Русский музей. Михайловский замок

Погода Aptekarskiy

легкий дождь

15 °C
Ветер
1.19м/с
Давление
760 мм рт. ст.
Влажность
0 %

Михайловский замок в Санкт-Петербурге, бывшая резиденция императора Павла Первого — единственное в нашей архитектуре здание, названное именем святого. В отличие от одноименного (но в честь великого князя) здания дворца, в котором находится Русский музей, замок носит имя покровителя рода Романовых, Михаила Архангела. Сейчас здесь филиал упомянутого хранилища произведений изобразительного искусства.

Склонный к символизму император выбрал для строительства замка место, где он родился в летнем дворце Екатерины Великой. Это исток Мойки из Фонтанки, неподалеку от нынешней площади Искусств, где позже возвели дворец великого князя Михаила Павловича, младшего сына из десяти детей убитого императора. Севернее Михайловского замка находится Летний сад, южнее — главный городской цирк.

Старое строение было снесено, в кратчайший срок возвели замок по проекту великого зодчего Василия Баженова. Вел строительство автор внутреннего убранства замка, придворный архитектор  Бренна.

Статус именно замка строение вполне оправдывает, образуя замкнутый прямоугольник и восьмигранный внутренний двор.  Здание окружал наполненный водой Воскресенский канал с трехпролетным мостом.

Панорама Михайловского замка и его окрестностей с высоты птичьего полета. Хорошо просматривается прямоугольный контур и восьмигранник внутреннего двора.

Для постройки Михайловского замка были собраны мастера каменной кладки и другие ремесленники со всей России. Материалы для строительства и отделки приобретались в срочном порядке, израсходовали даже мрамор, заготовленный для Исаакиевского собора. Возведение замка при круглосуточном ведении работ заняло всего 3 года, однако проживание императора в нем оказалось намного короче.

Павел I был убит через 40 дней после освящения резиденции, заговорщики действовали с негласного одобрения его старшего сына и наследника престола, будущего властителя Александра Первого. Правящее семейство после трагедии покинуло Михайловский замок, возвратив резиденцию в Зимний дворец.

С 1819 года в замке работало Главное инженерное училище, давшее ему второе наименование.

После революции здесь действовала Военно-инженерная школа, во время Второй мировой войны работал госпиталь, затем Ленинградское военно-инженерное училище и различные организации.

Замок был передан Русскому музею в 1994 году, а к 300-летию города началась полноценная музейная деятельность.

Вид на Михайловский замок со стороны русла реки Фонтанки. Северный фасад с колоннадой выходит на набережную, виден позолоченный шпиль замкового храма Михаила Архангела, покровителя семьи Романовых.

Некогда Михайловский замок занимал обширную территорию, включая конюшни и караульные помещения (кордегардии) на границе владения. Их проектировал руководитель строительства Бренна, предусмотревший двухэтажные здания восьмиугольной формы возле въездных ворот.

На площади перед замком Павел Первый повелел установить монумент Петру Великому, забракованный Екатериной Великой, заказавшей Фальконе создание Медного всадника.

Памятник великому властителю был создан старшим Растрелли, отцом знаменитого архитектора. На постаменте краткая надпись Прадеду правнук, по сторонам барельефы главных сражений Петра.

Перспектива Михайловского замка со стороны центрального фасада. На переднем плане кордегардии – караульные помещения для стражи, перед замком памятник Петру I работы Бартоломео Растрелли.

Макет замка с прилегающей территорией в его фойе дает полное представление о размахе и масштабах этого комплекса. Помимо ограждающей обширную площадь крепостной стены, замыкающейся на кордегардиях, замок и площадь перед ним защищал наполненный водой ров и второй рубеж стен.

Все эти фортификационные сооружения дополняли природные водные преграды – устье реки Фонтанки и вытекающей из нее Мойки, которую тогда именовали Лебединой канавкой. Михайловский замок отвечал всем критериям европейских рыцарских владений, которые были для Павла Первого идеалом и предметом подражания.

Установленный в фойе Михайловского замка макет здания и прилегающей к нему территории. Видны два контура крепостных стен, заградительный ров с водой, перекидной мост и парадный вход.

Парадная лестница Михайловского замка – величественная конструкция из мрамора. Одинарный первый марш ограничен  расписными стенами, на промежуточной площадке он расходится уже двумя маршами к верхней площадке и помещениям замка.

Среди разнообразных украшений выделяется скульптура Умирающая Клеопатра, скопированная по приказу заказчика замка с хранящегося в Ватикане античного оригинала. Точнее, эта копия после гибели Павла Первого была изъята для Эрмитажа, а Михайловскому замку досталась вторичная копия.

В подлиннике сохранился герб Российской империи, единственный в своем роде из-за изменения, внесенного ненадолго, на время 4-х лет царствования хозяина замка. Оно заключалось в помещении на герб креста Мальтийского ордена, великим магистром которого был Павел Первый.

Крест с лучами в форме хвостов ласточки затем с эмблемы государства был удален, и только здесь можно видеть герб с недолговечным изменением.

Весьма длительный период разнообразного использования здания Михайловского замка не позволил сохраниться в нем чему-либо, кроме строительных конструкций и деталей из поделочного камня.

Музейная экспозиция формировалась из богатых запасников головного учреждения – Русского музея. Принципом размещения экспонатов, большинство которых являлось портретами, была избрана сословная принадлежность изображенных личностей.

Первый зал представляет портреты простых людей, выполненные различными художниками в разное время. Здесь рабочие и купцы, интеллигенты и иные личности.

Галерея портретов простых людей в экспозиции живописи Михайловского замка, предоставленная для показа из запасников головного учреждения – Русского музея.

Во втором зале собраны полотна и бюсты, изображающие представителей привилегированного слоя общества – дворянства, российской аристократической части населения. Павел Первый привилегий дворян не отменил, но серьезно ужесточил требования к высшему сословию. Его стремлением было уподобить дворян рыцарскому сообществу, поголовно состоящему на государственной службе.

Через год после воцарения он уволил из армии не явившихся на объявленный общий сбор, затем запретил военным из дворян переход на гражданскую службу без разрешения Сената. Не состоявшим на какой-либо службе дворянам было отказано в участии в дворянских выборах, тем более в занятии выборных должностей.

В то же время Павел резко снизил возможность обретения дворянства простыми людьми, сколь бы велики не были их заслуги.

Бюсты и портреты представителей привилегированного дворянского сословия в экспозиции Михайловского замка. Павел I повысил требования к элите, желая создать прослойку рыцарей на государственной службе.

Отдельно представлены портреты военнослужащих российской армии, которых император стремился уподобить прусскому воинству. Павел ввел преобладание строевой подготовки над обучением всем прочим солдатским навыкам.

Бесконечная муштра в воинских частях чередовалась с парадами и войсковыми смотрами, которые были излюбленными развлечениями властителя. Строжайшая требовательность, даже придирчивость вменялась командирам всех рангов как первейшая служебная обязанность.

Предписывалось выискивать и карать все огрехи в содержании обмундирования и оружия, ошибки в выполнении предписанных маневров и строевых приемов.

В отдельную экспозицию выделены в Михайловском замке изображения военнослужащих в парадном обмундировании. Армию император перестраивал на прусский манер, повысив требования к выправке и строевой подготовке.

Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны, супруги Павла Первого, шикарно украшена колоннами из цветного мрамора с золочеными капителями, поддерживающими нижний уровень потолка, тоже с позолотой. Мраморные вставки в тон колоннам расположены в нижней части стен, в другой комнате дополнены вертикальными полосами такого же камня в простенках между окнами.

Здесь экспонируются драгоценные нательные медальоны с миниатюрными изображениями, при изготовлении которых применялись самые изысканные технологии и материалы. Размещены изделия в пирамидальных стендах на постаментах, обеспечивающих удобство осмотра.

Часть пирамид, на которые попадает солнечный свет, музейные служители затеняют во избежание выцветания изображений на экспонатах. Впрочем, посетителям Михайловского замка салфетки для осмотра разрешается приподнимать.

Возле перехода между залами в нише, обрамленной колоннами из похожего на яшму мрамора размещен портрет молодого мужчины в парадном облачении. Это граф Зубов, уволенный с военной службы по повелению Павла Первого за неявку на проверочный смотр, объявленный императором в начале царствования во имя наведения порядка в армии.

Среди заговорщиков, убивших императора в его собственной спальне, было два брата Зубовых, и кто-то из них нанес Павлу Первому удар в висок тяжелой табакеркой после отказа подписать отречение от престола. Так волею составителей экспозиции возможный убийца вернулся на место преступления.

Портрет одного из заговорщиков, убивших императора Павла I в его опочивальне Михайловского замка. Один из братьев Зубовых, уволенный императором из армии, изображен в парадной одежде.

Один из Тронных залов Михайловского замка выполнен белокаменным с отделкой малиновым бархатом, сочетающейся с позолотой отдельных декоративных элементов и обрамлений живописных полотен. Зал состоит из двух половин, разделенных аркой классической формы.

2 комментария
  1. Не самая, конечно же, знаменитая достопримечательность Санкт-Петербурга. Но я вот там была, мне замок весьма понравился. Как-будто оказываешься в другом времени сразу. Место атмосферное очень. Экскурсоводы там, конечно, просто на зубок знают всю историю замка.

  2. Ну, скажите же, что вы пошутили.

    Экскурсоводы знают историю поднадзорного учреждения очень хорошо, цэ ж хлеб.


Войдите, чтобы добавить комментарий