Храм Троицы Живоначальной в Остафьеве вскользь упоминался в обзоре об усадьбе князей Вяземских, но достоин отдельного повествования. Все литераторы и другие гости «Русского Парнаса» непременно бывали в церкви, будучи верующими людьми в большинстве своем. Восстановленное и действующее святилище достойно посещения как набожными, так и просто любознательными людьми.
Деревня Остафьево вместе с окрестными землями была приобретена купцом и промышленником Матвеевым, выросшим в семье тульских крестьян. Деятельный предприниматель превратил Остафьево в центр производства пряжи и тканей, а также их окраски.
Фабрики и барский дом он выстроил, а церковь возводила уже после кончины его супруга Анисья. В 1782 году храм Троицы Живоначальной в Остафьеве был освящен, а через 10 лет уже село, а не деревня была куплена старшим князем Вяземским в честь рождения сына.
Храм Троицы Живоначальной в Остафьеве был построен по всем канонам православной архитектуры. Продольная ось сооружения проходила с запада на восток, основное пространство с алтарем на востоке венчалось ротондой с куполом и одиночной главой на цилиндрическом барабане.
Отличается здешний купол наличием 4-х слуховых окон — люкарн, такие декоративные элементы встречаются нечасто. На западной оконечности выстроена колокольня с примыкающей к ней трапезной.
Расположена церковь через дорогу от усадьбы Остафьево.
Высоченная лиственница и березы скрывают нижнюю часть храмового здания, зато верхнее строение видно прекрасно. Грани четырехугольников второго и третьего ярусов колокольни скошены, и верхний, где расположена звонница, по форме уже ближе к восьмерику.
Купол колокольни схож с основным, и люкарны на нем тоже есть. Венчается колокольня таким же барабаном и главой, как и основное здание.
Ухоженный и чистый церковный двор вымощен плиткой, устроены газоны с цветущими растениями. Трехсторонние ступени крыльца после реставрации смотрятся как новенькие, вход снабжен металлическим навесом с коваными украшениями из металла. Боковое крыльцо высотой пониже, навес прямой и с такими же украшениями.
Колокольня, как и купол основного здания, были снесены большевиками в 30-х годах прошлого века. Церковь использовалась самыми разными способами, а возвращена патриархии была только на рубеже 90-х годов прошлого века. Несколько лет понадобилось для полного восстановления церкви и возобновления служб.
Необходимо отметить, что восстановление храма Троицы Живоначальной в Остафьеве может служить образцовым примером подобных процедур. Прежний облик приобрели не только общие формы, но и детали отделки вроде ложных пилястров на стене у южного входа, оформления оконных проемов.
Не осталось никаких следов прежнего использования, когда храм побывал и зернохранилищем, и столовой военного аэродрома, и складом сельскохозяйственной продукции. Дольше всего здесь работал швейный цех, ведь суконное производство со времен его основателя, купца Матвеева, не прекращало работу никогда.
Традиционно на территории русских церквей хоронили как их священнослужителей, так и наиболее заслуженных граждан поселений, где храмы располагались. Вот и на территории храма Троицы Живоначальной в Остафьеве нашли упокоение многие дворяне из родов Вяземских и Шереметевых, однако революционные бури большинство захоронений уничтожили.
Сохранилась только могила графини Шереметевой, умершей в 1929 году. В этом же году, еще при жизни, 80-летняя Екатерина Павловна убедила сельчан не давать согласие на прекращение работы церкви, и до 1935 года ее не трогали новые власти, позволяя вести службы.
Через главный вход церкви, расположенный в здании колокольни, прихожане попадают в зимний (отапливаемый) храм, служащий также трапезной. Здесь восстановлены все атрибуты этой части храмов, характерные для православия.
Потолочная роспись выполнена художником Воронковым, специалистом монументальной живописи, в 1999 году по известным аналогам церковных работ одного из самых известных иконописцев Руси – Дионисия.
Темы росписей в храме Троицы Живоначальной в Остафьеве достаточно традиционны, здесь изображены наиболее значимые сюжеты Святого Писания.
Хотя основное помещение церкви размещено в прямоугольной в плане части здания, внутри оно круглое. Повторена форма и размеры ротонды, поэтому столь широки дальние от посетителей внутренние откосы оконных проемов – ведь они выходят из круглого помещения на прямую наружную стену.
Вогнутым выполнен и иконостас алтаря, что делает несколько необычным восприятие икон. Образа расположены в три яруса, детали оклада покрыты позолотой, как и Святые врата. Очень привлекательны клиросы храма Троицы, белый камень с позолотой делает их живописными и торжественными.
Второй ярус цилиндрического зала по голубому фону расписан церковными живописцами. На уровне верха наружной ротонды начинается купол, отделенный от стены выпуклым расписным карнизом. Массивное распятие, установленное на верхней иконе, достигает купола и символизирует вознесение Христа.
Из центра купола на длинной цепочке свисает главный светильник храма, дополняющий при необходимости естественное освещение через оконные проемы.
Для сельской церкви внутреннее убранство храма Троицы в Остафьеве можно считать роскошным. Да иначе и быть не может, ведь именно молебном в сельском храме начинаются ежегодные поэтические праздники в день рождения поэта, а также день поминовения А.С. Пушкина.
Все сказанное о храме Троицы Живоначальной в Остафьево едва ли передает всю прелесть этой сельской церкви. Посетить ее можно как в дни вышеназванных торжеств и поминания, так и в любое иное время, после экскурсии по усадьбе или самостоятельно.