Музей Гоголя в Москве появился только в 2009 году, к 200-летнему юбилею великого писателя. Разместился он в доме, бывшем последним московским жилищем и местом кончины Гоголя.
Особняк участника войны 1812 года генерала Талызина был вторым домом этого дворянина, ставшим музеем – в первом ранее разместился архитектурный музей. Единственное сохранившееся жилье великого писателя закономерно стало мемориальным зданием. Двухэтажный дом с арочной входной группой вмещает, помимо гоголевской экспозиции, и обширную библиотеку.
Прихожая мемориального дома
Мемориальная экспозиция занимает комнаты первого этажа, часть из которых при жизни Гоголя были предоставлены в его распоряжение. Часть помещений предстают в том качестве, в каком использовались при проживании здесь писателя. Некоторые комнаты переоборудованы в музейные из хозяйских, служивших семейству сенатора Толстого Алексея Петровича.
Прихожая оборудована вешалкой, на которой висят черные плащ и цилиндр. Именно в таком облачении Гоголя представляют многие, привыкшие к образу, запечатленному на множестве скульптурных и живописных изображений. Таким приемом создатели экспозиции музея Гоголя подчеркивают личное присутствие персонажа, которому он посвящен.
Другим значимым предметом в прихожей предстает дорожный чемодан писателя, по размерам и форме больше похожий на объемистый сундук. Это символ более чем десятилетнего периода жизни писателя, проведенного за рубежами России. Европейские странствия и проживание в Италии снабдили Гоголя новыми материалами и сюжетами для его произведений.
Чемодан не размещен так, как обычно располагают подобные предметы, он установлен на символической стеклянной повозке. Композиция ориентирована на создание определенного образа героя – путешественника и творческой личности, не только перевозящего с собой необходимые предметы быта, но и пополняющего свой творческий багаж.
Гостиная дворянского особняка
Оформленная в голубых тонах стен и красноватых оттенках пола и мебели гостиная сенатора Толстого служила всем обитателям дома, но в музейной экспозиции она оформлена предпочтительно вещами, связанными с Гоголем. Здесь писатель принимал своих гостей – как давних друзей Аксакова и Щепкина, так и друзей по литературной работе, рассказывал о своих произведениях и дальнейших планах, знакомился с новыми авторами и их работами.
Гостиная обставлена мягкой мебелью, расставленной вокруг небольшого столика с личными вещами и книгами, с цветным ковром под ногами. Ниже иконы в красном углу на стенах развешаны картины и гравюры с видами тех мест, где побывал Гоголь во время своих путешествий и заграничного проживания.
Одним из предметов первостепенного внимания посетителей музея Гоголя является камин в этой гостиной. Причина такого отношения не в уникальности конструкции или внешнего вида, а в роли этого отопительного устройства в истории литературы. Именно в этой топке Гоголь за декаду до своей кончины сжег черновики произведений, среди которых предположительно был и второй том Мертвых душ.
Однако что именно было здесь предано огню, доподлинно неизвестно, и вряд ли когда-либо прояснится. Найденные после смерти писателя разрозненные фрагменты самого значительного произведения Гоголя позволили воссоздать содержание и издать этот шедевр мировой литературы.
Кабинет Гоголя, он же спальня писателя
Рабочий кабинет Гоголя в мемориальном доме обставлен необходимой для работы и отдыха мебелью темных тонов, стены здесь тоже зеленого цвета, но гораздо бледнее. Слева расположена раздвижная ширма на ковре, далее письменный стол. Как и в гостиной, столешница покоится на единственной фигурной ножке – видимо, именно такая конструкция особенно нравилась писателю и была удобна для работы. Дополняют меблировку небольшой книжный шкаф и конторка для письма стоя.
Конторка является самым главным экспонатом писательского кабинета, поскольку манера писать стоя была характерна для Гоголя, судя по схожим отзывам многих навещавших его друзей и других современников. На конторке стоит небольшой портрет Пушкина, с которым Гоголь был знаком лично и даже поддерживал дружеские отношения. Более того, есть свидетельства о передаче Пушкиным сюжетов Ревизора и Мертвых душ для их использования Гоголю.
На письменном столе кабинета настольная лампа, книга и рукописи под защитным прозрачным укрытием. Диван и два стула расположены рядом, обивка мебели хорошо подобрана в тон окраске стен, занавесу на дверном проеме и даже абажуру светильника. За столом Гоголь писал, утомившись стоять у конторки.
Здесь же он принимал некоторых посетителей, которым не мог отказать в приеме во время работы. На стене в рамках – графические работы, в которых отмечается отсутствие ярких красок, случайно или в соответствии с предпочтениями хозяина кабинета.
За бросающейся в глаза раздвижной ширмой расположено спальное место Гоголя, предпочитавшего сон непосредственно возле места творческих занятий. Ширма отгораживала от возможных посетителей односпальную кровать, укрытую простенькой накидкой.
Сама кровать выполнена мастерски из массива древесины, украшена виртуозной резьбой по дереву, изображающей растительный узор, подчеркнутый шишками на боковых стойках.
Также за ширмой просматривается изразцовая облицовка отопительной печи, необходимой любящему тепло и не блещущему здоровьем писателю.
Тематический зал комедии Ревизор
Одна из комнат мемориального музея Гоголя посвящена его бессмертной комедии. Оформленное в характерных для театральных залов красных и розовых тонах, с обильными драпировками и таким же образом окрашенной обивкой мебели, помещение служило для встреч с театральными режиссерами и актерами. Острая и обличительная сатира знаменитой комедии произвела большое впечатление на публику, в том числе на посетившего премьеру в Александринском театре Петербурга императора Николая Первого.
Он принял пьесу благожелательно, хотя жесткую критику принял как личную, и повелел всем министрам Кабинета посетить спектакль. Московская премьера проходила в Малом театре с огромным успехом. Удивительно, но до сих пор бессмертная сатира Гоголя остается столь же актуальной, а Ревизор не покидает театральных сцен. Очевидно, что высмеиваемые в пьесе недостатки живы и сегодня.
Самому же Гоголю игра актеров Малого театра не понравилась, и он пригласил исполнителей ролей в приемную хозяина дома, любезно предоставленную графом Толстым. Авторское чтение текста пьесы, озвучивание монологов героев автором Ревизора было бесценным пособием для театральных артистов.
В память об этом событии и о первых исполнителях непростых монологов пьесы оборудован тематический зал музея гоголя, украшенный портретами театральных персон того времени и большим изображением самого автора.
Комната памяти
Незадолго до кончины Гоголь пожелал вместо кабинета ночевать в другой комнате, ранее предназначенной для гостей особняка. Сохранилась кушетка, на которой умер великий русский писатель, и посмертная маска, снятая скульптором Рамазановым.
Публикуется множество версий первопричин смерти Гоголя, в которых не медику разбираться непосильно. Раздуванием необоснованных слухов о душевной болезни, вызвавшей голодание и смерть от истощения, занимался даже уважаемый многими и поныне Чернышевский.
Скорее всего этой причиной было причудливое сочетание унаследованного от отца страха погребения заживо в летаргическом сне, перенесенных болезней и их рецидивов и недостаточного уровня медицинской диагностики.
В комнате памяти музея Гоголя размещены рисунки места отпевания – церкви Святой Татьяны, а также погребения – Свято-Данилова монастыря. При этом погребение не было последним, из-за ликвидации монастырского кладбища писателя в 30-х годах прошлого века перезахоронили на Новодевичьем кладбище.
Зал Воплощений
Необычный для мемориальных музеев зал оборудован в бывших служебных помещениях особняка. Руками художников и фантазией сотрудников музея Гоголя создана интерактивная композиция, воплощающая темы и героев произведений писателя, его окружение – родственников, знакомых и друзей.
Здесь представлены как вещественные экспонаты, так и впечатления от гоголевских произведений, навеянные ими картины прошлого и будущего. Соседствуют фантастические картины восприятия литературных сюжетов и реалистические изображения местности и обстановки, в которых развертывались описываемые писателем события.
В этом зале установлены несколько компьютеров, которые содержат в электронном виде сведения о биографии Гоголя и окружавших его людях. В привычном для нового поколения виртуальном выражении – темы и сюжеты произведений, их герои с мыслями и действиями.
У мониторов постоянно скапливаются преимущественно юные посетители музея Гоголя, хотя растет и количество взрослых и даже пожилых. Все больше становится посетителей, охотно использующих современные информационные технологии для более глубокого знакомства с биографией и творчеством литературного классика.
Переход на второй этаж музея Гоголя
Коридор, в котором устроены эти необычные ниши, увешан иллюстрациями и графическими изображениями. Здесь те же сведения отображаются в более традиционном формате, их можно использовать для проверки точности восприятия виртуальной информации. Часто этим пользуются ведущие школьных экскурсий, да и обычные посетители не глядя мимо не проходят.
Деревянная лестница с массивными ступенями и солидными широкими поручнями ведет между двух колонн на второй этаж здания. Там в период пребывания Гоголя проживала семья хозяина дома, а сейчас находятся библиотека с читальным залом, а также помещение для публичных мероприятий.
Больших размеров старинное зеркало в деревянной оправе отражает потолочную люстру и поднимающихся наверх посетителей.
Концертный зал
Помещение, условно именуемое концертным залом, служит для проведения самых разнообразных мероприятий. Здесь выставлена часть живописных произведений музейного собрания, имеется рояль и аппаратура воспроизведения и усиления звука. Здесь же проводятся традиционные ежегодные гоголевские чтения, охватывающие различные аспекты творчества писателя и его влияние на культуру различных народов.
Сохранена и память о последних хозяевах особняка, давших писателю удобное пристанище, окруживших его добрым вниманием и постоянной заботой. Одна из стен концертного зала отведена под размещение витрин с семейной коллекцией фарфоровых изделий, достаточно представительное и ценное собрание.
Сервизы и сувенирные тарелки, статуэтки и фигурки вызывают интерес посетителей, неожиданно получающих дополнительные впечатления. Прижизненные портреты сенатора графа Толстого А.П. и его супруги размещены на стене поверх витрин экспозиции.
Библиотечные залы
История существования библиотеки намного старше самого музея Гоголя, через 2 года ей исполнится 90 лет. У истоков создания научной библиотеки, посвященной в том числе и творчеству Гоголя, стояла супруга пролетарского вождя Ленина – Надежда Крупская.
Зал библиотечного абонемента выглядит традиционно для подобных помещений, центральным объектом здесь является широкий стол для работы посетителей с обширной картотекой.
Читальный зал выглядит очень уютно благодаря ковровым дорожкам, подобранным в тон занавесям окон с зелеными растениями на подоконниках. Посетителям предоставляются удобные рабочие места за массивными столиками на одного человека.
Здесь же расставлены удобные мягкие диваны для отдыха. Сочетание музейной экспозиции и библиотечных помещений никоим образом не порождает конфликтов и неудобств, напротив, появляется возможность совместить две цели посещения.
История памятника
Во дворе особняка установлен памятник великому писателю, созданный скульптором Н.А. Андреевым к 100-летнему юбилею со дня рождения Гоголя – в 1909 году. Этот российский и советский ваятель выполнил несколько памятников деятелям искусства, в том числе Островскому, Герцену и Огареву. Неоднократно работал он и над образом Ленина.
Памятник Гоголю, хотя и был дебютом Андреева в монументальной скульптуре, удался ему более всех прочих и заслуженно считается шедевром. Сооружался монумент на собранные пожертвования, медью обеспечил уральский заводчик Демидов. Постамент украшен барельефами героев основных произведений писателя.
Вопреки традициям создания памятных монументов скульптор изобразил великого писателя в непростой, даже трагичной ситуации. Опущенные плечи ссутулившегося писателя выдают его подавленное состояние в период творческих сомнений и душевного кризиса. Как бы озябший Гоголь изображен сидящим и кутающимся в свой просторный плащ .
Памятник, установленный на Гоголевском бульваре, плохо сочетался с идеалами социалистического реализма и не нравился регулярно проезжавшему мимо Сталину . По этим причинам, с одобрения вождя народов монумент убрали сначала к месту первичного захоронения Гоголя в Даниловском монастыре, а затем на постоянное место у музея.