Литературный музей Института русской литературы

Погода Novaya Gollandiya

легкий дождь

0 °C
Ветер
4.81м/с
Давление
764 мм рт. ст.
Влажность
96 %

Литературный музей, известный как Пушкинский Дом – подразделение Академии наук в составе Института русской литературы, богатейшее хранилище не только книг и рукописей. Здесь собраны уникальные образцы изобразительного искусства, в том числе выполненные самими литераторами, и личные вещи писателей и поэтов. Льву Толстому и Лермонтову посвящены персональные залы, отдельные выставки представляют жизнь и творчество других корифеев русской литературы.

Институт и музей располагаются в историческом. Первоначально это здание строилось в 30-х годах XIX века для размещения Петербургской таможни. Заметно конструктивное сходство с противостоящей Кунсткамерой, венчается сооружение куполом на цилиндрическом барабане с большими продолговатыми оконными проемами.

Целью строительства этой надстройки был контроль за прибытием грузовых судов. Портик фасада на восьми колоннах украшен статуями покровителей мореходства, торговли и плодородия – Нептуна, Меркурия и Цереры, отлитыми из меди. Проектировал здание архитектор Лукини с привлечением Стасова.

Строительством здания таможни василеостровской Стрелке был придан  завершенный облик, сохранившийся до наших дней. Перенос портовых сооружений в более глубоководную зону, вызванный необходимостью приема судов большего водоизмещения, привел к переводу и таможенных служб. В 1885 году здесь поселили семьи государственных чиновников, а в 1927 году здание обрело своих нынешних хозяев.

В ознаменование 200-летия великого поэта перед зданием был установлен бюст Пушкина. Бронзовая скульптура, выполненная по проекту Шредера, установлена на высоком гранитном пьедестале.

Бюст Пушкина работы Шредера, установленный возле литературного музея академического Института русской литературы в Санкт-Петербурге к 200-летнему юбилею великого поэта.

Солидная лестница бывшего государственного ведомства из серого камня сохранена в первозданном состоянии. На верхней площадке на стене размещено живописное полотно кисти Айвазовского и Репина, редкий пример соавторства двух художников. Айвазовский неподражаемо изображал морскую стихию – воду и прибрежные скалы, но считал себя слабым портретистом.

Несмотря на неплохие отзывы о своих портретных работах, он попросил Репина написать фигуру Пушкина на картине, изображающей прощание поэта с морем. Совместное произведение получилось очень удачным, отлично иллюстрирующим одно из самых известных пушкинских стихотворений.

Поднимающиеся по лестнице посетители литературного музея выходят к любопытному живописному полотну. Фигуру прощающегося с морем поэта написал Репин, море и скалы – Айвазовский.

Наряду с другими историческими периодами, литературный музей представляет достаточно обширную экспозицию о русской литературе  второй половины XIX века. В зале с расписным арочным потолком для размещения экспонатов использованы стенды различной конструкции, где выставленные предметы, произведения и вещи защищены прозрачными кожухами.

Даже не приближаясь к выставленным экспонатам и развешенным портретам, многие посетители узнают полотно с изображением Тургенева и бюст задумчивого Достоевского. Вблизи портрета Ивана Сергеевича уместно размещен типичный пейзаж российской природы, прекрасно описанной в его произведениях.

Общий вид экспозиции русской литературы второй половины XIX века в литературном музее. Даже не подходя вплотную, можно определить изображение Тургенева и бюст Достоевского.

В том же зале привлекает внимание бюст солидного господина в форменном мундире. Изображает он облик члена царской семьи, великого князя Константина Константиновича Романова. Он не был лишен поэтического таланта, публикуя свои стихи под инициалами К. Р., и встречался со многими литераторами той поры. Велик был и вклад высокопоставленной персоны в создание литературного музея, поскольку царский родственник руководил тогда Академией наук.

Кроме музейных стендов, вдоль стен можно видеть предметы мебели той эпохи, некоторые из которых принадлежали известным писателям и поэтам. Кресло и стулья, массивный шкаф и другие вещи, имевшие известных хозяев, имеют об этом информационные таблички.

Наряду с пишущими литераторами, экспозиция представляет посетителям и известнейших литературных критиков и публицистов своего времени. Герцен и Белинский, Чернышевский и Писарев не просто анализировали литературные тенденции, они оценивали текущее состояние общества, предсказывая и отчасти направляя его развитие.

Противоположная стена той же самой экспозиции. Слева бюст великого князя Константина Константиновича Романова, автора неплохих стихов под инициалами К. Р. и одного из основателей литературного музея.

Масштабу литературного таланта Льва Толстого соответствует отдельный зал, посвященный его творчеству и личности самого читаемого в мире русского писателя. Освещены главные события биографии великого старца, вплоть до известного конфликта с официальной церковью, так и не завершившегося примирением. Даже отпевание писателя проводил тайно некий священник, рисковавший при этом всей своей карьерой и саном.

Имеющиеся выставочные возможности позволили сотрудникам литературного музея рассказать и проиллюстрировать экспонатами историю и сюжеты основных, монументальных произведений Льва Николаевича. Этому способствовала широкая популярность его творений, обеспечившая внимание иллюстраторов в лице самых известных художников.

Творчеству и многогранной личности Льва Николаевича Толстого посвящен отдельный зал литературного музея. Изображения писателя соседствуют с иллюстрациями к его крупнейшим произведениям.

Колоритный облик Льва Толстого также привлекал внимание живописцев и скульпторов того времени, да и более поздних лет. Один только Репин писал его изображения  около 70 раз, включая карандашные наброски, этюды и масштабные произведения маслом и другими красками.

Привлекает внимание посетителей портрет писателя в полный рост, босоногого, в самой простейшей одежде, так и поименованное Репиным – Толстой босой.

Тот же Илья Репин написал великолепную картину, изображающую писателя за работой в комнате под сводами имения Красная Поляна. Интересен не только облик изображенного в профиль Толстого за написанием очередной страницы, но и окружающая обстановка.

Свойственная урожденному графу скромность и непритязательность в быту прописана здесь с предельной ясностью. Выписаны предметы, которыми Толстой реально пользовался в своих разнообразных занятиях – деревянная лопата для уборки снега, крестьянская коса в углу и лучковая пила на гвозде в стене.

Этажерка между прочими экспонатами содержит ряд любопытных экспонатов, в том числе замечательную статуэтку Клодта, изображающую Толстого за вспашкой земли. На нижней полке сделанные самим писателем полусапожки, выполненные достаточно искусно.

Литературный музей демонстрирует множество изображений Толстого на холсте и бумаге, в бронзе и мраморе. Из личных вещей приметны сапоги на нижней полке этажерки, пошитые самим писателем.

Коллекция фотографий Толстого поразительно велика, что объясняется прижизненным причислением к классикам и чрезвычайно колоритным обликом. Снимки запечатлели Льва Николаевича не только за литературными трудами, он занимался многими работами и ремеслами. Запечатлен он во всех видах сельскохозяйственных работ, от труда сеятеля  до участника сенокоса.

Часы отдыха и досуга также подробно запечатлены на снимках. Есть фото  писателя, играющего в городки, теннис и шахматы, кадры на коне и с велосипедом. Запечатлены встречи Толстого со многими выдающимися современниками и семейные фотографии со множеством персонажей.

Судя по табличкам на мебели, многие вещи в литературном музее принадлежали его семье. На стене коллекция фотографий Льва Толстого в различные моменты творчества и отдыха.

Удивляет открытость великого писателя, его терпимость к пристальному и постоянному вниманию незнакомых и неизвестных ему людей.

Нет комментариев

Войдите, чтобы добавить комментарий