Приходский римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии находится в деревне Пошторне, рядом с чешским городом Бржецлавом.
Законченное в 1898 году строительство вел архитектор Вейнбреннер, деньгами и материалами помогал правящий князь Лихтенштейна. Посвящен храм евангельскому эпизоду встречи беременной Богоматери и праведной Елизаветы, вынашивающей младенца Иоанна, будущего Крестителя. Из-за ориентации главного входа в римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии на въездную дорогу в поселение, апсида алтаря направлена вместо востока на юго-запад.
Вознесенный более чем на 50 метров крест делает римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии доминирующим по высоте объектом. Несколько снимков, в том числе сделанный с высоты управляемым аппаратом, дают представление о его внешнем облике.
Римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии – вид снаружи
Самые выделяющиеся элементы, которыми наделен римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии – его главный фасад и восьмигранный купол. Прямоугольный вход с концентрическими арками готической формы завершен острым треугольным фронтоном. По обеим его сторонам расположены башни колоколен, башни меньшей высоты есть и по бокам алтарной апсиды. Восьмигранник основного объема, с малыми острыми фасадами, переходит в грани усеченной пирамиды большого купола с люкарнами на них. Этот купол увенчан королевской короной, малым куполом и шпилем с крестом.
В центре фронтона над главным входом в римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии – статуя Христа в полный человеческий рост, с книгой в левой руке, кистью правой руки Спаситель благословляет всех приближающихся. Исполнителем скульптуры считают Джозефа Бейера, сведений о других работах этого автора не обнаружено. Впереди здания возведена мраморная колонна с большим крестом распятия.
Не меньше, чем архитектурные достоинства, привлекательность строения обусловлена окружающим его зеленым насаждениям, а также размещенными в парке скульптурами. Римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии окружен взрослыми деревьями почти вплотную, по высоте они догоняют уже главный фронтон.
Среди деревьев паркового пространства установлено несколько скульптур видных деятелей чешского государства. Не каждую статую можно идентифицировать без помощи экскурсовода, тем более при неразборчивости текста на пьедестале. Единственное, что можно говорить с уверенностью — что личность это всем известна и наверняка глубоко почитаема.
Например, представленная на снимке фигура нами не опознана, хотя догадки есть. Это либо просветитель Мефодий, после смерти брата Кирилла проповедовавший в Чехии, либо религиозный деятель Ян Гус. оба они знакомы с рождения каждому чеху, уважение к их личностям и деяниям очень велико.
Иноязычным посетителям храма если и удается расшифровать тексты пояснений на чешском, то с превеликим трудом. таблички выполнены четким классическим шрифтом, но это не облегчает задачу посетителей. Дублирование надписей хотя бы на английском значительно увеличило бы круг прочитавших, хотя по датам и цифрам технических параметров кое-что понятно всем.
При близком рассмотрении материалов, из которых построен римско-католический храм Посещения Пресвятой Девы Марии, заметно их высокое качество. Завод Лихтенштейнов в Чехии выпускал не только прямой кирпич, но и много типов фигурных изделий, в том числе покрытых глазурью. На идеально ровной кладке выделяется информационная доска, текст которой повествует об истории и технических параметрах храма.
Осмотр внутреннего убранства
При схожести внутреннего оформления католических храмов – церквей, соборов и костелов, храм Посещения Пресвятой Девы Марии в Бржецлаве имеет отличия. Здесь почти не используется природный монолитный камень, все элементы выполнены из кирпича местного производства. Из кирпича сделаны обрамления плоских арок на стенах, ребра потолочных сводов. Панели стен боковых приделов и крайних нефов выложены обожженными плитками с глазурью, напоминающими современный кафель.Исключение – короткая колонна центрального столба, капитель которой воспринимает нагрузку от кирпичных арок. Этот массивный столб кажется немного неуклюжим по сравнению с кирпичными элементами здания, но слишком велик давящий на них вес.
Из кирпича выложены колонны по периметру здания, только вставки капителей в них вложены мраморные. широко использована облицовочная плитка, составляющая живописный фон для различных религиозных украшений.
Боковой алтарь справа от главного престола, посвященный Богородице, украшен цветной статуей. Дева Мария изображена в короне, с младенцем Христом на руках. живые цветы у подножия свидетельствуют об искреннем почитании Девы Марии местным населением.
Статуи святых украшают и левый придел, и пространство боковых нефов. Изображают скульптуры наиболее известных святых христианства – апостола Иоанна, Франциска Ассизского и Антония. Два ряда скамеек для прихожан расположены по сторонам центрального прохода, ведущего к главному алтарю. Верующим перед молитвой выкладывают Библии, а доступ туристов в познавательных целях прекращается за полчаса до начала богослужения.
На изображении левой части храма, за счет благоприятного освещения, лучше видны подробности внутреннего устройства. Видна здесь и епископская кафедра с витой лестницей для подъема священнослужителя. Можно еще раз полюбоваться на мраморную колонну – основную опорную конструкцию всего сооружения, украшенную каменными рельефными узорами.
Алтарные престолы
Храм Посещения Пресвятой Девы Марии имеет три алтарных престола, посвященные Богородице, Гробу Господню и Божественному сердцу Иисуса. Все алтари оформлены художником из Тироля Фердинандом Стуфлессером в лаконичной и выразительной манере исполнения.
Главный алтарь легко отличить по вензелю с именем Богородицы, а также установленному микрофону для проповедника. Аппаратура для усиления звука у католиков используется нередко, чего не наблюдается пока в православных храмах.
боковые престолы храма Посещения Пресвятой Девы Марии не слишком отличаются по оформлению от центрального. присутствует такая же белая скатерть с кружевными оборками, отличия усматриваются в отсутствии цветочных букетов на престолах.
также вместо бронзовых скульптур здесь использованы гипсовые фигурки ангелов, иные эмблемы украшают обращенную к прихожанам стенку престола. наверху есть белое полотенце, что характерно для домашних божниц у православных.
примечателен храм Посещения Пресвятой Девы Марии мощными деревянными балками, которые выполняют роль несущих конструкций и одновременно — украшения. Резные детали выполнены настолько изящно, что для посетителей первостепенным становится красота, а не мощь этих элементов.
Еще одно отличие основного алтарного пространства – цветные витражи в оконных проемах, исполнитель которых неизвестен. Здесь мы видим изображения Девы Марии и Иоанна Крестителя, есть еще и Святые — Иосиф и Лаврентий. Цветные образы впечатляют не меньше, чем скульптуры, а при благоприятном освещении вообще великолепны.