Мемориальный музей Алексея Толстого расположен в той же усадьбе Рябушинского, что и музей Горького. Красный граф, как называли Толстого, занимал бывший флигель для прислуги состоятельного промышленника. Памятная доска с барельефом писателя укреплена на стене исторического здания. В самой квартире сохранена подлинная обстановка, живописная и антикварная коллекции писателя, переданные государству по завещанию вдовы, умершей в 1982 году.
В коридоре посетители проходят мимо пирамиды разномастных сундуков, символизирующих странствия и многочисленные переезды. Алексей Толстой приход к власти большевиков и разразившуюся Гражданскую войну воспринял без восторга, до 1923 года жил в эмиграции в Стамбуле, Берлине и Париже.
Вернувшись в Россию, сменил несколько жен и мест жительства, в мемориальной квартире жил с последней супругой около 10 лет. Направление посетителям указывает стрелка и надпись на простом листе бумаги, укрепленном на двери.
На стене лестничной клетки флигеля укреплен живописный портрет Алексея Толстого кисти известного художника Корина, лауреата Ленинской премии за серию более поздних работ. Писатель изображен сидящим в кресле на фоне книжного шкафа.
Задумчивое выражение лица и потухшая трубка в руке могут изображать реальные размышления над сюжетом последней части романа о Петре Первом, закончить который писатель так и не успел. В этом же здании были написаны многие произведения Алексея Толстого, завершающие его многогранное и разностороннее творческое наследие.
Недюжинный литературный дар и увлекательность произведений принесли Алексею Толстому читательское признание. Лояльность к большевистской идеологии и пропаганда советской власти обеспечили внимание и благодарность правящей верхушки.
После смерти своего соседа по дому Максима Горького Толстой возглавил Союз советских писателей, получил за свои книги три Сталинских премии и несколько орденов, был депутатом Верховного Совета.
Под портретом вытесанная на конце стоящего бревна фигурка главного героя сказки Золотой ключик, или Приключения Буратино. Количество произведений для малышей в обширном библиографическом списке Алексея Толстого составляет несколько десятков, а упомянутая сказка стала практически народной и, похоже, обречена на бессмертие.
Вышли из-под пера писателя не только сказки, но и близкие к ним по богатству замысла фантастические произведения, положившие начало этому жанру в российской литературе. Романы Аэлита и Гиперболоид инженера Гарина отличаются занимательностью сюжетов и богатством деталей, делающих содержание произведений актуальным и для современного читателя.
Главными же произведениями Алексея Толстого признают многоплановую трилогию Хождение по мукам и исторический роман Петр Первый. В трилогии писатель пытается художественными средствами обосновать неизбежность и необходимость революционных событий в России, их благо для простого народа и творческой интеллигенции.
Трехтомник об императоре, авторе коренных реформ в стране и обществе, великом полководце Петре Первом пытается показать все величие и масштаб личности этого незаурядного человека. Долгие годы Толстой работал над этим образом, не случайно в мемориальной квартире столько портретов императора и вещей петровской эпохи.
В прихожей мемориальной квартиры музея Алексея Толстого висит старинное зеркало в уникальной резной оправе. Напротив многоместная вешалка для одежды и головных уборов со стойкой для зонтов и тростей. Предметы мебели коллекционного качества размещены даже в узком коридоре, ведущем к жилым помещениям.
Посетителей музея Алексея Толстого встречают внимательные и квалифицированные сотрудники, готовые сопроводить экскурсию подробными комментариями и ответить на все возникающие вопросы.
Просторный рабочий кабинет писателя обставлен выбранной им лично мебелью, украшен предметами из его многочисленных собраний редкостей.
Где бы он не жил, Толстой соблюдал принцип наличия четырех столов: большого письменного для чтения и редактирования, малого с пишущей машинкой для набора текстов, чайного столика у камина и кафедры для письма стоя, размещенной в углу помещения.
На столешнице письменного стола разложены редактируемые черновики и наброски, стоит красочная чернильница и светильник с абажуром, бронзовая статуэтка и еще несколько изящных мелочей. Дополняет меблировку кабинета несколько шкафов и комодов мастерской работы, оригинальный диван с тумбами вместо боковых поручней.
Стол для печати на машинке не содержит ничего лишнего, только запас бумаги да массивная пепельница в форме причудливой раковины, выдающей пристрастие хозяина к курению.
Действующий камин сооружен по желанию последнего жильца, в подсобных помещениях дворянской усадьбы его не могло быть. Причудливые вазы и изящные подсвечники, солидные часы расставлены на верхней каминной доске.
Кирпичная кладка камина украшена вставками из натурального камня, лежащие возле топки кочерга и щипцы свидетельствуют о реальной эксплуатации камина по назначению.
На круглом столике чайник с чашками, и снова пепельница неисправимого курильщика. Уютные кресла с закругленными спинками располагают как к дружеской беседе, так и к размышлениям в одиночестве, в компании с любимой трубкой.
Большой зал гостиной использовался и как парадная столовая, это иллюстрируется накрытым столом с расставленными тарелками и другими предметами семейного сервиза и расставленными вокруг стульями.
Вогнутый диван занимает дальний угол помещения, в простенке между окнами большое старинное зеркало. Сервант украшен вазами и статуэтками, на стенах живописные полотна известных художников.
Свою долю в формирование изысканного облика помещения вносит и многоламповая люстра, украшающая парадный зал сиянием хрустальных кристаллов.
Бывшая спальня писателя приспособлена под выставку антикварной мебели, приобретенной Алексеем Толстым при жизни.
Самое светлое помещение мемориальной квартиры, в котором самый длинный оконный проем вдоль скошенной стены флигеля, отлично подходит для демонстрации уникальных изделий старых мебельщиков.
Синие стены образуют единое пространство с примыкающими помещениями, оформленными подобным же образом.
Подобный по составу предметов набор мягкой мебели, что и в предыдущей части комнаты, установлен в проеме между двумя коридорами.
Рядом с диваном, который называется «жаба» здесь размещено живописное полотно, изображающее интеллигентного охотника – аристократа. Камзол и цилиндр, старинное ружье и гончие собаки подтверждают эту версию.
Слева расположен переход в другие помещения музея Алексея Толстого, справа приоткрытый занавес позволяет видеть зрительские стулья в следующем зале.
Окрашенный в такой же густой синий цвет Малый зал оборудован на месте кухонных и подсобных помещений. Наличие колонн и портика позволило выделить зону для выступающих, а вполне достаточный объем помещения вместил приличное число стульев для зрителей.
Зал используется для проведения разного рода публичных мероприятий – литературных вечеров и тематических конференций, писательских встреч и других.
Посещение музея Алексея Толстого целесообразно объединить с походом в мемориальное жилище Горького, находящееся рядом.
Само здание, проект которого выполнен знаменитым архитектором Шехтелем, также достойно обозрения, признано памятником зодчества федерального уровня. Комплексная экскурсия получится насыщенной и познавательной.
В свое время А. Толстой принял революцию, адаптировался к ней. Дети воспитывались не его лирически-нестандартных произведениях. Первое знакомство, конечно, было с Буратино – отлично для малышей. (И я так и не смогла потом принять Пинокио. Для меня он остался сухим и неинтересным.) Поэтому в музей ребенка повела тоже после прочтения этой сказки и «Детства Никиты»
Нам понравилось: просторно, воздушно, много эстетичных картин, уникальной мебели. Хотели бы прийти сюда на литературный вечер или другое мероприятие для детей.
Прикольно! Я бы точно посетила этот музей по возможности. Книжку о Буратино мне когда-то подарили и я ее залпом прочитала. Хочу заметить, что фильм также не вызвал равнодушия. Счастливое время, которое не возвратить…
В юности я дружил с последним литературным секретарем писателя — О.Б.Никифоровой. А та частенько бывала в гостях у вдовы Алексея Николаевича. Так что про эту квартиру (ещё не музей) я знал много из рассказов живой современницы, в том числе, историю, как в конце 70-х жилища обеих дам почти одновременно были ограблены на предмет живописи и бриллиантов. Поэтому, всякий раз посещая этот необычный дом, чувствую некоторую сопричастность, узнаю предметы похожего стиля, которые обе семьи, вероятно, покупали одновременно. Одно из самых атмосферных мест в Москве, где можно спокойно подышать воздухом эпохи.
Музей Толстого показался мне довольно солидным, внушительным. Позабавили пирамиды сундуков в коридоре и как только с этими сундучками Толстой путешествовал по свету и путешествовал, судя по всему,немало. В музее мне понравилась комната с камином. Представляю, как уютно сидеть вечерами перед уютным огнем и размышлять о героях нового романа или вести дружескую беседу.
Действительно, два мемориальных музея больших русско-советских писателей расположены в одном дворе. Максима Горького после возвращения из-за границы поместили (вопреки его желанию) в прекрасный особняк, построенный архитектором Шехтелем по заказу промышленника Рябушинского. Алексею Толстому достался флигель для прислуги, и там удалось образовать комфортабельное жизненное пространство, сохранившее уют до наших дней (что отчетливо видно на фотографиях, иллюстрирующих статью). Не раз с удовольствием посещала проходившие там концерты классической музыки. Это было настоящее камерное музицирование в почти домашней обстановке для небольшого числа слушателей. Иное впечатление от музея Горького. Дом сильно пострадал, переходя после революции из рук в руки. Мемориальный музей внутри не очень выразителен: быт пролетарского писателя скуден и убог. Архитектурный облик особняка, который считают жемчужиной русского модерна, не соответствует своему внутреннему наполнению. Однако посмотреть стоит. Мемориальные музеи тем и хороши, что через них считываются исторические эпохи, а не только бытовые привычки прошлых жильцов.