Литературный музей, известный как Пушкинский Дом – подразделение Академии наук в составе Института русской литературы, богатейшее хранилище не только книг и рукописей. Здесь собраны уникальные образцы изобразительного искусства, в том числе выполненные самими литераторами, и личные вещи писателей и поэтов. Льву Толстому и Лермонтову посвящены персональные залы, отдельные выставки представляют жизнь и творчество других корифеев русской литературы.
Институт и музей располагаются в историческом. Первоначально это здание строилось в 30-х годах XIX века для размещения Петербургской таможни. Заметно конструктивное сходство с противостоящей Кунсткамерой, венчается сооружение куполом на цилиндрическом барабане с большими продолговатыми оконными проемами.
Целью строительства этой надстройки был контроль за прибытием грузовых судов. Портик фасада на восьми колоннах украшен статуями покровителей мореходства, торговли и плодородия – Нептуна, Меркурия и Цереры, отлитыми из меди. Проектировал здание архитектор Лукини с привлечением Стасова.
Строительством здания таможни василеостровской Стрелке был придан завершенный облик, сохранившийся до наших дней. Перенос портовых сооружений в более глубоководную зону, вызванный необходимостью приема судов большего водоизмещения, привел к переводу и таможенных служб. В 1885 году здесь поселили семьи государственных чиновников, а в 1927 году здание обрело своих нынешних хозяев.
В ознаменование 200-летия великого поэта перед зданием был установлен бюст Пушкина. Бронзовая скульптура, выполненная по проекту Шредера, установлена на высоком гранитном пьедестале.
Солидная лестница бывшего государственного ведомства из серого камня сохранена в первозданном состоянии. На верхней площадке на стене размещено живописное полотно кисти Айвазовского и Репина, редкий пример соавторства двух художников. Айвазовский неподражаемо изображал морскую стихию – воду и прибрежные скалы, но считал себя слабым портретистом.
Несмотря на неплохие отзывы о своих портретных работах, он попросил Репина написать фигуру Пушкина на картине, изображающей прощание поэта с морем. Совместное произведение получилось очень удачным, отлично иллюстрирующим одно из самых известных пушкинских стихотворений.
Наряду с другими историческими периодами, литературный музей представляет достаточно обширную экспозицию о русской литературе второй половины XIX века. В зале с расписным арочным потолком для размещения экспонатов использованы стенды различной конструкции, где выставленные предметы, произведения и вещи защищены прозрачными кожухами.
Даже не приближаясь к выставленным экспонатам и развешенным портретам, многие посетители узнают полотно с изображением Тургенева и бюст задумчивого Достоевского. Вблизи портрета Ивана Сергеевича уместно размещен типичный пейзаж российской природы, прекрасно описанной в его произведениях.
В том же зале привлекает внимание бюст солидного господина в форменном мундире. Изображает он облик члена царской семьи, великого князя Константина Константиновича Романова. Он не был лишен поэтического таланта, публикуя свои стихи под инициалами К. Р., и встречался со многими литераторами той поры. Велик был и вклад высокопоставленной персоны в создание литературного музея, поскольку царский родственник руководил тогда Академией наук.
Кроме музейных стендов, вдоль стен можно видеть предметы мебели той эпохи, некоторые из которых принадлежали известным писателям и поэтам. Кресло и стулья, массивный шкаф и другие вещи, имевшие известных хозяев, имеют об этом информационные таблички.
Наряду с пишущими литераторами, экспозиция представляет посетителям и известнейших литературных критиков и публицистов своего времени. Герцен и Белинский, Чернышевский и Писарев не просто анализировали литературные тенденции, они оценивали текущее состояние общества, предсказывая и отчасти направляя его развитие.
Масштабу литературного таланта Льва Толстого соответствует отдельный зал, посвященный его творчеству и личности самого читаемого в мире русского писателя. Освещены главные события биографии великого старца, вплоть до известного конфликта с официальной церковью, так и не завершившегося примирением. Даже отпевание писателя проводил тайно некий священник, рисковавший при этом всей своей карьерой и саном.
Имеющиеся выставочные возможности позволили сотрудникам литературного музея рассказать и проиллюстрировать экспонатами историю и сюжеты основных, монументальных произведений Льва Николаевича. Этому способствовала широкая популярность его творений, обеспечившая внимание иллюстраторов в лице самых известных художников.
Колоритный облик Льва Толстого также привлекал внимание живописцев и скульпторов того времени, да и более поздних лет. Один только Репин писал его изображения около 70 раз, включая карандашные наброски, этюды и масштабные произведения маслом и другими красками.
Привлекает внимание посетителей портрет писателя в полный рост, босоногого, в самой простейшей одежде, так и поименованное Репиным – Толстой босой.
Тот же Илья Репин написал великолепную картину, изображающую писателя за работой в комнате под сводами имения Красная Поляна. Интересен не только облик изображенного в профиль Толстого за написанием очередной страницы, но и окружающая обстановка.
Свойственная урожденному графу скромность и непритязательность в быту прописана здесь с предельной ясностью. Выписаны предметы, которыми Толстой реально пользовался в своих разнообразных занятиях – деревянная лопата для уборки снега, крестьянская коса в углу и лучковая пила на гвозде в стене.
Этажерка между прочими экспонатами содержит ряд любопытных экспонатов, в том числе замечательную статуэтку Клодта, изображающую Толстого за вспашкой земли. На нижней полке сделанные самим писателем полусапожки, выполненные достаточно искусно.
Коллекция фотографий Толстого поразительно велика, что объясняется прижизненным причислением к классикам и чрезвычайно колоритным обликом. Снимки запечатлели Льва Николаевича не только за литературными трудами, он занимался многими работами и ремеслами. Запечатлен он во всех видах сельскохозяйственных работ, от труда сеятеля до участника сенокоса.
Часы отдыха и досуга также подробно запечатлены на снимках. Есть фото писателя, играющего в городки, теннис и шахматы, кадры на коне и с велосипедом. Запечатлены встречи Толстого со многими выдающимися современниками и семейные фотографии со множеством персонажей.
Удивляет открытость великого писателя, его терпимость к пристальному и постоянному вниманию незнакомых и неизвестных ему людей.