Основой экспозиции зала М.Ю. Лермонтова стала сохранившаяся коллекция музея закрытого в 1917 году военного учебного заведения – Николаевского кавалерийского училища младших офицеров в Петербурге, выпускником которого в чине корнета был молодой поэт.
Создание музея училища – целиком заслуга тогдашнего его директора, участника войны с турками, генерала барона Александра фон Бильдерлинга, организовавшего сбор экспонатов у родных и знакомых поэта. Сохранением раритетов мы обязаны неизвестным большевикам, при закрытии училища передавшим все Пушкинскому Дому.
Коллекция училища располагала бесценными экспонатами, попавшими туда после трагической гибели поэта. Вся чрезвычайно короткая жизнь Лермонтова могла быть проиллюстрирована этими экспонатами. Именно их наличие позволяет считать лермонтовский зал литературного музея в Питере крупнейшим посвященным поэту хранилищем.
На стене зала Лермонтова можно видеть его крупный портрет, написанный в овале на золотом фоне, в такой же раме. Здесь же живописные работы самого поэта, увлекавшегося изобразительным искусством с детских лет.
Он учился рисовать, брал уроки у профессиональных художников и достиг приличного уровня мастерства. В экспозиции представлено большинство известных работ Михаила Юрьевича.
Многие из них написаны на Кавказе, куда он был переведен по службе, а фактически отправлен в ссылку за первую свою дуэль. Виды Пятигорска, живописные окрестности и старинные развалины – основные сюжеты его картин.
Кроме традиционных музейных витрин и стендов, экспозиции литературного музея содержат множество предметов обихода и меблировки. Представлены различные предметы, являвшиеся собственностью или использовавшиеся выдающимися литераторами.
Здесь различные рабочие места писателей – письменные столы, бюро и секретеры. Есть шкафы для книг, примечательны высокие часы в углу рассматриваемой экспозиции.
На стене размещено множество портретов, в том числе легко узнаваемый образ выдающегося баснописца Ивана Андреевича Крылов.
Обширная выставка посвящена персонально великому писателю и драматургу Николаю Васильевичу Гоголю в зале русской литературы первой половины XIX века. Кресло из имения Аксакова, где Гоголь гостил и сидел именно на нем, недавно пополнило экспозицию.
Много изображений классика, в том числе бюст работы скульптора Рамазанова и узнаваемый портрет, выполненный Моллером. Здесь также много мебели соответствующего периода, картин и бытовых предметов.
Разнообразна по характеру экспонатов экспозиция, посвященная прекрасному периоду развития русской культуры– Серебряному веку. Приевшееся в определенной степени преобладание реализма породили, прежде всего в поэзии, целый ряд сменяющих и соперничающих направлений – символизм, акмеизм, футуризм и другие течения.
Именно представители этих направлений диктовали поэтическую моду первых двух десятилетий прошлого века. Наряду с поэзией новые течения проявились и в театральном искусстве, и деятели сцены достойно представлены в экспозиции.
Афиши известных спектаклей выставлены вместе с анонсами популярных в этот период поэтических вечеров, нередко представлявших формат диспутов. Демонстрируется много личных вещей литераторов и режиссеров той поры, а в центре выставки известная соломенная шляпа Чехова.
Он, Горький и Бунин были в числе сохранивших верность реализму, стилю вечному и неумирающему.
Алексей Максимович предстает на крупном портрете в простенке между двумя окнами этого зала. Писатель, обласканный и до революции, и особенно после ее свершения, изображен сидящим за столом на фоне пейзажа. Портрет выполнила художница Валентина Ходасевич, племянница известного поэта, в 1918 году.
Символично в какой-то степени, что именно Горький был некоторое время директором Пушкинского Дома, здесь же он оставил свою библиотеку при отъезде на зарубежный курорт на длительное время. Велик и его личный вклад, как в пополнение фондов литературного музея, так и всемерное прославление творчества великого Пушкина.