Личный творческий кабинет
Кабинет Горького, по свидетельству современников, был единственным помещением в особняке, обстановку которого вплоть до расположения предметов и даже мелких деталей определял писатель лично. Все личные кабинеты, где бы он не находился, Горький оборудовал одинаково. Это для него стало привычкой и необходимым условием для творчества. Под прозрачным укрытием, предохраняющим от износа или уноса как сувениров, расположены писчие принадлежности и другие личные вещи писателя.
Рукописи Горький хранил на завешанных тканью полках своего шкафа, потому что письменный стол не имел ящиков. Стол был выше обычных письменных, именно к такому привык Алексей Максимович. Удобное и глубокое кресло для посетителей и собеседников дополняло обстановку рабочей зоны кабинета. На подоконнике в специальном футляре хранились садовые инструменты – Горький любил иногда ухаживать за растительностью возле дома.
Противоположный угол кабинета был отведен под размещение обширной коллекции писателя, которую он собирал на протяжении периода жизни, следовавшего за босоногим и нищим детством. Став успешным и обеспеченным материально литератором, Горький увлеченно собирал нэцкэ – миниатюрные японские статуэтки, изначально предназначенные для крепления к поясу мелких предметов, ведь традиционная японская одежда не имела карманов. Постепенно из обиходного предмета нэцкэ превратились в род ювелирных изделий из слоновой кости, ценной древесины или металлов.
Оживляет интерьер кабинета витраж в имитации оконного проема с видом на растительность. Угол помещения декорирован под камин, который здесь действительно существовал, но был разрушен после национализации здания. Под настоящим окошком расположен сувенирный мебельный набор из узкого столика и табуретов, украшенных искусной резьбой. На столешнице – сувенирная пара оригинальных сосудов в тон мебели этого комплекта.
Спальня, помещения и экспонаты второго этажа
Спальня Горького обставлена только необходимыми для этого помещения вещами, здесь односпальная кровать, платяной шкаф с большим зеркалом, кресло и стулья. На миниатюрном столике между кроватью и креслом – настольная лампа, на прикроватной тумбочке фотография старшей внучки Марфы. На стене живописный волжский пейзаж, на полу узорчатый ковер.
Вся мебель добротная, довольно изысканная. Устроенная по просьбе писателя угловая книжная полка, на которой сейчас ничего нет. При жизни Горького никогда не пустовала, чтение перед сном было его многолетней привычкой. Иногда он даже представлялся профессиональным читателем, а не литератором.
Одна из комнат второго этажа музея Горького полностью посвящена изображениям писателя, документам и фотографиям из его жизни. Бюст и поясной портрет дополняется живописными полотнами с изображениями местностей, где подолгу проживал Горький. Своеобразная галерея содержит произведения всех живописных жанров, выполненные как известнейшими художниками, его современниками, так и более поздними мастерами кисти.
Вторая комната наверху сохранила предметы из жизни семьи сына Горького. На стене пейзажная работа и портрет девушки, обе картины принадлежат кисти художника Нестерова, члена Товарищества передвижников, современника Горького. Максим Пешков обладал определенным талантом живописца и графика, которые в должной мере не реализовал.
Состоял в правящей партии, некоторое время был чекистом, преподавал на курсах Всевобуча. Погубило молодого человека пристрастие к алкоголю, по словам дочери, после визита к наркому Ягоде он простудился, отдыхая на скамейке возле дома. Скончался Максим в 36 лет, ускорив и кончину отца, случившуюся через два года.
В небольшой комнатке верхнего яруса размещена экспозиция, посвященная истории семейства хозяина особняка до революции. Крестьянин из-под Калуги Михаил Рябушинский занялся торговлей, в 1802 году выбился в купцы. Семейство сначала приобрело текстильную фабрику, затем наряду с подобными предприятиями занялись производством стекла и бумаги, лесозаготовкой и переработкой древесины, полиграфией. Сын основателя династии Павел Михайлович имел восьмерых сыновей, все были успешными предпринимателями и банкирами.
Сергей Павлович кроме финансов и коммерции профессионально занимался реставрацией икон, коллекционировал культовую живопись. После революции Рябушинские эмигрировали и проживали за рубежом, за исключением видного ученого Дмитрия Павловича, основавшего первый в России аэродинамический институт, переданный затем государству
По своим религиозным убеждениям Рябушинские были староверами, поэтому в особняке была обустроена молельная комната, потайная по причине крамольности их верований. Молельня была оборудована в староверческих традициях, стены и куполообразный потолок покрыты храмовыми росписями, характерными для молельных заведений староверов.
Своеобразные орнаменты напоминают гораздо более позднюю абстрактную живопись. Скудное естественное освещение через маленькие , невидимые снаружи оконца для обозрения посетителями музея Горького, дополнено современными светильниками.
На выходе из особняка, уже возле гардероба, большинство посетителей останавливаются возле стенда с фотографиями и рисунками главного персонажа музея Горького. Он предстает и в одиночку, и в различных групповых и коллективных снимков. Кроме того, присутствуют изображения зданий и интерьеров прошлых мест обитания писателя и тех местностях, где он бывал на протяжении жизни. Повидав последнее жилище великого реалиста, посетители по снимкам воспринимают весь его жизненный путь.
Очень интересно, насколько данный интерьер отражает настоящий быт писателя? Я большой поклонник творчества Алексея Максимовича и с удовольствием бы посетил его последнее место жительства. Только у меня всегда сомнение, а так ли это было в те времена?
>
Думаю, так всё и было. К оформлению подобных музеев относятся очень ответственно, изучают интерьеры той эпохи, документы, фотографии. Особенно впечатлила гардеробная и лестница — МАСШТАБНО!
>
Да, могу судить только по представленным фото, но выглядит действительно удивительно. Купец, бывший владелец, не экономил на строительстве. Обязательно постараюсь попасть, увидеть собственными глазами.
Обалденная лестница. Это стиль арт-деко? Остальные помещения — какая-то канцелярщина. Чей это, правда, дом-то был в начале? Не Алексей же Максимович его строил?
Люблю музеи такого формата. Не являюсь большой поклонницей творчества Горького, но в музей, при первой возможности, загляну обязательно! И, судя по фотографиям в статье, там всё прям пропитано атмосферой, в которой жил и работал сам писатель. А это ли не главное?)
Вряд ли можно найти музей-квартиру более богатую на экспонаты, эмоции и атмосферность. В жизни семейства А.М.Горького было много загадочного, включая его смерть. Если вы понравитесь смотрительницам, то они шёпотом непременно поделятся какой-нибудь апокрифической историей или своими соображениями на этот счёт. Мне посчастливилось быть знакомым с человеком, который часто бывал в этом доме и тесно общался с писателем. Поэтому каждое посещение позволяет глубже понять эпоху и творчество самого великого и непостижимого русского писателя ХХ века.