Музей Преодоление, как кратко именуют гуманитарный центр, созданный на основе квартиры Николая Островского, замечателен двумя моментами. Здесь сохранена подлинная обстановка, в которой писался роман «Как закалялась сталь». Кроме того, демонстрируются лучшие примеры сохранения интереса к плодотворной деятельности при серьезных нарушениях здоровья. Сила духа, преодолевающая физические недуги – главный экспонат и цель существования музея Преодоление.
Здание музея именуется москвичами не иначе как Елисеевский магазин, хотя знаменательно это строение многим. Построенное еще в 1790 году по проекту знаменитого зодчего Матвея Казакова, оно было одним из немногих уцелевших при пожаре Москвы в 1812 году. Здесь располагались покои княгини Волконской, и в этом же здании светская дама проводила свои знаменитые салоны, где бывали самые заметные представители искусства XIX века.
Репетиции коллектива Малого театра проходили здесь же, пока строилось театральное здание, Горький устраивал авторские чтения текста пьес для собирающихся артистов. Раздавался здесь голос великого Шаляпина, исполнявшего известные арии и народные песни. Целое столетие существовал в этом доме элитный магазин купца Елисеева, с 1917 года – Гастроном № 1. Наконец, в этом доме жил последние несколько лет Николай Островский, барельеф с изображением которого установлен на стене возле одного из подъездов.
Другое изображение знаменитого в свое время писателя встречает посетителей при входе в музей Преодоление. Бюст лежащего в постели человека – достаточно редкая для скульпторов поза, однако в данном случае это лишь дань реальности, ведь Островский под конец жизни уже не покидал постели. Поэтому изваяние, выполненное Сергеем Коненковым, отражает правду жизни и трагичность положения, которое успешно преодолел этот мужественный человек. Скульптору удалось достоверно представить страдающего человека, сохраняющего при этом присутствие духа и собственное достоинство. Не сломленные недугами люди и есть цель показа музейной экспозиции, помогающей преодолеть невзгоды попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Не будем критиковать революционные власти, поселившие практически неходячего человека не на первом этаже – вставать с постели Николай Островский к тому времени уже не мог. Проектом Казакова лестница выполнена с широким проемом между пролетами, что позволяет рассмотреть кованую решетку ограждения даже снизу.
Мемориальная квартира
Постоянная экспозиция музея Преодоление включает двухкомнатную квартиру Островского и зал Преодоление, а также пространство между этими двумя объектами. Прихожая мемориальной квартиры не имеет мебели, кроме скамеечки для посетителей. Настенной вешалки и зеркала в резной деревянной раме.
Не было нужды в иной мебели и при жизни Островского, разве что для обслуживающих его сиделок. Дом старинной постройки хотя бы имел высокие потолки, чтобы был достаточный объем воздуха для лежачего больного.
Комната постоянного пребывания больного Николая Островского изолирована от прочих помещений, довольно просторная и светлая.
Перед входом имеется стенд для информационных материалов, на котором размещена афиша о содержании экспозиции мемориальной квартиры, режиме работы музея Преодоление, предложения о предварительной записи на участие в организованных экскурсиях.
Даже беглый взгляд на обстановку комнаты писателя позволяет сделать вывод о казенном комплектовании бытовых предметов, окружающих Островского в последние годы жизни и творчества.
Комната доступна и для непосредственного знакомства, посетители могут пройти внутрь и осмотреть все предметы обстановки. Мебель явно выделена из запасников коммунальной службы. Это стандартная металлическая кровать больничного типа и комплект из дивана, кресел и стульев с кожаной обивкой – обычные принадлежности чиновничьего кабинета.
На стене у кровати скромный ковер темного рисунка, выше портрет какого-то деятеля революционного периода, похожий на наркома просвещения Луначарского.
На стульях за кроватью расположены граммофонные пластинки и патефон для их прослушивания. На аккуратно заправленной кровати лежит обмотанная бинтами палочка, которой прикованный к постели мог хотя бы утереть пот с лица, когда никого не было рядом.
Вторая комната квартиры Николая Островского предназначалась под гостиную и была обставлена соответствующим образом. Для меблировки выделены книжные шкафы, большой стол под белой скатертью и до десятка стульев. Здесь же мягкие кресла под белыми накидками, высокое и ветвистое декоративное растение с широкими листьями и непременный портрет вождя мирового пролетариата.
Широкие оконные проемы обеспечивают прекрасное освещение, на случай приема больших групп посетителей либо официальных делегаций разместить гостей можно было без труда. Другое дело, что сам Островский пользоваться гостиной практически был неспособен.
Далее посетителям предстоит переместиться ко второму разделу экспозиции музея Преодоление, а по пути предоставляется возможность ознакомиться с другими предметами коллекции. Многие из них имеют непосредственное отношение к активному периоду жизни Николая Островского, которая была хоть и короткой, но крайне насыщенной.
Островский принимал активное участие в боевых схватках гражданской войны в России, воевал в конных частях бригады легендарного Котовского и Конной армии будущего Маршала Семена Буденного. Многие сюжетные линии и подробности единственного оконченного произведения писателя носят автобиографический характер.
Застекленный шкаф содержит те немногие предметы, которые сохранились от боевой молодости или были подобраны для экспозиции музейными работниками. Можно видеть гитару на венском стуле, массивный барометр и несколько фотографий. Обращает на себя внимание карандашный рисунок боевой подруги красноармейца, который нам доподлинно не известен.
Зато предельно ясно происхождение следующих экспонатов – это изданный Роман – газетой первый выпуск романа «Как закалялась сталь» и трафарет, который был придуман Островским для написания черновика этого произведения.
Теряя зрение, он терял и способность к разборчивому письму, поэтому изобрел ограничитель строк, позволяющий разобрать его почерк.
Последние из названных экспонатов привлекают наибольшее внимание посетителей. Их рассматривают наиболее внимательно. Такие книги Островского, изданные значительным тиражом, получили широкое распространение.
Подогретое большевистской пропагандой внимание к книге сделало это издание своего рода кодексом жизни молодого поколения борцов за пролетарские идеалы. Молодые люди читали книгу на стройках социалистической индустриализации, а затем и в окопах Великой Отечественной войны.
Известны и прострелянные пулями, и окровавленные экземпляры этого издания.
Скульптурное изображение сидящего в кресле Николая Островского встречает посетителей на входе в ту часть экспозиции, которая собственно и касается темы Преодоления. Речь идет о преодолении неизлечимых болезней, боевых и производственных травм, врожденных и спортивных увечий.
Островский изображен сидящим в кресле, в укрытыми пледом ногами. На нем мундир бригадного комиссара, это звание Политуправление Красной армии присвоило писателю за год до кончины, вскоре после награждения орденом Ленина. Френчем Островский особенно гордился, надевал по торжественным дням и для встреч с посетителями.
Зал Преодоление
Вторая половина экспозиции музея Преодоление представлена залом аналогичного наименования. Торцевая стена помещения украшена громадной мозаикой, характерной богатством красок и абстрактным содержанием.
Здесь размещены два типа экспонатов, представляющих две грани судьбы больных и вернувшихся к активной деятельности людей. Представлены обстоятельства и экспонаты получения травм и увечий, ограничивающих подвижность и работоспособность пострадавших.
Как противовес трагическим или случайным обстоятельствам, выставлены результаты или информация об итогах художественной и производственной, спортивной и иной деятельности тех, кого принято называть людьми с ограниченными возможностями.
Первые призваны служить предостережением и быть призывом к осторожности и осмотрительности в различных жизненных обстоятельствах, но заранее понятно, что от всех случайностей и опасностей предохраниться невозможно.
Вторая категория экспонатов демонстрирует безграничность человеческих возможностей, помогающую достигать великолепных результатов в творческой, спортивной и производственной деятельности.
Один из стендов демонстрирует коньки и одежду фигуристки Елены Бережной, получившей тяжелейшую травму головы от конька партнера по парному катанию. Повреждение получено на тренировке совершенно случайно, но было очень серьезным. Счастливый исход данной ситуации обеспечили российские врачи, участие родственников и нового спортивного партнера.
Елена не только выздоровела, хотя приходилось заново учиться говорить и ходить после повреждения височной кости. Она в паре с Антоном Сихарулидзе завоевала серебро на Олимпиаде в 1998 и золото в 2002 году, награждена двумя орденами РФ, родила двоих детей и сейчас является депутатом Государственной Думы России.
Вдоль противоположной стены расположены стенды с экспонатами и отдельные крупные предметы, на самой стене – живописные работы разных жанров. Предметы декоративно-прикладного искусства, картины и скульптуры выполнены людьми, имеющими различные существенные повреждения здоровья.
В буквальном смысле незрячие, даже потерявшие конечности – и то способны освоить рисование и лепку и другие виды творчества. Опубликованные личные обстоятельства подтверждают, что выход на активную жизнь возможен из любой ситуации.
Уделено внимание в экспозиции зала Преодоления и обстоятельствам, при которых люди получают тяжелые повреждения здоровья. Правомерность и этическую обоснованность подобного подхода можно критиковать или поддерживать, но на сегодняшний день содержимое некоторых витрин может внушать опасения к занятиям определенными видами деятельности.
Подчеркивается и без того известная рискованность профессий военнослужащих и пожарных, работников промышленности и спортсменов, да вообще любой активности.
Временные выставки
Устраивает музей Преодоление и временные выставки, используя предоставляемые организациями и частными лицами экспонаты и коллекции. Здесь как изделия и произведения собственного изготовления, так и предметы коллекционирования.
При необходимости здесь можно организовать музыкальное выступление или сопровождение демонстрации. Одним словом, музей Преодоление максимально способствует творческому самовыражению, результаты которого заставляют не обращать внимания на определенные физические недостатки.
Убедиться в справедливости вышесказанного можно при осмотре любой очередной временной экспозиции. Разнообразие жанров изобразительного искусства и другой творческой деятельности, различие манер и стилей исполнения произведений может быть очень разительным. Налицо явные признаки безграничности человеческих возможностей, позволяющих преодолеть физические недостатки и любые недуги.
Этот не слишком известное заведение, настоящий кладезь доброты и силы духа. Людям с особыми потребностями он дает вдохновение и целеустремленность. Поэтому самая важная экспозиция в нем – собственно «Преодоление». Она – о не сломившихся современниках-инвалидах, которые ярко реализовались и получили признание. Посетителям воссоздают условия ограниченных возможностей.
Зал Преодоление впечатляет. Невероятные судьбы людей.