Музей — усадьба Остафьево как музейный объект была открыта только в конце 2016 года. Экспозиция музея очень любопытна, столь же интересна история поместья, его обитателей и гостей. Само здание также заслуживает внимания своим архитектурным построением и органичным слиянием с окружающей природной средой.
Основное здание усадьбы Остафьево, родового гнезда князей Вяземских, соединено открытыми галереями с двумя флигелями на флангах. Цокольный и два жилых этажа увенчаны в центральной части круглым павильоном – бельведером с круговой смотровой площадкой.
Оформление колоннами и перилами делают этот элемент очень привлекательным и оригинальным. Главный фронтон украшен шестью колоннами с порталом на капителях, треугольный фронтон украшен гербом рода Вяземских. К входу ведет широкая каменная лестница.
История местности и поселения уходит в допетровские времена. Здесь поселился один из стрелецких командиров, полусотенный Остафьев, от фамилии которого и произошло название деревни.
Версия о наименовании по первой фразе приехавшего в гости Пушкина, на вопрос слуги о судьбе саквояжа ответившего: «Оставь его!», не выдерживает критики и является откровенным вымыслом.
Внешний вид и история
До покупки Андреем Ивановичем Вяземским деревней владел некто Матвеев, суконный фабрикант. Его семье деревня обязана превращением в село после постройки церкви, что меняло статус поселения. Путь к металлической ограде территории лежит через поселение и непосредственно мимо церкви.
У входа в усадьбу необходимо спешиться, проезд возможен только для свадебных кортежей по специальной путевке. Информационные щиты, выставленные возле ограды, сообщают сведения о режиме работы музея.
С первых шагов по приусадебной территории бросается в глаза обильная и разнообразная растительность. Однако живописность местности этим не исчерпывается, здесь имеется великолепный пруд, образовавшийся после строительства плотины на речке Любуче, притоке Двины.
На подборке снимков можно видеть механизм управления шлюзом, регулирующий при необходимости уровень воды в искусственном водоеме. В период таяния снега или проливных дождей избыток воды сбрасывается подъемом заслонки, и она уходит в вытекающее из пруда продолжение речки.
Выпускная труба заложена в плотину древней постройки, откос которой зарос густым ковром растительности.
Общую планировку усадьбы Остафьево можно увидеть только с высоты птичьего полета, или на макете в музее.
Прямая дорожка по аллее, ведущей от входа, на полпути к зданию раздваивается, образуя почти круглый ровно постриженный газон.
Позади главного здания усадьбы разбит живописный парк, который являеся одной из достопримечательностей поместья. Ближняя часть парка имеет признаки упорядоченного, так называемого регулярного сада.
В глубине посадки носят скорее пейзажный характер, демонстрируя первозданные зеленые ландшафты. Галереи и флигели частично скрыты зеленью деревьев, она же заслоняет водную гладь пруда за восточной частью здания.
Обзорный слайдер представляет в подробностях все составные части усадьбы Остафьево — крытые незастекленные галереи с колоннами, фланговые флигели с западной и восточной сторон. В подборке можно обнаружить снимки выхода на террасу над галереей, нависающий над прудом балкон и другие фрагменты здания.
Общий вид на последнем кадре включает два замечательных дерева на переднем плане. Европейская лиственница на переднем плане, ближний и дальний дубы высажены в 60 – 80 годах века Петром Андреевичем Вяземским в память о 100-летии со дня рождения знаменитого историка Николая Михайловича Карамзина, зятя своего отца (мужа сестры), прожившего в усадьбе более десятка лет и здесь написавшего большую часть многотомной Истории государства российского.
С обратной, северной стороны здания от выступающей в форме апсиды части вглубь парка уходит аллея древних лип, заставших гуляющего здесь Пушкина.
Великому поэту приписывают наименование липовой аллеи усадьбы Остафьево «Русским Парнасом», прижившееся в качестве второго названия музейного объекта. Действительно, подавляющее большинство значительных литераторов Золотого века бывали в усадьбе Остафьево, что можно посчитать восхождением на Парнас нашей поэзии.
Греческий Парнас – горный массив в средней материковой части страны. Мифы древности описывали горы Парнаса, поросшие средиземноморской растительностью, как место обитания бога искусств Аполлона и муз. Древние греки ставшего стихотворцем человека характеризовали как взошедшего на Парнас.
История и современность
Село Остафьево было куплено старшим князем Вяземским в 1792 году при рождении сына Петра, к 1807 году была построена усадьба. Вскоре проживать в поместье был приглашен Карамзин с семейством, женатый на сестре Андрея Ивановича. Здесь он, назначенный к тому времени Александром Первым официальным историографом Российской империи, написал большую часть своего главного труда.
После кончины основателя поместья усадьбой последовательно владели его наследники по мужской линии. Известный поэт князь Петр Андреевич сделал усадьбу Остафьево центром российской литературной жизни, здесь бывали все лучшие поэты тех времен.
Продолжал его стезю сын Павел Петрович, дипломат и сенатор, основавший Общество любителей российской словесности. Последующий владелец Петр Павлович больше жил в столице, после него имение перешло к мужу внучки Петра Андреевича графу Шереметеву.
Сергей Дмитриевич Шереметев в память о великом госте усадьбы открыл здесь пушкинский музей свободного доступа, заказал и установил в парке ряд памятников выдающимся российским литераторам.
После революции музей оставался таковым до 1930 года, затем здесь размещался пионерлагерь, до отдыха, а в годы Великой Отечественной – госпиталь. Период запустения закончился в 1988 году, но занимались поначалу только природными объектами и восстановлением здания – ведь были утрачены многие детали, в том числе бельведер.
Последующая реконструкция и восстановление музейных экспозиций буквально только что завершилось. Короткий слайдер наглядно иллюстрирует степень разрушения усадьбы Остафьево. Становится понятным, какая титаническая работа потребовалась для восстановления.
Цокольный этаж не требовал значительных затрат на восстановление интерьеров, поэтому он раньше восстановлен и начал выставочную деятельность. Для размещения сохраненных исторических экспонатов потребовалось только приобретение экспозиционных витрин и их оформление.
Первая экспозиция размещалась в длинном зале с низким арочным потолком, здесь выставили барельефы хозяев усадьбы, которые уже были перечислены в ходе обзора.
Другие полуподвальные помещения вместили информацию об известных гостях усадьбы, более прочих о долго здесь прожившем Карамзине. Именно его стенд начинает экспозицию, это можно видеть в очередном слайдере.
Большинство экспонатов имеет небольшие габариты и размещаются в витринах, за исключением старинных часов значительного размера. Экспозицию дополнили современными средствами, показывающими окрестности имения, природу и памятники.
Наконец, в канун наступления 2017 года открылись для посетителей два основных этажа здания. Восстановленная в первоначальном виде лестница пока ничем не украшена, ведь музей находится в стадии оценки и подготовки к показу имеющихся экспонатов.
Кроме того, потребовалось восстановить отделку помещений, подобрать предметы интерьера и меблировки. Именно поэтому столь долго продлился восстановительный период, но уже первые впечатления позволяет высоко оценить полученные результаты.
Россия получила прекрасное хранилище экспонатов, представляющих огромную ценность для изучения истории и культуры.
Очень хорошая статья! И место очень интересное. Примечательно, что памятник Пушкину в усадьбе очень маленький, сама фигура поэта буквально 40-50 см. А еще рядом с усадьбой есть старинный храм 18 века, построенный одним из владельцев усадьбы. Я недалеко живу и часто гуляю там. Это место почему-то любят птицы. Весной там можно встретить скорлупки от вылупившихся птенцов.
Вот и нарисовались планы на ближайшие выходные
усадьба очень заинтересовала, непременно посещу с семьей