного блока, монитора и клавиатуры; управляющее устройство (мышь) присоединялось также проводом либо радиоканалом. Первичное расположение монитора на системном блоке не прижилось; вертикальный блок обеспечивал лучшую вентиляцию для охлаждения содержимого. К тому же его можно расположить отдельно, не загромождая рабочее место.

Галерея компьютерной эволюции. Типичный ПК первого поколения.

Мониторы персональных компьютеров сначала были весьма громоздкими, повторяя форму телевизионных приемников; технический прогресс превратил их в практически плоскую пластину экрана на подставке. Дизайнеры ПК получили возможность совмещения монитора с системным блоком в едином корпусе. Такие устройства также представлены в галерее компьютерной эволюции. Менее других компонентов изменялась клавиатура – в ней мало что можно поменять.

Персональные компьютеры в галерее компьютерной эволюции.

Печатающие устройства, позволяющие получать результаты компьютерной работы в бумажном варианте (принтеры) появились в начале 80-х годов. Первыми были матричные принтеры, использующие красящую ленту и ударные стержни (печатающие иглы); они по принципу действия походили на пишущие машинки.

Галерея компьютерной эволюции. Одно из первых печатных устройств - матричный принтер.

Струйные принтеры печатают специальными чернилами, подаваемыми из картриджей через сопла печатных головок. Лазерные принтеры используют одноименное устройство и дают типографское качество печати.

Еще более четкие изображения получаются на сублимационном принтере, переносящем краску в испаренном состоянии.

Предметы старины (не глубокой)

Отдельное помещение галереи компьютерной эволюции занимают ушедшие в прошлое системы хранения информации. Проигрыватели граммофонных пластинок и сами виниловые диски, катушечные и кассетные магнитофоны  представлены многими моделями, большая часть из них находится в работоспособном состоянии. Завершают экспозицию проигрыватели лазерных дисков, используемые до наших дней.

Устройства звуковоспроизведения в галерее компьютерной эволюции.

Катушечные магнитофоны – самые габаритные из демонстрируемых экспонатов; молодому поколению они практически незнакомы. Громоздкость и низкая стойкость катушек и особенно магнитных лент обусловила недолгое существование таких устройств.

Галерея компьютерной эволюции. Катушечный магнитофон.

Кассетные магнитофоны были практичнее, но и они использовались сравнительно недолго, уступив место более современным и практичным проигрывателям дисков.

Посетителям галереи

Галерея компьютерной эволюции собрала и демонстрирует подлинные устройства прошедшего времени. Наглядность экспонатов обеспечивается возможностью испытания устройств в действии; люди в возрасте вспоминают молодость, а молодежь получает представление о техническом уровне ушедших лет. Экскурсия познавательна и полезна посетителям разного возраста.

Панорама галереи компьютерной эволюции.

Можно уверенно рекомендовать посещение галереи компьютерной эволюции всем любителям истории, просто любознательным людям всех возрастов, профессий и интересов. Быстротекущее время удаляет из поля зрения ранее привычные устройства; только здесь можно их увидеть и испытать в реальном применении.

1 Комментарий
  1. Была с классом сына на этой экскурсии. Очень интересно! Рассказали о развитии о развитии компьютерной техники, все показали, дали поиграть. Детишки в восторге! Да и взрослым тоже понравится. Правда, добираться не очень удобно, как мне показалось.


Войдите, чтобы добавить комментарий