Мемориальный музей Горького работает с 1965 года в доме, где великий русский писатель жил после возвращения из Италии и до кончины.
Само здание в котором расположен музей Горького является предметом архитектурной истории, проект был выполнен основоположником модернизма в России Шехтелем. Им было создано много особняков для купечества, среди воплощенных проектов зодчего здание Ярославского вокзала, изменение облика Московского Художественного театра и другие работы. Соратником в проектировании интерьера дома, заказанного одним из представителей династии производителей тканей Рябушинских, был начинающий живописец Врубель.
Внешний облик здания отличается чертами раннего модернизма, а именно направления модерн, отличающегося от символизма и импрессионизма. Купеческий особняк С. Рябушинского отличается нестандартностью конструктивных форм, выражающейся в асимметричности составных частей здания, массивном нестандартном портале входной группы. Размеры и контуры оконных проемов разнообразны, даже переплеты оконных рам имеют различные конструкции. Фриз из керамической плитки с изображениями орхидей, ажурные орнаменты ограды и балконного ограждения выделяют особняк из ряда других зданий.
Начало осмотра музея Горького
В том же стиле выполнено и внутреннее оформление здания, начиная от входной двери и прилегающих стенных панелей. Необычны даже контуры обыденных предметов, дверные ручки поражают изысканность формы, а завитки бронзовых деталей напоминают фигуры морских коньков. Тема подводного царства является доминирующей во всех остальных элементах интерьера, открывающихся посетителям музея Горького по мере продолжения осмотра. Достоверно известно, что писатель не участвовал в выборе места своего пребывания, однако после жизни в Италии на морском побережье новое жилище определенно могло ему понравиться.
Напротив входа в особняк расположен просторный холл с огромным зеркалом, отражающим затейливые двери. Над зеркалом установлен масштабный витраж с пейзажем, визуально увеличивающий размеры холла. Виды живой природы освежают облик помещения, позволяя разнообразить и украсить монотонный интерьер. Массивные шкафы и занавес на штанге, укрепленной между ними, образуют удобную гардеробную.
Одним из безусловных художественных шедевров конструкции и оформления здания музея Горького является необыкновенная лестница, ведущая на второй этаж. Совместная идея Шехтеля и Врубеля воплощена в мраморных перилах, воспроизводящих очертания морских волн. Нижний гребень вздымается к потолочному светильнику, имитирующему облик медузы. Ниспадающая часть мраморной волны образует оригинальную скамейку, подогреваемую теплым воздухом из находящегося рядом отверстия в форме раковины моллюска.
Океаническая тематика поддерживается окраской стен в цвет морской воды, образуя цельное и своеобразное художественное решение. Массивные книжные шкафы занимают все свободное место – это была самая востребованная мебель в доме.
Подъем по лестнице с оригинальными перилами оставляет приятное и волнующее ощущение плавания в водном потоке. Наружный осмотр создает впечатление созерцания морской глади с барашками и бурунами водных потоков. На втором этаже особое внимание привлекает красочная колонна, выделяющаяся коричневой окраской мрамора, из которого выполнен ствол.
Капитель достойна пристального осмотра, в ее оформлении видны изображения цветущих лилий и саламандр, символизирующих соответственно процветание и стойкость к огню, и оба означают также целомудрие. Пройдя мимо этой колонны, можно попасть в домовую церковь особняка Рябушинского, оборудованную по канонам старообрядчества.
Столовая, она же гостиная
На первом этаже реквизированного у владельцев особняка, выделенного писателю после возвращения с Капри, размещался его кабинет, столовая и библиотека. Второй этаж отводился семье сына Горького, Максима. Общая столовая использовалась не только по прямому назначению, но служила и гостиной, и чаще всего не семейной.
Здесь собирались единомышленники по литературе и другие деятели искусства, разделяющие принципы реализма. Дискуссии и обсуждения произведений, разговоры о путях развития литературы и искусства вели современники писателя при его деятельном участии. Два кресла возле столика у окна служили для индивидуальных бесед авторитетного литератора с начинающими авторами.
Ближний к входным дверям уголок помещения столовой оборудован большим кожаным диваном и небольшим сервантом, украшенным сосудами с гжельской росписью. Здесь Горький мог общаться с родственниками или близкими товарищами, просто отдохнуть. Дискуссионный клуб писателей, которым чаще всего являлась эта столовая, был практически единственным помещением в доме, лишенном книжных шкафов.
Библиотека и секретарская комната
В противоположность столовой, библиотека как при жизни писателя, так и в музее Горького уставлена книжными шкафами полностью. Рядом с библиотекой размещен секретарский кабинет с письменным столом и шкафами с документами. Приставной инкрустированный столик и стул предполагали размещение гостя и собеседника, к услугам которого была пишущая машинка. За письменным столом, кроме кресла секретаря, размещен оригинальный сервант, совмещенный с диваном – необходимый предмет отдыха для не блещущего здоровьем писателя.
На свободном участке стены секретарской комнаты висит карта, в шкафах выставлены периодические издания, которые Горький редактировал, рецензировал либо в которых сотрудничал. Документация, ведение которой поручалось секретарю, была обширна и разнообразна.
Перечень включал как материалы Союза писателей, созданного при активном участии Горького, дела издательства Всемирная литература, созданного и патронируемого великим писателем. На письма Горький большей частью отвечал лично, секретарю поручался контроль, чтобы обращения случайно не остались без ответа.
Очень интересно, насколько данный интерьер отражает настоящий быт писателя? Я большой поклонник творчества Алексея Максимовича и с удовольствием бы посетил его последнее место жительства. Только у меня всегда сомнение, а так ли это было в те времена?
>
Думаю, так всё и было. К оформлению подобных музеев относятся очень ответственно, изучают интерьеры той эпохи, документы, фотографии. Особенно впечатлила гардеробная и лестница — МАСШТАБНО!
>
Да, могу судить только по представленным фото, но выглядит действительно удивительно. Купец, бывший владелец, не экономил на строительстве. Обязательно постараюсь попасть, увидеть собственными глазами.
Обалденная лестница. Это стиль арт-деко? Остальные помещения — какая-то канцелярщина. Чей это, правда, дом-то был в начале? Не Алексей же Максимович его строил?
Люблю музеи такого формата. Не являюсь большой поклонницей творчества Горького, но в музей, при первой возможности, загляну обязательно! И, судя по фотографиям в статье, там всё прям пропитано атмосферой, в которой жил и работал сам писатель. А это ли не главное?)
Вряд ли можно найти музей-квартиру более богатую на экспонаты, эмоции и атмосферность. В жизни семейства А.М.Горького было много загадочного, включая его смерть. Если вы понравитесь смотрительницам, то они шёпотом непременно поделятся какой-нибудь апокрифической историей или своими соображениями на этот счёт. Мне посчастливилось быть знакомым с человеком, который часто бывал в этом доме и тесно общался с писателем. Поэтому каждое посещение позволяет глубже понять эпоху и творчество самого великого и непостижимого русского писателя ХХ века.