Одно из старейших сохранившихся в России строений светского назначения — Грановитая палата в Великом Новгороде, расположенная на территории крепости Детинец. Второе название – Владычная произошло из-за проживания там архиепископа, но культового значения палата не имела.
Владыка Евфимий Второй, при котором построено здание, играл громадную роль и в светской жизни города, председательствовал в Совете господ, даже распоряжался казной.
Кирпичная часть здания датируется 1433-м годом, остальное (оштукатуренное) пристроено в более поздние времена. Летописи сообщают, что Грановитая палата в Великом Новгороде строилась с участием немецких мастеров. Скорее всего, это не были рядовые каменщики, а люди, определяющие облик здания, отсюда явные черты готического стиля.
Как расположена Грановитая палата в Великом Новгороде относительно других уцелевших сооружений местного кремля (Детинца), демонстрирует высотный снимок. Просматривается ранее описанный памятник тысячелетию России, выглядывающий из-за деревьев. Протянулись русло реки Волхов и крепостные стены вдоль него с юго-запада на северо-восток, это нужно учитывать при рассмотрении представленной панорамы.
Грановитая палата в Великом Новгороде – внутренний осмотр
Одной из новгородских святынь почитается икона Богоматерь Знамение, написанная в XII веке и явившая чудо при битве новгородцев с суздальским войском Андрея Боголюбского. Легендарный архиепископ Иоанн по гласу божьему вынес икону на поле боя, стрела пробила глаз изображения. После мироточения противник в панике отступил, икону сейчас хранит Софийский собор.
В XVII веке для иконы Знамения Божьей Матери выполнили драгоценный оклад и план спасенного ею в древности новгородского Детинца. Оклад хранит Грановитая палата в Великом Новгороде в составе коллекции драгоценностей, а план кремля вывешен для обозрения на кирпичной стене при входе в помещение. Палата отмечена на плане красным кружком.
Перед парадным залом находятся Большие сени, выполнявшие роль современного вестибюля. Штукатурная отделка возле арочных ниш не восстановлена для показа старинной кладки. В нишах размещены: слева — икона Владимирской Божьей Матери с избранными святыми, справа — литой напрестольный крест с распятием из серебра с позолотой. Оба экспоната XVII века.
Тогда же выполнен драгоценный оклад Евангелия, помещенного под прозрачный кожух на отдельной стойке. В застекленной витрине слева помещены несколько образов, в том числе верхняя икона – Собор новгородских святых, работа конца XIX века. Стены здания при реконструкции дополнительно усилены скрепляющими металлическими связями.
На следующей фотографии зарешеченная лестница, возле нее вертикальный проем, огороженный для безопасности современными перилами. Намеренно оставлена не до конца восстановленная кладка, чтобы видны были способы надежного расположения кирпичей. Взаимная их перевязка обеспечивала надежность и долговечность всего строения.
Относительно вертикального проема специалисты предполагают, что он был связан с работой часового механизма. Наличие часов на здании отмечают летописи, приписывая их установку все тому же Евфимию Второму. Проем предназначался для размещения цепей или веревок с подвешенными гирями часового механизма.
Парадный Готический зал
Готический зал примечателен ажурным устройством нервюрного свода, грани которого сходятся к центральному опорному столбу. Палата и называется Грановитой из-за этой конструктивной особенности, присущей готической архитектуре. Готический зал используется как выставочный, здесь представлены драгоценные предметы церковной утвари.
Слева от опорного столба виден большой купол, блестящий позолотой. Это Большой сион, емкость для хранения освященного хлеба для обряда причащения. Сионы повторяли форму православного храма и искусно украшались. Справа от опоры в дальней подсвеченной витрине размещены воздвизальные кресты, используемые при крестных ходах и праздниках.
Показ с близкого расстояния позволяет рассмотреть узел схождения ребер свода к стене зала. В кирпичную кладку заложена каменная деталь повышенной прочности, воспринимающая нагрузку от свода. Грани выполнены из фигурного кирпича, иначе именуемого лекальным, ручной обработки. Такие изделия делали по шаблонам (лекалам), словно портновские выкройки.
Подобными изделиями гораздо более позднего производства отделан римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии в Чехии. В глубокой стенной нише арочного очертания сохранился древний орнамент, выполненный красками нескольких цветов. В двойном круге изображен стилизованный фантастический цветок с разноцветными лепестками.
Грановитая палата в Великом Новгороде предлагает к обозрению не только парадные залы, любопытны здесь все доступные помещения и коридоры. Достаточно узкие проходы строились из соображений затруднения передвижения воинов неприятеля в случае прорыва внутрь здания. Здесь можно рассмотреть строение кладки стен и свода простейшего вида.
Неброские светильники на стенах имитируют древнее освещение свечами либо факелами. Подобный полумрак был в старину привычным, коридоры постоянные обитатели помещений знали досконально даже на ощупь. Касательно обитателей келий сложилось немало легенд, подчас неправдоподобных априори.
Владыческие кельи
Укоренилось, например, наименование помещений кельями архиепископа Иоанна, хотя этот почитаемый владыка жил за 300 лет до постройки здания. Не стоит порицать подобное почитание, но первым обитателем здесь был строитель здания, архиепископ Евфимий Второй. Его повелением потолки и стены были расписаны изображениями из жизни далекого предшественника, реальными и фантастическими.
Удовлетворительная для таких древних росписей сохранность позволяет распознать сюжеты, оценить манеру и качество письма. Не восхищаясь живописными талантами исполнителей, искусствоведы узнают Святого Иоанна. В левой нише возле окна основной персонаж росписи — Святая София, ее окружают чтимые новгородские святые, в том числе Иоанн.
Проживание архиепископа в своих кельях нельзя назвать подвижничеством, помещение было по древним меркам вполне комфортным. Система отопления была расположена этажом ниже, в полу кельи видны отверстия для нагретого воздуха. Система заслонок позволяла регулировать отопление, что и сегодня не всегда возможно. В росписи над отверстиями предполагается местный собор Святой Софии.
Из фантастических изображений — путешествие Святого Иоанна на бесе в Иерусалим, фрагмент которого сохранился в простенке между двумя окнами. Про подвиг архиепископа при отражении осады уже сказано, но это не единственные эпизоды, больше похожие на мифы. Описывается плавание Иоанна на плоту, движимому волей Божьей против течения реки Волхов и другие чудеса, которые могли быть на утраченных фресках.
Ювелирная экспозиция
Драгоценная сокровищница, которой обладает Грановитая палата в Великом Новгороде, поистине бесценна. Изделия домонгольского периода сохранились благодаря тому, что город не был захвачен татаро-монгольской ордой, хотя дань и выплачивал. Размещены предметы ювелирной экспозиции в нескольких помещениях, оборудованных специальными витринами.
Историческая ценность выставленных предметов намного превышает стоимость драгоценных металлов и камней, из которых они сделаны. Бесценны они и с искусствоведческой точки зрения, поскольку представляют великолепные образцы многих способов художественной обработки металлов. Витрины переднего плана содержат массивные водосвятные чаши, изготовленные из листов серебра и покрытые позолотой.
Содержимое выставочных витрин разнообразно, большинство экспонатов связаны с религиозными обычаями и обрядами. Оклады для священных книг, кадила и митры священников – все сияет и переливается. Среди нательных крестиков и икон есть даже византийские. В передней витрине за лампадой – драгоценный оклад иконы Знамения Богородицы, о котором уже говорилось.
Два длинных древка с дисками во второй витрине – ритуальные опахала (рипиды). Они применялись при богослужениях высших священников, а также при крестных ходах. Традиции их применения восходят к временам зарождения христианства, в русском православии рипида делалась круглой с изображением серафима.
Самое масштабное по размерам изделие церковных ювелиров и художников, которое представляет Грановитая палата в Великом Новгороде – еще один оклад. Покрывал он икону Спаса на Престоле, выполнен из серебряного листа методами чеканки и резьбы с последующим золочением, украшением драгоценными камнями. Спас на Престоле выше человеческого роста, это показывает доходящая до потолка рама.
Посетителей рядом не оказалось, но можно сравнить со входной дверью. Внутренняя подсветка в обрамлении экспоната позволяет рассмотреть малейшие детали ювелирной работы древних мастеров. Отличием иконы является жест правой руки, указующий на Евангелие вместо привычного благословления. Считается, что оригинал иконы изъят Иваном Грозным.
Возвращаясь к внешнему облику, приходится отметить, что после реставрационных работ Грановитая палата в Великом Новгороде выглядит слишком новой. Однако иначе ведь не обеспечить сохранение исторической реликвии для последующих поколений, да и время состарит нештукатуренные стены относительно быстро.