Привлекательности особой эти включения не представляют, зато явственно подтверждают происхождение драгоценного камня. Мошенники научились подделывать янтарь, но для их разоблачения достаточно погрузить кусочки в крепкий соляной раствор – он потонет, а натуральный янтарь всплывет.
Витрина с не всем понятным названием Минералы гипергенеза рассказывает о возможных изменениях минералов под воздействием поверхностных факторов. Окислительные и другие реакции могут происходить под влиянием кислорода воздуха, различных вод и бактерий. Термин гипергенеза введен Ферсманом в 1922 году.
Наибольшее влияние этих изменений присутствует в верхней части месторождений полезных ископаемых, на границе вскрышных пород и рудных тел, которую называют зоной окисления, где образуется почвенный слой и формируется состав поверхностных вод, образуются глинистые и солевые соединения.
Испытывают определенное воздействие и сами рудные тела, при этом минералы претерпевают изменения состава. Так ведут себя промышленно важные металлы – цветные и железо, причем ближайшие к поверхности слои меняются больше и становятся либо более пригодными для получения чистых металлов, либо наоборот.
Многообразие кристаллов кварца образовано его как бесцветным прозрачным горным хрусталем, так и цветными разновидностями. Кварцем является дымчатый раухтопаз, черный морион и желтый цитрин. Фиолетовый аметист является также разновидностью кварца, залежи этих самоцветов на Урале содержат очень крупные экземпляры.
Адуевские разработки славятся глыбами весом до сотни килограмм. Аметисты широко используются в церковных изделиях, католики называют их камнями кардиналов. Крупная друза цветного кварца украшает экспозицию минералогического музея имени Ферсмана.
Другой интересной формой нахождения кристаллов аметиста является их образование в замкнутых полостях горных пород. Такие полости называются жеодами, иногда они заполнены кристаллами частично или полностью.
Прекрасный образец такого горного проявления из Бразилии выставлен в музее Ферсмана. Полость из трех отростков наполнена кристаллами аметистов, как рыбий ястык икринками.
Жеоды, даже одиночные, достаточно редки в природе и особо ценятся знатоками и коллекционерами. Тройная полость с кристаллами является вообще уникальной находкой.
Еще одним примечательным экспонатом минералогического музея посетительское внимание обозначает малахитовую чашу солидных размеров на высоком пьедестале, делающем изделие видимым со всех концов зала. Неповторимые узоры разных оттенков зелени прекрасно смотрятся на до блеска отполированных поверхностях.
Карбонатное соединение меди использовалось ранее для выплавки этого металла, но месторождения такого типа почти истощены и находки носят случайный характер. Из мелкой фракции медной зелени, как еще именуют малахит, вырабатывают зеленую краску для живописцев. Кусковые образцы используют в ювелирных и декоративных изделиях.
Малахитовый зал Зимнего дворца, колонны Исаакиевского собора и другие объекты облицованы этим красивым минералом, месторождения которого сосредоточены в России на Среднем Урале, известны также в Чили.
Витрина уникальных минералогических образцов содержит многие редкости и диковинки, нечасто встречающиеся в природе. Среди таких экспонатов – самородная медь на верхней полке, имеющая сходство с еловой или пихтовой веткой. Природная медь в металлическом состоянии встречается крайне редко, одна из последних находок обнаружена на алтайском Салаирском месторождении.
А это мне по теме. Был в минералогическом музее Миасса, при Ильменском заповеднике. Наверное, там не столь масштабно все организованно как в музее Ферсмана, но тоже очень интересно «раскрыты» богатства Урала. Одна геологическая карта, выполненная из яшмы и других поделочных камней, добываемых в регионе, впечатляет.
Даже если не получится посетить музей Ферсмана, каждый турист должен иметь представление, как выглядят камни в природе. Иначе мы и дальше будем топтать ногами рубины и аквамарины в горах и на морских берегах, даже не подозревая. Рассматривать картинки полезно, но цветопередача часто неправильная. Поэтому музеи камня к изучению обязательны!
Зато идешь потом по каменистым тропам и узнаешь: вот он, малахит! Заберем с собой. А дома камешки превращаются в ожерелья!
Сколько интересного осталось в этом безымянном норвежском ручейке!
Следующий текст является не полным. Прочесть статью полностью. Минералогический музей имени Ферсмана – старейшее хранилище России, бывший раздел петровской Кунсткамеры, затем подразделение Академии наук. Здесь находится крупнейшее собрание минералов, в том числе красивейшие кристаллы, их скопления, метеориты. Представлены искусные работы огранщиков и камнерезов. Музей располагается в историческом здании начала XIX века.