Творчество Сергея Есенина влияет на каждого россиянина, даже совершенно не интересующегося поэтическим искусством. Поэзия его настолько народна, что внедряется в сознание через общение с другими людьми, упоминания в книгах и фильмах, обильное цитирование даже в обыденных разговорах. Поэтому посещение музея Есенина – места, где рождалась столь популярная лирика, интересно многим людям, с разными характерами, вкусами и увлечениями.
Музей Есенина расположен по месту единственной в его жизни прописки. Деревянный двухэтажный дом принадлежал купцу Крылову, жившему в нем и сдававшему часть комнат жильцам. Здесь много лет прожил отец поэта Александр Никитич, служивший у Крылова старшим приказчиком мясной лавки. Сюда приехал молодой Сергей, чтобы зарабатывать на жизнь, нанявшись подсобником в типографию. Дослужившись до корректора, молодой человек начал заниматься влекущим его с детства творчеством.
Дом пришел в ветхое состояние, усугубленное несколькими пожарами. Задуманный к 100-летию поэта музей располагать здесь было невозможно. В 1994 году оригинальный дом снесли и построили копию из кирпича, обшив досками для сходства. Музей открыли в 1995 году на общественных началах, через год энтузиасты подарили его Москве. С тех пор это государственное учреждение, но работают здесь люди, увлеченные поэзией Сергея Есенина и передающие такое же отношение всем посетителям.
Вход в музей Есенина украшен бюстом великого русского поэта, рядом ваза с любимыми и воспетыми им полевыми цветами. Справа от входной двери выполнена инсталляция окна с видом рязанского полевого пейзажа, на стекле в золоченой рамке – строчки стихотворения Есенина.
Непосредственно перед мемориальной комнатой расположен небольшой лекционный зал со скамьями для посетителей, который является одновременно и экспозиционным помещением, стена его увешана стендами с афишами и публикациями. Таким же образом используется образующая этот зал стеклянная перегородка – на ней также размещены материалы о Есенине, о планируемых поэтических вечерах в Политехническом музее и подобных мероприятиях. Литературные мероприятия в форме публичных чтений и острых диспутов представителей разных поэтических направлений и течений были в те времена в порядке вещей и пользовались большим успехом.
Многие демонстрируемые в музее Есенина печатные документы являются откликами на поэтические споры разных течений, ранний период творчества нашего героя прошел в кружке имажинистов. Представители этого направления проповедовали самостоятельную ценность словесных образов, их оторванность от реальной жизни. Также имажинисты считали неизбежным конфликт искусства и государства. Есенин разделял их воззрения только отчасти, это были издержки метаний молодости. Один из стендов посвящен кругу имажинистов и присутствию среди них Есенина.
Другие стенды музея Есенина показывают свидетельства очевидцев и документы, раскрывающие личность поэта во многих аспектах. Восприятие революционных событий и разделения страны на красных и белых, описания поездок за границу, петербуржского периода жизни и творчества – основные темы экспозиций. Более зрелое творчество поэта полностью самобытно, выражает его недюжинный талант. Основное количество откликов на его творчество отмечают эти его литературные отличия от заурядных авторов.
Самый оригинальный стенд в музейной экспозиции выполнен в виде оклада иконы – триптиха, в котором вместо культовых изображении размещены есенинские документы, а в центре карандашный портрет поэта работы художника Юнгера. Создатели этого оригинального стенда хотели, видимо, подчеркнуть неразрывную связь поэта с православной верой.
Сергей Есенин был действительно набожным человеком, но вполне ли корректно по отношению к вере подобное использование типичного для икон обрамления – уверенности нет. Однако о протестах верующих и священнослужителей ничего не известно, а привлечение внимания посетителей обеспечивает успешно. Этому содействует и размещение по бокам стенда реальных икон, в том числе с ликами апостолов Симона и Иакова.
Есенинская комната за стеклом
Мемориальная комната поэта для входа недоступна, она отделена стеклянной перегородкой. Получилась объемная витрина, позволяющая видеть окружающую молодого человека обстановку, обеспечивая при этом полную сохранность и безопасность экспонатов внутри. На стекло перегородки нанесена фотография Есенина в юном возрасте, с пышной шевелюрой и скрещенными на спинке стула руками. Снимок обрамлен нарисованной рамкой и росчерком. Не все посетители одобряют такой способ демонстрации, но есть в нем своя прелесть и смысл, ярко выраженный в одной из строк поэта: «большое видится на расстоянье».
Обстановка комнаты как-то по-деревенски незатейлива, чисто городских предметов здесь немного – сервант, этажерка на переднем плане, шторы на окнах да солидные часы на дальней стене. На этажерке большое овальное зеркало в металлической оправе, бронзовый подсвечник, несколько книг и фотографий. Небольшой бюст Пушкина свидетельствует о почитании Есениным своего великого предшественника, о чем он неоднократно говорил и писал.
Скромная кровать на переднем плане застелена лоскутным одеялом, на полу комнаты домотканый половик. Деревянные, окованные металлом сундуки были тогда одинаково распространены как в сельской местности, так и в городах. Примечательна икона Казанской Божьей Матери в красном углу – она принадлежала лично Есенину и свидетельствует о его религиозности. Баяном, стоящим на табурете, поэт хорошо владел и охотно демонстрировал свое умение.
Другой ракурс в комнате позволяет подробнее рассмотреть некоторые детали обстановки. Стол накрыт белой простой скатертью. На нем медный самовар с заварным чайником на расписном подносе, шкатулка и ваза с цветами. Несколько ваз стоит на одном из подоконников. Большая застекленная рамка на стене содержит дорогие жильцу фотографии, которые в те времена не было принято хранить в альбомах. Настенная полочка подле божницы содержит еще несколько образов, здесь же фотография отца Сергея, Александра Никитича.
Белый зал музея Есенина
Помещение, именуемое Белым залом, посвящено теме творчества Есенина как части мировой культуры. Именно с этих высоких позиций и следует оценивать творчество российского самородка, его редчайшее поэтическое дарование. Стихи Есенина столь мелодичны и ритмичны, что множество из них положены на музыку. Поэтому наличие в зале белого фортепиано – не символическое украшательство в тон названию помещения, а необходимый инструмент для демонстрации достоинств поэзии Сергея Есенина.
В этом зале проводятся всевозможные публичные мероприятия: вечера или конференции; демонстрируются фильмы о Есенине. Стенды заполнены копиями известнейших произведений мирового искусства, среди которых размещены и стихи Есенина. Небольшие бюсты и статуэтки на высоких мраморных подставках изображают самых знаменитых поэтов, писателей и художников мира. Этакий пантеон мирового искусства.
Две противоположные стены имеют зеркальные вставки с эмблемами, символизирующими одна – Россию (буква Р в терновом венце), вторая содержит литеру Е в венце из золоченных листьев лавра. Как толковать подобный символизм, каждый посетитель решает сам, если обращает внимание на такое оформление. Может быть, это противопоставление судеб России и поэта, либо обозначение роли Есенина в российской культуре.
Музей Есенина испытывает явный недостаток помещений для размещения экспонатов, его посещение заканчивается столь же неожиданно, как трагически оборвалась жизнь Сергея Есенина в возрасте всего тридцати лет. Посетить эту экспозицию стоит всем бывающим в Москве – демонстрируется много интересного о жизни одного из любимых поэтов России.
Очень приятно, что не забываются творчества таких великих людей. Хорошо, что есть люди, которые вносят свой вклад в то, чтобы новое поколение не забывало своей истории. Если бы не уследили за этим зданием и оно пошло под снос ради какого-нибудь магазина, в следствии этого, музей не посетили люди, которые рассказали о своем походе своим близким и так постепенно память об этом месте и человеке сошла на нет. Я надеюсь, что в общем образование и информативных сетях будет не только новая история мира, но и прошлое, которое нельзя забывать.
Этот музей очень маленький, хотя по фотографиям это не очевидно.