Первый этаж – парадные залы
Вестибюль, или парадная прихожая усадьбы Остафьево – первое помещение, в которое попадают посетители с входной лестницы особняка. Оформлена прихожая в светлых тонах, выгнутая дальняя от входа стена украшена четырьмя колоннами, выполненными слитно со стеной. Между колоннами расположены три двери в несколько помещений.
Через правую проходят в коридор, ведущий к кабинетам и библиотекам хозяев усадьбы. Центральная дверь ведет в центральный Овальный зал, выходящий множеством дверей в приусадебный парк. Левая дверь ведет в парадную столовую.
Еще одна дверь из вестибюля, не попавшая в кадр, расположена в левой стене недалеко от парадного входа. Она ведет в Большую гостиную, главное место приема гостей имения. Гостиная оборудована двумя каминами, облицованными при реконструкции белым кафелем.
Меблировка помещения подобрана в светлых оттенках серого цвета, состоит из диванчика и изящных кресел, дополненных небольшим столиком. На стенах несколько картин и зеркало из трех створок в резной раме.
Узкие боковые створки в составе рамы имеют канделябры – достаточно необычный прием оформления.
Из Большой гостиной анфилада продолжается дверью в парадную спальню хозяйки. Помещения такого рода в русских дворянских усадьбах не использовались по прямому назначению, в них даже не всегда имелись кровати, а если и были – служили для украшения. Опочивальни использовали для встреч с родственниками и ближайшими друзьями, самых доверительных бесед.
Камин в женской парадной спальне отличается особым изяществом, внизу установлена решетка со скульптурами ангелов. На каминной доске – бронзовые подсвечники и часы, смонтированные в скульптурную группу на шкатулке. На стене имитация окна в виде витража в позолоченной рамке. Изогнутое ограждение отделяет спальную зону, здесь чисто условную.
Опочивальня большей частью состоит из зоны отдыха и общения, соответствующим образом и оформлена. В интерьере использованы несколько декоративных колонн на необычно высоких постаментах. Бело-голубые тона стен и других элементов помещения оттенены кремового цвета фризом с лепниной.
Из предметов меблировки внимание привлекает изящный столик с ажурной опорной конструкцией, оригинальная ваза на его столешнице. Живописные миниатюры на левой стене и портрет юного скрипача во весь рост представляют произведения неизвестных художников.
Малая, или мужская гостиная иллюстрирует некоторые особенности времяпровождения собирающихся в усадьбе Остафьево представителей сильной половины российского дворянства. Не только чтение одухотворенных стихов, прослушивание свежих глав исторического труда Карамзина составляло предмет досуга представителей тогдашней интеллектуальной элиты общества.
Не чуждо было мужчинам во цвете лет и занятие карточными играми, набравшее популярность во всех сословиях. Чтобы наглядно это подчеркнуть, в мужской гостиной представлен ломберный стол для картежников. На стенах помещения – картины с видами морских сражений.
Вернувшись назад к парадной прихожей, через правую из трех ее дверей посетители попадают в коридор, ведущий в восточную часть основного здания усадьбы Остафьево. Там находятся воссозданные личные помещения основателя усадьбы Андрея Ивановича Вяземского – кабинет и библиотека.
Кабинет оформлен в приглушенной расцветке стен, из мебели пока выставлен оригинальный секретер с откидной столешницей, несколькими ящиками для документов и застекленным книжным шкафом с бюстом наверху.
Возле другой стены стоит массивный стол, пригодный для различных целей. Над ним несколько картин, изображающих сцены из жизни древних греков и римлян.
По другую сторону коридора располагается библиотека старшего Вяземского, точнее таковым было назначение помещения в давние времена, теперь же музей только планирует приобрести книги, идентичные утраченным и выставить в этом помещении.
Окна угловой комнаты, выходящие на восток и юг, оснащены темно-синими шторами с золотистой бахромой верхнего элемента.
Меблировка состоит из такого же секретера – шкафа, как в кабинете, и небольшого бюро. Приметны напольные часы, корпус которых украшен бронзовыми вставками.
Две гравюры с темным фоном, опять же из жизни древних греков, размещены у дверного проема. Воссоздать обширную библиотеку князя в прежнем объеме и качестве после стольких лет и событий совершенно невозможно.
Центральное помещение особняка расположено в апсиде с южной стороны, это Овальный зал, войти в который можно через среднюю из дверей прихожей. Помещение в форме овала состоит из двух ярусов, вторым является высокий купол с оконными проемами.
Нижний ярус имеет семь больших дверных проемов с двумя створками каждый, между ними декоративные полуколонны из искусственного мрамора.
Перед началом реконструкции паркетное покрытие пола Овального зала считалось утерянным, только находка одного из фрагментов позволила определить и использовать ту же самую породу дерева.
В Овальном зале практически нет мебели, только концертный рояль, табурет для пианиста и несколько типов сидений для помещений подобного рода с информационными табличками о происхождении и предыдущем использовании.
Очень хорошая статья! И место очень интересное. Примечательно, что памятник Пушкину в усадьбе очень маленький, сама фигура поэта буквально 40-50 см. А еще рядом с усадьбой есть старинный храм 18 века, построенный одним из владельцев усадьбы. Я недалеко живу и часто гуляю там. Это место почему-то любят птицы. Весной там можно встретить скорлупки от вылупившихся птенцов.
Вот и нарисовались планы на ближайшие выходные усадьба очень заинтересовала, непременно посещу с семьей