От Петра Великого до Александра III
Центральным экспонатом следующей экспозиции является печатный станок, во многих публикациях описанный как изделие И.Ф. Москвитина, известного как Иван Федоров. Однако в государственном историческом музее представлен не станок первопечатника, который за давностью лет не сохранился (создан в 1564 году), а передвижной походный вариант, разработанный по приказанию императора Петра.
Налицо конструктивная разница с сохранившимися изображениями федоровского приспособления, иные технические решения. Такие станки производились в 1711 году, в экспозиции один из двух сохранившихся до наших дней. Богатое наследие преобразований царя – реформатора широко представлено в залах музея, как и его многочисленные изображения.
Большая экспозиция посвящена Золотому веку – времени царствования императрицы Екатерины Второй, по своим деяниям сравнимой с Петром. Как и он, полностью заслужила приставку Великая, закрепившуюся только за двумя правителями Российской империи. Немка по рождению, Екатерина была образованным и любознательным человеком, глубоко изучала историю и традиции новой Родины.
На представленном портрете императрица изображена в русском наряде, с традиционным кокошником на голове. Интересы ее были широки и многогранны, Екатерина состояла в переписке со многими европейскими мыслителями и литераторами. Одним из ее адресатов был великий Вольтер, бюст которого хранится в центральной витрине зала.
Просвещенность и цивилизованность императрицы не препятствовали жесткой защите интересов правящей династии от любых посягательств. Так она поступила с восставшими крестьянами под руководством бывшего хорунжего ее армии Емельяна Пугачева. В витрине представлен его портрет, арестантская одежда и кандалы.
Здесь же железная клетка, в которой бунтовщика везли по российским поселениям в Москву, чтобы подвергнуть жесточайшей казни четвертованием. В то же время активно развивала просвещение, искусство и науки, проводила решительные реформы на протяжении всего царствования. Прирастила Екатерина Великая российскую территорию многими соседними регионами, проводя самостоятельную и во многом агрессивную внешнюю политику.
Начиная с Петра Великого, все монархи России активно развивали армию и флот как для блага страны, так и в обеспечение незыблемости самодержавной власти. Приоритетно развивались военно-морские силы и артиллерия, совершенствовалась организация управления войсками. В витрине подлинные экземпляры артиллерийских орудий малого калибра, центром экспозиции является модель последнего крупного парусного судна российской постройки – линейного корабля Великий князь Константин.
Вдоль стены одного из залов расставлены манекены в облачениях представителей дворянского сословия, чьи традиционные привилегии к тому времени были закреплены законодательно. Элегантность и щеголеватость одежд демонстрировали подражательство европейскому стилю, введенное еще Петром Великим.
Большое внимание в облачениях уделялось разнообразным аксессуарам, в том числе женским веерам, несколько экземпляров которых представлено на пюпитрах. Один из них принадлежал Наталье Гончаровой – Пушкиной, жене великого русского поэта.
В подобном линейном расположении представлены экспонаты культурного характера, демонстрирующие преобладающие направления искусства этих времен. Образцы изысканной мебели и предметов украшения интерьеров соседствуют с произведениями высоких жанров — живописными полотнами и скульптурами выдающихся мастеров. На переднем плане представлено популярное письменное бюро, забытая ныне, но изящная и удобная мебель, хорошая альтернатива письменным столам.
Не меньшим вниманием у тогдашней аристократии пользовалось изысканное оружие, также представленное в экспозиции многими изделиями. Благородная сталь клинков сабель и шпаг, богатая отделка эфесов и украшения на ножнах прекрасно смотрятся на черном бархате демонстрационных постаментов.
Как непременный атрибут парадных портретов холодное оружие также широко используется. Ружья и клинки прекрасно выглядят на настенных коврах, придавая интерьеру привлекательность и мужественность. Чтобы рассмотреть содержимое футляра на дальнем столике, необходимо к нему приблизиться.
Небольшой столик служит для показа полного комплекта дуэльных пистолетов и необходимых принадлежностей к ним, помещенных в футляр с выемками по контуру каждого предмета – ложементами. Кроме пары пистолетов, в набор входили пороховница и мерка для пороха, шомпола для прочистки стволов от порохового налета и прочие приспособления. Полагают , что выставленный комплект принадлежал князю Луи Бертье, маршалу Франции, военному министру и одновременно начальнику штаба Великой армии Наполеона. Рядом выложены карманные часы, про обстоятельства появления этих экспонатов данных нет.
Дуэли пришли в Россию с Запада и были одним из редких европейских обычаев, отвергнутых Петром Первым. Несмотря на запреты, они стали невероятно популярны несмотря на наказания всем участникам, включая раненых, но выживших пострадавших. В частности, находящийся при смерти Пушкин писал Александру записку о прощении за участие в дуэли с Дантесом и письменно был прощен, с обещанием заботы о семье при неблагоприятном исходе. Два величайших поэта России погибли от пули противника по поединку.
Экспозиция, посвященная героической обороне Севастополя во время Крымской войны с Османской империей и ее союзниками, состоит из стенда с экспонатами, живописных полотен и бюстов двух вице-адмиралов российского флота. Руководитель сухопутного сражения моряков нашего флота Корнилов командовал обороной на первом этапе, его шинель со следами ранения находится на стенде. Флотоводец погиб при артобстреле в ходе третьего месяца осады, длившейся почти год. Далее командование принял Нахимов, но также через полгода умер от ранения. Захватить обороняющийся город противнику так и не удалось.
Жизнь крестьянства нашла свое отражение в соответствующей экспозиции. Рисунки сцен сельской жизни, портреты типичных жителей деревень и их одежда соседствуют в витрине с образцами сельскохозяйственных орудий. Многие выполнены из древесины – грабли, лопата для зерна. Деревянные ведра были тогда привычны, из древесины сооружали жилища и украшали их резьбой по дереву. Были в ходу и металлические инструменты, здесь представлены серп, топор и ножовка.
Есть в государственном историческом музее стенд, посвященный денежной реформе, проведенной по инициативе министра финансов Витте перед началом прошлого века. Были введены казначейские билеты, обеспеченные золотым запасом империи, и золотые монеты. Рубль стал одной из стабильных валют. Витте с 1903 года был прмьер-министром и выдвинул еще ряд прогрессивных инициатив, направленных на снижение напряженности между властью и народом.
Отдельные экспонаты государственного исторического музея несколько выходят из временных рамок, определенных при его основании. Среди таких – автомобиль Рос Ройс, заказанный последней российской императрицей Александрой Федоровной для старшей дочери Татьяны и полученный в 1915 году. Великая княжна пользовалась им до отречения Николая Второго, затем его использовал глава Временного правительства Керенский.
Далее авто перешло к Ленину, на нем он прибыл на митинг в заводе Михельсона, где Фанни Каплан произвела свой не очень меткий выстрел. Серебряный призрак, прозванный так за покрытые серебром некоторые детали отделки – самый дорогой автомобиль в мире, оцениваемый почти в 60 млн. долларов
Когда я первый раз была в ГИМе больше всего меня удивил тот факт, что перед закрытием там просто без предупреждения выключили свет. А мы-то привыкли, что если сильно увлечешься экспозицией, то ближе к закрытию либо объявляют по громкой связи, либо бабушки смотрительницы начинают всех теснить к выходу. А тут вот так просто — раз! — и мы в темноте. А вокруг — история древней Руси…
Буквально несколько дней назад ходил с детьми в Исторический музей, воспользовавшись случаем, что там проходят выставки детского «революционного» рисунка 1917 года, а также мужской моды позапрошлого века. Экспозиция настолько обширна, что обычно сил хватает только на первый этаж допетровской эпохи, где собраны в основном всякие древние черепки да кости. Поэтому всем советую поберечь силы для более поздних времён, которые представлены на втором этаже. Также уточняйте адрес временной выставки, потому что они часто проводятся в соседнем здании бывшего музея Ленина.
————А тут вот так просто — раз! — и мы в темноте. А вокруг — история древней Руси…
Да уж. Интереснее трудно было бы сказать.