Одна половина имеет прямоугольную конфигурацию, вторая заканчивается нишей с полусферическим куполом. По бокам ниши установлены фигуры кариатид, выполненные работавшим в России итальянским скульптором Альбани, однофамильцем известного художника.
Он же помогал знаменитому Кваренги при оформлении надгробья Павла Первого в Петропавловском соборе.
В бельэтаже Михайловского замка его супруга устроила хранилище старинных редкостей, названное залом Антиков. При организации музейной экспозиции эта специализация была сохранена, здесь выставлены антикварные шкатулки и кубки, другая посуда и изделия. Они помещены под защитными кожухами из прозрачного пластика на белых подставках.
Здесь наиболее сохранившаяся с павловских времен отделка помещения, особенно своеобразна орнаментальная роспись потолка и свода ниш. Привлекают внимание также дверные створки, украшенные позолоченными элементами.
Галерея Рафаэля так названа из-за когда-то выставлявшихся здесь копий произведений великого итальянца. Со времен Павла Первого сохранились росписи на потолке – картины (плафоны) на исторические сюжеты работы немца Якоба Миттенлейтера, который якобы гримировал травмы на лице убитого заказчика.
По центральной оси зала выставлен ряд экспонатов, внимание привлекают великолепно исполненные декоративные вазы.
На стене первой картиной является портрет Петра Первого кисти художника Дрождина, окончившего Академию художеств после обучения иконописи в мастерской Троице-Сергиевской лавры. Писал он в основном портреты, иногда иконы или копии картин других художников. Далее расположены другие портреты царственных особ.
В Михайловском замке желающие могут просмотреть фильм о картине военного содержания. Показ и комментарий ведется о масштабном полотне с большим количеством персонажей, изображенных с портретной точностью. Документальный фильм рассказывает об истории создания полотна, его авторе и изображенных участниках действия. Воинский смотр или парад проходит на Марсовом поле в Санкт-Петербурге, в старину известном как Царицын луг.
Марсово поле изображено с его северной оконечности, зрители могут узнать расположенные на заднем плане сооружения и приметные ландшафты. Слева виден зеленый массив Летнего сада, далее Михайловский замок и Михайловский дворец, ныне главное здание Русского музея. Правую часть занимает изображение воинских казарм Павловского полка.
Фильм рассказывает о реальных личностях, показанных на полотне в огромном количестве.
Само произведение помещено в нише одной из стен помещения, в сохранившейся с момента создания оригинальной раме необычного устройства. Нижняя планка ее откидывается, позволяя прочесть авторский перечень изображенных на полотне людей.
Картина Григория Чернецова, кратко именуемая Парад войск на Царицыном лугу, изображает праздничное войсковое мероприятие в честь окончания военных действий по подавлению в 1831 году Варшавского восстания в Польше, входившей тогда в состав Российской империи. Заказал полотно лично император Николай Первый, поставивший исполнителю ряд жестких условий.
Композиция картины должна была ориентироваться на полотно немецкого мастера Крюгера Парад в Берлине, персонажи должны были иметь сходство с реальными людьми того времени. Список изображаемых утверждал сам император с подачи министров, перечень неоднократно менялся.
Более 300 портретных заготовок и эскизов потребовалось сделать для выполнения монаршей воли, поэтому работа заняла 5 лет.
Войсковое построение состоит из строев пехотинцев и артиллеристов на левом фланге и кавалеристов на правом. Карета в левой части подвозит императрицу Александру Федоровну, к ней на коне скачет Николай Первый, за ним наследник престола Александр и царская свита.
Зрители стоят на переднем плане, развернувшись к императору спиной – иначе не показать было их лиц, что было непременным условием.
Посетители имеют возможность просмотреть на большом мониторе интересующие их фрагменты картины, что и делают любознательные любители истории и живописи. Можно выбрать любой интересующий персонаж – императора в парадном мундире и треуголке, наследника или любого другого изображенного.
Среди известных людей многие наши знаменитости, в том числе великий Пушкин. Все они лично позировали художнику, который скрупулезно фиксировал даты, место и время зарисовок.
Мраморная галерея, или Георгиевский зал Михайловского замка еще не дождался своей экспозиции, но восстановленный интерьер помещения достоин внимательного осмотра. Облицовка ценными сортами поделочного камня придает стенам шикарный вид, подчеркиваемый вставками из минерала иной расцветки.
Позолота дверей по бардовому фону выделяется своей торжественностью, подчеркнутой белым обрамлением. Арочные ниши с колоннами по бокам и полусферическими сводами выделяются на фоне стен и лепного фриза под потолком. Великолепны позолоченные люстры ажурной конструкции с множеством светильников.
Овальный зал входил в число парадных покоев императора Павла Первого, дверным проемом он соединен с пустующей пока галереей Лаокоона. Скульптурная копия известной статуи, изображающей борьбу героя и его сыновей со змеями, переместили в Эрмитаж, как и многие другие произведения.
Помещение Овального зала значительно пострадало от переделок во время работы военных учебных заведений. Реставраторы восстановили первоначальный облик, выполнив колонны из искусственного мрамора кремовой расцветки, капители которых поддерживают второй ярус помещения.
При проведении реставрационных работ для определения остаточной прочности конструкций производилось вскрытие облицовки на самых напряженных и ответственных участках. В частности, обнажили арочную кладку перекрытия проема, выполненную клиновыми кирпичами в несколько накатов.
Вскрытый фрагмент решили оставить без отделки для демонстрации посетителям стойкости старинного кирпича. Кроме того, этот участок пережил, видимо, попадание вражеского снаряда или авиабомбы во время осады блокированного Ленинграда фашистами, след от повреждения остался до наших дней.
По счастью, сохранились украшающие второй ярус Овального зала барельефы и статуи кариатид, выполненные скульптором Альбани. Утрачены росписи плафонов, о наличии которых говорят старые описания Михайловского замка.
От времен существования Инженерного училища оставлена памятная доска, повествующая об одном из этапов развития военного учебного заведения. Речь идет о расширении и увеличении штата, одобренном в 1894 году императором по представлению военного министра Ванновского.
Военачальник продержался на ответственном посту рекордные 17 лет, но при обострении отношений с Японией был переведен министром просвещения. Получается, была своя номенклатура и в царские времена.
Будущим посетителям Михайловского замка могут встретиться уже другие экспозиции и экспонаты, ведь восстановительные работы и комплектование продолжаются.
Только интереснее будет посещение строения, уникального для российской архитектуры, тем более с такой бурной, хотя и трагичной историей.
Не самая, конечно же, знаменитая достопримечательность Санкт-Петербурга. Но я вот там была, мне замок весьма понравился. Как-будто оказываешься в другом времени сразу. Место атмосферное очень. Экскурсоводы там, конечно, просто на зубок знают всю историю замка.
>Ну, скажите же, что вы пошутили.
>Экскурсоводы знают историю поднадзорного учреждения очень хорошо, цэ ж хлеб.